*112350*

                                              К.ф.н. доцент      Бұлдыбай А. С.

                               Казахский националный университет им. Аль Фараби

Казахское сказительское искусства

        Создателями, носителями и исполнителями одного из видов богатейшего фольклорного наследия казахского народа - эпичес­ких произведений - являются узаны, баксы, жырау, жыршы, киссашы, термеши. Очевидно, никто не будет отрицать огромной роли сказителей в сохранении, формировании и передаче из поколения в поколение эпических произведений, имеющих всемирное значение.  В них сконцентрированы многовековая история и культура народа.          Исследование происхождения названных фольклорных типов, более точный анализ их функций, в словесном искусстве, раскрытие внут­ренних закономерностей их эволюции должно способствовать реше­нию различных проблем казахского эпоса. Эти идеи особенно ценны для казахской фольклористики.

      В качестве первых создателей и носителей эпических произ­ведений можно называть узанов. Первые данные об узанах встречаются в трудах А.Маргулана, он пишет, что в историческую эпо­ху Коркыта на Сыр-Дарье, населенным огузско-кипчакскими племена­ми, жил гениальный старец, выходец из народа, советчик, пре­восходный акын (узан), который мог предвосхитить и предсказать будущее, затем  А.Коныратбаев приводит точные сведения об этих фольклорных типах. «В песнях деда Коркыта огуэско-кипчакские племена называют сказителей эпоса «узанами». Это примерно IX-X века. Первым узаном огузов был Коркыт. В те времена песня ис­полнялась лишь под аккомпонемент кобыза, в музыкальном размере кюя». [1]  О непосредственной творческой связи произведений Кор­кыта с эпическими песнями наряду с этим свидетельствуют его собственные сочинения  .

      Данные о происхождении этого термина можно найти в трудах русских ученых-ориенталистов. Так, А.К.Боровков пишет: «Этим словом называются по-тюркски разряд людей, играющих на тамбуре, поющих песни - тюрки и сказывающих огузнаме» уточняет; «аузан - название класса людей или племени, которые, играя на гитаре (ташбуре - А.Б.), поют песни и читают предсказания». [2]  О связи термина «уэан» с эпическими песнями огузских племен говорит В.В.Бартольд, основываясь на данных словаря ХУП века «Шуурыга»: «У народов огузского происхождения мудрые изре­чения и эпические былины в древности одинаково назывались огузнамё, а исполняющего эти былины именовали узанами».

      Вторые фольклорные типы, которых исследователи также свя­зывают с исполнением эпических песен - это баксы. О происхож­дении данного слова имеются разные точки зрения. Об этом писал в свое время Е.Турсынов. В казахском языке слово «баксы» ис­пользуется в двух значениях: первое связано с искусством слова, сказительством (это акын, музыкант), второе означает - яснови­дящий, врачеватель, гений, шаман [3]. О связи Коркыта (прозванного в свое время узаном) с икусством баксы писал в свое время Ч.Валиханов: «...все это сопровождается игрою на кобызе, инструменте, принадлежавшем аулие Коркыту, и пением, которое называется сарын. [4] Б.Кенжебаев подчеркивает многогранность дарова­ния баксы. Он пишет, что они и жыршы, и кюйши, и врачеваггели и ясновидящие. Впоследствии типы баксы сохранились у казах­ского народа лишь в качестве ясновидящих и врачевателей, а уз­беков, туркмен и каракалпаков баксы до сих пор связаны с искус­ством слова Впоследствии типы баксы сохранились у казах­ского народа лишь в качестве ясновидящих и врачевателей, а уз­беков, туркмен и каракалпаков баксы до сих пор связаны с искус­ством слова. Невозможно точно определить как длительно высту­пали они в роли эпических сказителей. Если основываться на ма­териалах А.Коныратбаева, то баксы-сказители тюрко-монгольских племен были связаны с искусством слова в Х-ХУ вв.    Узаны и баксы, дополняя друг друга, длительное время бок о бок разви­вали искусство слова. А также в работах А.Коныратбаева можно найти и более точные сведения о функциях баксы, которую они вы­полняли в последующую эпоху: «В ХУ-ХУШ вв. жырау «отпочковыва­ются» от баксы

            Еше один тип эпических сказителей - это жырау.   Л.З.Будагов, Е.Исмаилов, Н.С.Смирнова и другие связывают проис­хождение этого слова от «жыр», «жырламак». В словаре В.В.Радлова такие слова, как «йыр», «йырлыжы», «йырла», «жырау», «жыраушы» поясняются как сказители. А.Коныратбаев подчеркивает, что жырау посвятили себя искусству слова начиная с ХУ  в. Но исследователь не отрицает их роли в устно-поэтическом творче­стве.

       Первые отголоски этой точки зрения можно найти в тюркском словаре Махмуда Кашгари «Дивани лугат-ат турк» (XI в.). Он го­ворит, что обычно тюрки называют «йырагу» тех, кто сам сочиня- ет песни. При изучении старинных документов и исторических материалов можно ясно увидеть, что жырау, как и баксы, выпол­няли различную функцию. Они создавали произведения, были совет­чиками, главой войск, сказителями. Если у баксы в пору их рас­цвета преобладали качества врачевателей и ясновидящих, то в последствий баксы более связанные с икусством слова (сочинение произведений и их исполнение). Они были в большей мере импрови­заторами, советчиками и мудрецами.

      А.Маргулан подчеркивает, что жырау в своей натуре не акы­ны, это мудрецы, советники, исполнители толгау. Это гении, мыс­лители, которые в трудные для народа дни выступают со словами одобрения и поддержки. Они и воспитатели, и наставники. Жырау - глава родов, аксакал, печальники самых чаяний и ожиданий народ­ных. Они выступают с импровизацией толгау, в который призывают народ  к дружбе, единению, призывают дать отпор врагу[5] .

       О роли жырау и о жанровых особенностях их произведений можно прочитать у М.Ауэзова. Он пишет, у жырау в отличии от акынов и жыршы имеют свои специфические жанры. В задачи и обя­занности жырау не входит воспевание всего. В поле их зрения лишь критика своего времени, предвосхищение века, эпохи, а так­же повествование об исторических событиях и их оценка. Их твор­чество как представители индивидуальной поэзии довольно подроб­но рассматривается в трудах фольклористов.

          Об этом хорошо сказал М.Магауин, исследовавший особенности индивидуаль­ной поэзии жырау: «Вместе с тем он (Казтуган - А.Б.) эпический поэт. В некоторых произведениях ногайлинского периода замечает­ся влияние поэзии Казтугана. С этой точки зрения, Казтуган - один из первых создателей казахского эпоса. После ХУ11 в. у жырау стали постепенно угасать черты индивидуального творчества (сочинительство). Вместо этого усилилось другое их качество - эпическое сказительство. Причину этого исследователь видит в том, что «жырау были представителями древнего патриархального общества. Поэ­тому, когда родовое казахское общество стало терять свои первый воначальные особенности, и жырау стали сходить с арены».

       Традиции эпического сказительства, которые развивали последую­щие поколения, когда-то входящих в огузские племена, обогаща­ли «не только казахские жырау, но и каракалпакские. Следует сказать и о том, что эти эпические традиции сохранились также и у туркменского и  алтайского народов.

      Жыршы - еще одни фольклорные представители сказительского искусства. Термин «жыршы» непосредственно связан с терминами «жыр» и «жырау». Так, в труде Абульгазы «Летопись тюрков» (Шаджарат-ал-ат-тюрк) упоминается жыршы Улуг, который известил Чингис хана о смерти его сына Жошы  . В работе К.Халитова  «Тауарих хамса» даются сведения о том, что одну группу акынов называют «жыршы». Они равны акынам. В двух этих исследовани­ях слово «жыршы» используется не в смысле «сказитель», «испол­нитель песен», а в значении «акын», который создает поэтические произведения. Хотя термин «жыршы» первоначально употреблялся в таком значении, но в народной среде было широко распростране­но другое его значение. Точное определение этого термина можно найти у А.Маргулана: «Самую многочисленную груп­пу казахских народных певцов составляли жирчи (или жыршы) -сказители. Жирчи, буквально - песенники, сами мало творят. Они поют заимствованные у других песни и сюжеты.

      Наряду со сказителями - жырау, которые украшали своей импровизацией эпические песни, жыршы не могли не оставать­ся неизменными вместе с наступательным ходом истории. 

         Жыршы-импровизаторы и пополнившиеся группой жырау (сказитель) теперь не только исполняют заученные готовые тексты, но и оказались сопричастными к формированию и развитию эпоса. Эти два назва­ния фольклорных типов стали впоследствии причиной многих разно­гласий в науке об устно-поэтическом творчестве. Если одни уче­ные предлагают называть жырау только создателей (авторов) толгау, то другие - говорят о том, что сказители были жырау, поэ­тому и их следует называть так. Некоторые фольклористы, не по­нимая правильно этого процесса, высказали логически неправиль­ные мысли.

      Якутские исследователи первых исполнителей олонхо называли сэсен (шешен) «оратор», затем - ырыа (жырши). О  карачаевских сказителях приводит интересные факты А.З.Холаев. Он пишет, что в одних случаях они прибегают к прозе, в других - к стихам, а иногда сочетают их. В том случае, когда эпический текст по­ется, певцу (жырчы) подпевают несколько человек из числа слу­шателей

          Характерная черта казахского фольклора в том, что в одном представителе искусства нередко бывают органически соединены различные качества: он и создатель, и исполнитель произведе­ний. Кроме того, если еще учитывать, что казахские сказители заучивали красноречивые, искрящиеся остроумием толгау, терме и эпические произведения, притом не только свои, но и современни­ков, то мы уверенно можем констатировать, что жырши и жырау яв­ляются представителями синкретического искусства, то есть они являются сказителем, музыкантом, певцом, артистом, оратором и поэтом своего времени.

 

Литературы

1. Коныратбаев Ә.  Казақ  эпо­сы және түркология.  - Алматы. 1987,  - 571 стр.

2  Боровков  А.К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса.//Воп­росы изучения эпоса. -М., 1998  .- С.69-70.

3. Турсынов Е. Казақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері                 -  Алматы,  I975,  - 423 бет.

4 . Валиханов Ч.Ч. Собрание сочине­ний. - Алма-Ата, 1984,  T.I, - 578 стр

 5. . Маргулан Ә. Ежелгі  жыр, аныздар. - Алматы, 1985