*101186*

Некоторые приемы композиции в башкирской прозе

В башкирской прозе используются различные композиционные приемы, существуют определенные традиции в их применении. В данной статье анализируются некоторые из этих приемов.

Композиция романов Г.Хайри «Поворот» (1928), Х.Гиляжева «Солдаты без погон» (1965), И.Абдуллина «Иду по Млечному пути» (1983), повестей М.Карима «Долгое-долгое детство» (1976), А.Хакима «Перелетные птицы» (1974),  «Хромая волчица» (1988), З.Галимова «Старшина» (1987) построена путем использования ящичного приема, берущего начало в фольклоре и классической литературе Востока. «Поворот» состоит из отдельных частей: рассказов, хикайатов,  новелл, документальной повести – у каждой из которых есть свой сюжет, свой герой. Они представляют широкую панораму жизни, плавно связывая сюжеты с главной идеей романа, с главным героем Шамси.  Подобная композиция успешно используется и в романе «Солдаты без погон». В отдельных рассказах-новеллах раскрываются яркие судьбы многих героев – Сахипъямал, взвалившей на себя всю тяжелую работу, председателя колхоза Магиры, духовно-нравственно окрепшей, созревшей как личность, как руководитель в период тяжких военных испытаний, Ямги, превозмогшего  личную и семейную трагедию, сумевшего вернуться к полноценной действенной жизни, Фатхи, пережившего душевную драму из-за полученных фронтовых увечий, районного уполномоченного Хабибуллина, который стремился точно выполнить указания сверху и своевременно отрапортовать, бюрократа Хабирова.

Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе. Истории  десятков личностей в «Долгом-долгом детстве», рассказанные в отдельных новеллах, объединяет в одно целое герой повести Кендек, который является центром философской оценки событий и поступков окружающих людей. Если рассказчик Г.Гумера «Городок на волнах» (1954) является только свидетелем описываемых событий, то Кендек у М.Карима анализирует жизнь, оценивает происходящее, формируется как личность, духовно развивается, выступает активным двигателем событий.

Роман И.Абдуллина  «Иду по Млечному пути» (1983) состоит из тридцати одной новеллы и рассказывает о героической борьбе и гибели советского разведчика Нура Фатихова в оккупированном фашистами городе Киеве. Роман начинается с написанной в лирическом стиле с романтически пафосным вступлением новеллы «Разговор с духом Фатихова», являющейся ключом  к следующим новеллам. В сюжетной линии используются и краткие сведения, и разнообразные факты, и документы. Повествующие о борьбе Фатихова во вражеском тылу и подполье части –  «новеллы про героизм и смерть» характеризуются суровой реалистичностью. Василь Желедка, Вера Макаровна, Мария Куница, Федор Кушнир, Рая Буяненко, Василий Светлин – их героическая жизнь и борьба освещаются в отдельных новеллах с неожиданными поворотами, полными опасностей.  В романе «Солнце все не заходит» (1996) применен тот же ящичный прием композиции, где рассказывается об одиннадцати мужественных солдатах, отдавших жизнь за свободу Родины. Вступительная часть и эпилог окаймляют,  организуют воедино отдельные части произведения вокруг центральной идеи и главного героя. Во всех этих романах образ повествователя придает внутреннюю целостность отдельным самостоятельным историям, объединяет различные события и характеры воедино, выступает проблематическим центром, организующим художественную мысль произведения. Как видим, башкирские литераторы успешно используют ящичный прием композиции для  изображения событий из различных эпох, для воссоздания многогранных характеров.

Композиция повестей и романов, отображающих глубинную связь прошлого и настоящего, освещающих судьбы прошедших жестокие испытания войны современников старшего поколения очень часто основываются на ретроспективе. Ретроспективный прием, позволяющий связать события разных временных пластов, был присущ, в первую очередь, большим эпическим формам, написанным в 70-е г.г. Популярность ретроспективного приема в башкирской прозе некоторым образом связана и с традициями тюркской литературы. Но в отличие от произведений прошлых периодов, где прием  смешения разных временных структур выполнял лишь формальную функцию, в современных текстах он приобретает большое смысловое содержание. Через освещение прошлого писатели ищут пути разрешения проблем сегодняшнего дня. В повестях и романах А.Хакима «Млечный путь», «Радуга», «Скачки», «Листопад», Р.Баимова «День расплаты», «Запоздавшая мелодия», Ш.Биккула «Мы еще поживем», А.Багуманова «Что за день», Т.Кильмухаметова «Жизнь одна», Т.Гиниятуллина «Погреб», С.Шарипова «Дубовый столб» и др.  отбираются и психологически глубоко изображаются только те воспоминания, способные более ярко осветить философские проблемы современности. Нарушение хронологической последовательности повествования преследует только одну цель – придать глубину сюжетной линии, объемнее выразить важные картины. Организация текста с точки зрения времени и пространства требует отдельной формы повествования, отличного от автора повествователя.  Частенько рассказчик – Мансур («Млечный путь»), Галиахмет («День расплаты»), Иршат («Мы еще поживем»), Ислам («Радуга»), Ягафар («Скачки»), Адгам («Что за день»), Насиров («Жизнь одна»)  – не только повествователь, но и участник событий, эмоционально переживающий и ищущий истину. Свою оценку он выражает не только отбором и  расположением фактов, но и с помощью речевых средств  экспрессивного характера.

Монтажная композиция позволяет широко и многопланово осветить мир, образно отразить  его во всем богатстве,  противоречиях и в единстве, познать явления жизни в сложных взаимосвязях. В стремлении убедить читателя в «правдивости» событий, для максимальной насыщенности художественного содержания, информационного расширения его границ путем внесения различных сведений, в целях достижения жизненного звучания произведения писатели обращаются к приему монтажа. «Северные амуры», «Темное наследство», «Сырдарья», «Салават», «Уходили башкиры на войну»  Я.Хамматова, «Кровавый 55» Г.Хусаинова, «Белый олень на Синь-горе» Н.Мусина, «Кречет мятежный» Р.Баимова, «Верный конь и добрый молодец», «Памятники для живых» Ф.Исангулова, «Сабли обнаженные» В.Исхакова, «Кровавая земля» Г.Хисамова, «Прощай, Рим!», «Иду по Млечному пути» И.Абдуллина – в эти  романы широко внедрены отрывки из исторических документов, архивные материалы, биографические сведения, военные приказы, новости из периодической печати, сообщения  информбюро и т.д. В тех произведениях, в составе которых имеют место вставные рассказы, лирические и публицистические отступления, перестановка эпизодов-событий  хронологического порядка, прием монтажа всегда присутствует. В произведениях Р.Низамова, Я.Валиева, И.Абдуллина, А.Хакима, Р.Баимова, С.Шарипова, А.Багуманова, основанных на ретроспективе, успешно используется прием монтажа. Монтажная композиция, где активен аспект регистрации различных  ассоциаций, аналогов и антитез, несоответствующих  предметной логике повествования, но отражающих течение мыслей автора, удачно использована в повестях и романах М.Карима «Долгое-долгое детство», Г.Гиззатуллиной «Хадия», Т.Гариповой «Луна и Солнце – одни», Ф.Акбулатовой «Вкус меда – на шиповнике».

В романах  Н.Мусина «Последняя борть» (1999), М.Абсалямова «Хальфа» (2004) внутренние эмоционально-содержательные связи  между персонажами, событиями, эпизодами, деталями оказываются важнее внешних причинно-следственных и временных связей.  Истории о различных судьбах соответственно главной идее сополагаются, сюжетные линии развиваются именно в плане внутренних ассоциативных связей, писатели используют своеобразную технику воссоздания пространственно-временной мозаики.