*112515*
д.п.н., доцент Сыдыкова Р.Ш.
Международный
казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави, Республика Казахстан
Приоритетные
направления развития музыкального
образования в
условиях инновационного образования
В контексте инновационной направленности современной
вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов характерна ориентация на
качественное обучение, приоритет личностного становления и развития,
совершенствования специализированных (музыкально-хороведческих) знаний, умений
и навыков в овладении элементами творческой самореализации, формированием
готовности к определению траектории личностного развития. Все это требует
освоения новых функций и обновления содержания специализированного образования,
поиска и новых подходов к внедрению прогрессивных технологий обучения и гибких
организационных форм, нового прочтения принципов образования и воспитания
молодого поколения на основе гуманистической парадигмы образования.
Исследование
данной проблемы и ее приоритетные направления будут рассмотрены нами с
нескольких позиций:
-
научно-исследовательская
направленность искомой проблемы;
- современное воспитание участников образовательного
процесса в логике личностно-ориентированного образования;
- процесс развивающего обучения как фактор успешности
развития креативности личности. Эти вышеуказанные приоритетные направления, на
наш взгляд, не получили должного научного освещения в теории и практике
профессионального музыкально-педагогического образования.
Новая
образовательная парадигма направленная на развитие креативности обучающегося
как активного субъекта деятельности требует от современного педагога-музыканта
неординарных подходов к организации
соответствующей стратегии научно-практической музыкально -
педагогической деятельности, ориентированной на поддержку обучающегося в
духовном самостроительстве, на формирование его готовности к творческой
реализации в будущей музыкально- педагогической деятельности. Созданию такой
совместной образовательной ситуации, благоприятствующей активизированию,
расширению и углублению со-творческой научной и учебно- исследовательскую
музыкально-познавательной деятельности (будущих педагогов-музыкантов), путем
запуска процессов ее осмысления и рефлексии, должна и может стать
научно-исследовательская деятельность педагогов-музыкантов.
Подтверждение
тому находим во мнении Э.Б.Абдуллина о том, что «...несмотря на большое
количество исследований музыкально- педагогического характера вопрос о
теоретических основах исследовательской деятельности педагога-музыканта не
поднимался» [1, с. 11]. Не на должном уровне были раскрыты вопросы о методах
научных музыкально-педагогических исследований и разработанность их научного
аппарата. В связи с чем чрезвычайно важно отметить то, что указанные
противоречия позволили Э.Б.Абдуллину разработать концептуальную основу
музыкально-педагогического исследования на интеграции общекультурного,
музыкального и педагогического направлений. Методологический анализ по мнению
автора позволяет охватить диалектическую суть «в стремлении одновременно
мышлением, памятью, воображением охватить многообразие фактов, понятий,
относящихся к изучаемому явлению, сопоставляя, сравнивая, оценивая различные, в
том числе противоположные точки зрения. При этом анализ как форма мышления
находится в единстве...с синтезом. Именно способность к синтезу в опоре на
многомерный анализ придает профессиональному мышлению учителя музыки ту
системность и целостность, которые и являются важнейшими признаками
методологического анализа» [1, с. 12]. Автор считает, что первостепенное
значение для понимания сущности методологического анализа и его основной
функции имеет представление «об уровнях методологического анализа: философском,
общенаучном, частно-научном. При этом важнейшим условием его осуществления
является специфика и органическая взаимосвязь этих уровней в
музыкально-педагогическом исследовании...» [1, с.14].
В
контексте вышеуказанного необходимо отметить и мнение Ш.Т.Таубаевой о том, что
«культура и образование есть, в конечном счете, человекотворчество, и в этом их
главное назначение... и для достижения поставленных целей педагогу необходимы
творческие способности, навыки приближения процесса обучения к научному поиску,
вовлечение учащихся в активное обучение и повышения их научного потенциала» [2,
с.9].Нам импонирует мнение ученого о том, что «методологические знания включают
в себя методологию общенаучного знания и методологию специального знания
(педагогики)» [2, с. 18], где в последней выделены три важных направления,
которые применительны и для педагогики музыкального образования, в целом, и для
нашего научного исследования, в частности это: а) философские основы педагогики
(педагогическая цивилизация, педагогическая парадигма,философия науки, философия
образования, философиявоспитания, формирование менталитета социума,
педагогическое науковедение); б) современное понимание методологии педагогики
(понятие «методология педагогики», методологическая проблема, методологическое
знание, методологическое исследование, методологические концепции и школы,
методологическая культура исследователя); в) методологические основы
педагогического исследования (логика педагогического исследования, методы
педагогического исследования, результат педагогического исследования, оценка
качества педагогического исследования, методологическая основа этнопедагогики)
[2, с. 18]. Более того, автор считает, что «Исследовательская деятельность
учителя строится на таких постулатах как цель, содержание, формы и методы
формирования его готовности к предстоящему исследованию собственных действий по
логике «рефлексия - научное исследование - практика - рефлексия»» [2, с.24]. В
продолжении логики нашего исследования необходимо отметить, что указанная
операциональная «цепь» (рефлексивная - научное исследование - практика
рефлексия) действии в процессе выполнения определенных задач характерна и для
развития креативности будущего специалиста - педагога-музыканта и формирования
его готовности к творческой самореализации.
Вместе с тем, анализ
научно-педагогической литературы по данной проблеме позволяет отметить
серьезные недостатки в развитии самой профессиональной деятельности педагога, в
том числе педагога- музыканта, связанные с деформацией, стагнацией ее отдельных
компонентов, переосмыслением ее ценностно-смысловых ориентиров, невосприятием и
отрицательной реакцией на внедрение новаций в педагогическую практику. Другими
словами, не подготовленность к восприятию и осмыслению инновационной
направленности педагогической деятельности заложено в готовности к рефлексированию
самой личности педагога. Следовательно приоритетное направление акцентирующее
процесс воспитания, в высоком смысле, являясь основополагающей в педагогической
триаде «Обучение - воспитание - развитие» ориентирован на совершенствование
внутреннего (духовного) становления и развития личности. Оно определяет
«нравственную» платформу социокультурного общества.На сегодняшний день проблемы
воспитания актуализированы общим духовным кризисом, захватившим общество в
связи с девальвацией нравственно-культурных ценностей связанных с переходом на
рыночно- экономические отношения, непосредственно, обуславливает необходимость
формирования нового общественного сознания, на развитие этнокультурной
толерантности.
Решение этой задачи, на
наш взгляд, может выполнить интеграция в этнообразовательное пространство
(этнопедагогика, этнопсихология, этно- музыкальное искусство и культура)
который содержит богатый воспитательный материал, служащий средством
воспитания подрастающего поколения путем приобщения из познанию истоков народной
мудрости, народных традиций, народного музыкального творчества.
В плане сказанного
А.А.Калыбекова отмечает: «Каждая нация должна «взрасти», т.е. осознать
необходимость национального образования, участвовать в создании
инфраструктуры...обучения родному языку, литературе, искусству, в целом в
приобщении учащихся к своей национальной культуре» [3 с.7]. Созвучно со
сказанным и мнение Ш.Б.Кульмановой исследующей проблемы воспитания младших
школьников средствами казахской народной музыки. Исследователь отмечает, что
«она (т.е. народная музыка) выступает связующим звеном между традициями ^ и
совершенностью, между обществом и личностью, помогая ей почувствовать,
осмыслить и усвоить все богатство окружающего мира, лучшие достижение своего
народа» [4, с.11]. По мнению автора «Казахская народная музыка - это
«летопись», «зеркало» жизни казахскогонарода.. .поэтому познание учащимися
младших классов через музыку, созданию многими поколениями казахов, ее культуры
представляет собой большой образовательный, воспитательный и развивающий
потенциал» [4, с.11].
Далее в контексте
характеристики приоритетных направлений искомой проблемы, требуют решения
вопросы, связанные с развивающим обучением и его влиянием на развитие
креативности будущего педагога, в том числе и педагога-музыканта. Развитие
личности безусловно происходит в процессе неординарного вида обучения, как
развивающего. Создатели теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков,
Д.Б.Эльконин, В.И.Зинченко и др.) сконцентрировав внимание на составляющих: учебная
деятельность, теоретическое мышление, рефлексии, личностное знание, диалогизм
обучения, разработали основы развивающего обучения с учетом зоны ближайшего
развития, ориентированного, по мнению В.П.Зинченко «На формирование установки
на понимание, обеспечивающее непроизвольное напоминание, а не на произвольное
запоминание и заучивание, в формировании умения учиться, соответствующих
приемов учебной деятельности (которая, согласно Давыдову, посредством рефлексии
внутренне связана с теоретическим мышлением)..., в снятии барьеров перед
учением, задачей, пониманием, учителем, экзаменатором» [5]. По мнению
И.Я.Лернера «развивающее обучение, безусловно, должна приобщать школьников к
эмоционально-ценностному восприятию окружающей действительности в процессе изучения
учебных курсов и предметов» [6].
Резюмируя
вышесказанное, можно отметить, что исследование приоритетных направлений
музыкально-педагогического образовательного процесса в развитии креативности
будущего педагога-музыканта и стимулирования процесса формирования его
готовности к творческой самореализации является самостоятельной педагогической
задачей, которая требует своего научного осмысления в виде новой
диссертационной работы. Исследование способности к
творчеству может быть различной не только по степени выраженности, но также по
видам (интеллектуальная, социальная, практическая и др.) и по качеству
(генератор идей, критик, аналитик и др.), вследствие чего, при организации музыкально- педагогического
образовательного процесса необходимо проявлять специальную заботу о создании
условий для развития (проявления, неподавления) способности будущих
специалистов к творчеству через создание развивающего
художественно-эстетического, музыкально-образовательного пространства и
одновременно стимулирования их внутреннего настроя к творческому саморазвитию и
самореализации в практической музыкально-педагогической деятельности.
Научно-теоретические
подходы к сформулированной выше исследовательской позиции позволяют нам
предположить выделение в качестве самостоятельных педагогических проблем
вопросы о развитии креативности будущего педагога-музыканта средствами
художественно- эстетического образования, а также нацеливать на поиск
теоретических и практических путей разрешаемое (комфортности) ее (личностного)
самосовершенствования, самореализации и выявления адекватных условий для его
творческой самореализации в системе высшего педагогического образования.
Литература
1.
Абдуллин Э.Б. О сущности, этапах развития
научной школы и её направления. // Методология педагогики музыкального
образования: Сб.научных статей. -М.: МГПУ, 2007. - С.11-34.
2.
Таубаева Ш.Т.
Научные основы формирования исследовательской культуры учителя
общеобразовательной школы. - автореф... докт.пед.наук. - Алматы, 2001. -46 с.
3.
Калыбекова А.А.
Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. - Алматы.: Баур,
2005. - 200 с.
4.
Кульманова Ш.Б.
Теория и практика воспитания младших школьников средствами казахской народной
музыки. - Алматы: Ғылым,
1999.-361 с.
5.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические
основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова): Уч. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
6. Лерненр И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.