*113173*
Ст. преподаватель Мендешева Р. А.
КазНПУ
имени Абая, Казахстан
Преподаватель Джундыбаева А. А.
КГУ «Гимназия № 35»,
Казахстан
Роль гуманистической культуры личности в программе школьного
обучения
Роль гуманистической культуры
личности в программе школьного обучения существенна как в воспитательном, так и
в художественном отношениях, поскольку наряду с получением знания аспектов
гуманистической культуры обучающийся знакомится с гуманистическим искусством и
его местом в жизни общества и гражданина. Изучение этой стороны философии,
психологии, педагогики и искусства
помогает глубже понять смысл этих явлений духовной жизни. В своем исследовании
мы рассматриваем гуманистическую культуру, как составную часть
духовно-нравственной культуры, которая
формируется гуманистическим мышлением и гуманистической деятельностью,
гуманистическим образованием, воспитанием и практикой. Гуманистическая культура
личности представляет сложнейшее образование,
процесс ее формирования это
восхождение к возвышенным человеческим качествам, где ведущую роль играют
эстетического цикла художественно-эстетические дисциплины, в том числе изобразительное искусство, обладающее
огромным воспитывающим потенциалом. Для полного
раскрытия сущности гуманистической культуры,
мы в своем исследовании дадим несколько педагогико-искусствоведческих
и психолого-философских определений данного понятия. С
педагогической точки зрения, И.Г. Якимович выделяет гуманистическую культуру
личности, как «неотъемлемое свойство человека, качественная сущностная
характеристика его духовной культуры, которая представляет целостную систему
взаимосвязанных компонентов, основывающих на гуманистической идеологии» [1]. И.Г. Слюняева в своей работе
гуманистическую культуру личности рассматривает «как важнейший показатель ее
нравственного и общего развития, степень усвоения общечеловеческих ценностей жизни,
реализация усвоенных знаний в различных видах социальной практики, богатство
духовных запросов, способность гордиться достижениями отечественной культуры и
искусства» [2]. С позиции искусства М.Х. Балтабаев рассматривает гуманистическую культуру личности, как часть
нравственной культуры и подчеркивает, что в идеале человек должен быть
носителем гуманистической культуры, и дает следующее ее определение «это
«духовно-нравственное образование», где «культура заключает в себя
ценностно-оценочный пласт, ибо она в главном выражает гуманистическую сущность
человека. Потому формирование культуры общества одновременно является процессом
выработки нравственных ценностей. Глубоко гуманистические и гуманизированные
ценности культуры, формируясь в нормы, правила и установки людей, становятся нравственными
эталонами человека…» [3]. По мнению философа
В.А. Решетникова под гуманистической культурой подразумевается современный
гуманизм, как вид культуры, где объектом гуманистических исследований является
человек в единстве с его социоприродными связями, что меняет исследовательские
акценты, позволяет преодолеть антропоцентристский субъективизм и психологизм и
«создаёт возможности для использования культурологического подхода, т.е.
гуманизм может рассматриваться и как определённый вид культуры. Действенной
силой обладает не учение как таковое, а формируемая им культура» [5]. Все
эти определения гуманистической культуры, которые даны философами, педагогами,
деятелями искусства, можно объединить единой мыслью, что гуманистическая
культура в состоянии стимулировать устойчивый интеллектуальный и нравственный
прогресс общества.
Литература:
1.
Якимович
И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности
подростка во внеурочной деятельности: Дис. канд. пед. н.- Брянск, 1997.- 187с.
2.
Слюняева
И.Г. подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры
учащихся средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. н.- Брянск,
2000.- 235 с.
3.
Балтабаев
М.Х. Педагогическая культурология. - Алматы, 2000. с.268.