*112802*
Мурзалинова
А.Ж., Климина Л.С.
Северо-Казахстанский государственный
университет им. М.Козыбаева, Республика Казахстан
Школа как институт
формирования поликультурной личности обучающегося
Необходимым условием
успешного вхождения ребенка в современный мир является внедрение полилингвизма
и основ мегакультуры в образовательный процесс.
В связи с этим в наше
сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном
характере образования, который является одним из главных принципов его развития.
Воспитание поликультурной
личности предполагает освоение собственной культуры, а также изучение культуры
других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других
национальностей, воспитание доброжелательности, общительности и толерантности в
общении с представителями других национальностей, развитие потребности в
изучении языков межнационального общения.
Школа как основа социокультурной сферы
деятельности и этнокультурного образования в достижении социумом региона
этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания
себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая
природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных
условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности.
Цель и назначение осуществления программы
возрождения национальной культуры в школе - приобретение учениками понимания
смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Школа является
каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной
культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она
воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным
ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Духовная среда школы - мощный фактор,
влияющий на развитие личности учащихся и на их последующую судьбу. Цель
парадигмы деятельности всех субъектов возрождения культуры в школе -
сформировать в ребенке, подростке интеллигентность в высоком значении этого
слова, как интегративное качество личности, характеризующееся
культурно-личностными ценностями; диалектичность мышления как постоянно
действующий метод и инструмент познания и преобразования действительности:
самооценку интеллектуального творчества и сознательного служения
общечеловеческим идеалам; чувство собственного достоинства свободной личности
Перестраивать содержание образования в
школах следует с позиции базовой культуры личности и стандарта образования.
Базовая культура личности есть гармония
культуры знаний, культуры творческого действия, культуры чувств и общения.
Базовую культуру личности справедливо ассоциируют с некой целостностью,
включающей в себя оптимальные свойства, качества, ориентации, позволяющие ей
индивидуально развиваться в гармонии с общечеловеческими ценностями и культурой
своего народа. Это придает индивидууму большую социальную устойчивость,
продуктивную включенность в жизнь, труд, творчество. Приоритетное направление
базовой культуры: культура жизненного самоопределения.
Базовая культура личности обнаруживает
резервы ее развития в диалоге со многими представленными в регионе культурными
пластами, субкультурами и мультикультурами. Базовая культура не монологична, а
разнообразна, она выступает как общение разных культур, где каждая из
исторически сосуществующих культур имеет свое решение проблемы.
Стратегия педагогического процесса школы
как центра возрождения духовной культуры своего региона нам представляется так:
школа должна сделать для учащихся престижной сферу нравственного
самоутверждения, благодаря развитию их интеллектуальных, художественных,
технических, спортивных, коммуникативных, творческих способностей.
«Литературное чтение» как учебный предмет
в начальном образовании имеет широкие возможности для воспитания личности
школьника, формирования его духовно-нравственных и гражданских качеств,
казахстанского самосознания, развития готовности и способности к
пониманию, интерпретации художественных
текстов и на этой основе создания собственных текстов разных жанров в их
стилевом многообразии.
Формирование представления о
человеке и окружающем его мире происходит посредством чтения младшими
школьниками художественных произведений русской, казахской и мировой литературы. При этом необходимо
обратить внимание учащихся 2-4 классов на особенности национального характера
персонажа произведения, мотивацию его поступков, для того, чтобы лучше узнать
традиции и культуру данного народа. Учащийся, постигая разные национальные
миры, начинает лучше понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и
морально-этические представления родного народа, соотнося их с нравственными
ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры равнозначны и
самобытны, вырабатывает у младшего школьника толерантность и уважение к представителям
всех национальностей.
Практика показала, что можно
широко применять пословицы и поговорки, присловья, которые характеризуются
устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость,
солидарность, добро, любовь. Благодаря глубокой философской обобщенности и
художественной ценности, мир народных пословиц решает практические нравственные
проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, следовательно, формирует
моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными
нравственными принципами. В форме пословиц и поговорок народной педагогикой
разработана система правил-наставлений.