*112095*
Филологические науки / 2. Риторика и стилистика
Керимова Р.А.
Учреждение
Российской академии наук
Кабардино-Балкарский
научный центр РАН, Россия
Наиболее важные стилистические
приемы в поэтическом тексте К. Кулиева
Исходя из рассмотренных и исследованных на
сегодняшний день направлений в литературоведении, можно сделать вывод, что
изучение структуры поэтического текста является весьма актуальной
проблематикой, которая только набирает свои обороты в развитии и углубленном
рассмотрении ее учеными Северного Кавказа.
Исследование глубин и сущности построения
поэтического текста является очень тонкой и многогранной проблемой, которая
дает свободу автору в изучении данной задачи, так как до сих пор нет единой
определенной концепции, где выработаны четкие ориентиры в рассмотрении
поэтического текста. Конечно, нельзя недооценивать уже существующие труды
известных ученых, от которых отталкиваются многие молодые специалисты, но
каждый автор находит свое видение данной проблемы и выводит собственную формулу,
которая, несомненно, является обоснованной и закрепленной за автором.
На наш взгляд является несомненным и
неоспоримым то, что поэтический стиль включает в себя индивидуальные
особенности, иными словами особые предпочтения писателя в плане выбора художественных
и стилистических составляющих, с помощью которых создаются определенные
произведения.
Стилистические приемы и
изобразительно-выразительные средства поэтического стиля К.Кулиева, в нашем
понимании, в своем текстуальном воплощении являются главными конструкционными
элементами, необходимыми для создания лирического произведения.
Наиболее важные на
наш взгляд поэтические фигуры в поэзии К. Кулиева это - повтор, метафора,
сравнение. Их роль в образно-речевой художественной системе поэзии К. Кулиева
особенно велика, поскольку они связаны с его личностным миропониманием и играют
важную роль в формировании его философской и творческой позиции.
Метафоры для К. Кулиева
являются неисчерпаемым источником для передачи практически неограниченного
круга смыслов во всех сферах материальной и духовной жизни человека. Поэт
новаторски подходит к использованию метафорических образов, они отличаются
оригинальностью, выразительностью и эмоциональной наполненностью:
Я «Здравствуй, утро!» пел, не зная,
Какие утра суждены.
Потом уж я вставал на зорьке
И знал, что ждет меня беда,
И наши утра были горьки,
И горькою была вода [1;58].
Повторы в текстах К. Кулиева – это
образно-композиционный приём, направленный на эмоциональное выделение
фрагментов авторской мысли, формирующий поэтический строй художественного
текста. Кроме того, повторы имеют уровневую структуру: повторяться могут
элементы разной степени организации – от отдельного слова до фразы и целой
строфы:
Что тебе милей всего, сосна?
- Высота - вот страсть моя и гордость!
- Что тебе милей всего, скала? [1;102].
В произведениях К. Кулиева в
основу сравнений ложатся абстрактные понятия, так как они для поэта являются,
прежде всего, средством раскрытия чувств, состояний, мыслей. С помощью
сравнений поэт стремится сочетать в своих стихах контрастные в смысловом и
стилевом отношении речевые средства (абстрактные понятия сравниваются с
конкретными вещами, предметы часто сопоставляются с отвлеченными понятиями): //
Печальна и чиста, / Как жизнь, людьми любима, / Как жизнь, ты непроста, / Как
жизнь, непостижима, / Музыка! // [1;45].
В поэзии К. Кулиева повтор, сравнение и
метафора выступают в роли ядерных экспрессивно-смысловых единиц, которые
формируют микрополя и тем самым очень важны при составлении разных образов.
Насыщенность и концентрация в одном микротексте одновременно сравнений,
повторов, метафор, их чередование и другие функции направлены на решение
определенных авторских задач, текстуальная реализация которых и актуализирует
особенности функционирования данных средств в произведениях великого
балкарского поэта. Стилистические приемы в системе стиля К. Кулиева – это
способ передачи авторского видения, восприятия и интеллектуально-эмоционального
осмысления окружающего мира.
Эти стилистические фигуры, не только
формируют художественный образ через номинацию, но и несут эмоциональную
нагрузку, содержат оценку и участвуют в формировании текстовой структуры,
стилизации, выявляют специфику художественной картины мира поэта. Поэт создает
свои метафоры, сравнения, повторы не ради красивой формы, а для того, чтобы
полнее и глубже выразить своё мировосприятие, но, тем не менее, эти образы
поражают необычностью и оригинальностью.
Литература:
1. Кулиев К. Ш. Собрание
сочинений: в 3-х томах. Т. 2. Стихотворения. Поэмы. – М.: Художественная
литература, 1976 – 1977.
2. Керимова Р. А. Эволюция индивидуального стиля
поэзии К.Кулиева: Диссертации на соискание ученой степени к. ф. н.,
2011.