*111481*
К.ф.н. Сиривля М.А.
Челябинский государственный университет,
Костанайский филиал, Костанай, Казахстан
Реализация культа
сильной личности в языке СМИ
Принятие культа
сильной личности
приводит к тому, что нарушение и уголовного и гражданского кодексов
не осуждается. В материалах, посвященных правонарушениям, преступление и его
исполнители могут представляться героически, если действия правонарушителей
отличаются оригинальностью и выдумкой. В газете
бытует негласное правило позитивно оценить любой талант, в том числе и криминальный. Цель использования оценочных языковых единиц –
добиться закрепления в памяти популярного образа. В результате происходит
подмена оценки: отрицательный герой воспринимается как положительный. Например:
«В историю попадают не только герои, но и
бандиты! Десятого июля 1995 года городской суд Санкт-Петербурга приговорил к
смертной казни уроженца Казахстана Сергея Мадуева, на счету которого были
десятки убийств, разбойных нападений, грабежей. Словно играючи, ловкий
и безжалостный гангстер неожиданно возникал в разных концах страны и
легко уходил и от милиции, и от криминальных авторитетов, которые при жизни
приговорили его к смерти за то, что он посягнул на святая святых - воровской
общак. Это он стал героем тюремного романа, который прославил его на всю
страну. … Обвинение сняло с него недоказанные эпизоды, но за два убийства и
множество грабежей суд в 1995 году дал бандиту-романтику
"вышку". А пока по факту попытки побега шло следствие, в стране был
введен мораторий на смертную казнь. Расстрел ему заменили пожизненным
заключением. "Одинокого волка" закрыли в
Новочеркасской тюрьме в специальной одиночной камере с видеонаблюдением». («Экспресс
К», 15.03.05) В статье рассказывается об убийце, воре. Однако материал подается
неоднозначно. Об этом свидетельствуют перифрастические обороты, по-разному
характеризующие правонарушителя: безжалостный гангстер, бандит-романтик,
одинокий волк. Автор осуждает преступника, но и подчеркивает его исключительность.
Понимая, что Мадуев совершил множество преступлений, журналист называет его безжалостным
гангстером, причисляя его к преступному миру, но одновременно отмечает его
фантазию, неординарность. В статье также говорится о том, что, совершая
преступления, рецидивист мог оставить в живых ребенка или женщину в интересном
положении, или даже отказаться от совершения преступления, если решил, что оно
может навредить более слабому. Журналист рассказывает о том, что Мадуев никогда
не входил в постоянные группировки, всегда совершал преступления один или с
временным напарником, поэтому автор называет его одиноким волком, тем
самым отдаляя его от преступного мира. Дополняет этот сложный образ история его
отношений с женщиной-следователем, которой увлечение бандитом стоило свободы.
Эта история возвела бандита в ранг романтиков – людей, склонных к идеализации
действительности, проникнутых высокими эмоциями. Так, герой статьи из
отрицательного если и не превращается в положительного, то уже и не воспринимается
как обычный вор и убийца, вокруг его образа формируется некий положительный
ореол. В материале большое внимание уделяется уникальности преступника, и на
второй план уходит главное – его преступления, в том числе и убийства. В
результате нивелируются общечеловеческие ценности: жизнь, частная собственность,
безопасность. Как видим, газета способна формировать общественное сознание,
создавать своего рода культ сильной личности. В данной статье автор представил
неординарного человека. Подобные публикации формируют отличное от общепринятых
норм морали представление об образе жизни, важнейшей ценностью которой
становятся личные устремления человека, не считающегося с окружающими. Такие
публикации могут оказать негативное моральное воздействие читателя, особенно на
сознание молодого читателя. Приведем еще примеры, в которых отражается
идеализация сильной личности: «Завязав с
кражами, "вор-легенда" засел за мемуары. Супервор современности
поделился с "Комсомолкой" секретами
мастерства. Западная пресса называет американца Уильяма Мейсона
крупнейшим в истории вором. … Под вспышками многочисленных фотокамер
респектабельный пожилой господин с аккуратной бородкой и изучающим взглядом
подписывал мемуары». («Комсомольская правда», 6.08.04); «Ловкость рук всегда вызывает изумление и
восхищение публики, так как достигается колоссальным трудом и упорными
тренировками. Но часто этот инструмент действует во вред, а не во благо,
поскольку воры и мошенники используют его в своих грязных целях. С одним таким "королем
манипуляций" меня однажды свела судьба». («Аргумент ы и факты», №42, 2004) и др. При
периодическом прочтении таких материалов в сознании читателя утверждается
мысль: цель оправдывает средства. Подобная мировоззренческая позиция приводит к
бездуховности общества, последствия которой даже трудно представить.
Во многих средствах массовой информации
активно пропагандируется лозунг - успех любой ценой: если ты известен, значит ты
успешен, значит ты сильная личность. В связи с этим в современных печатных
изданиях публикуется много материалов об известных людях и том, как они
добились успеха. Например: «И надо ж было
такому случиться, что именно в этот день главный дирижер российской власти
решил дать отставку всему министерскому оркестру во главе с маэстро Касьяновым
(хотя в чем именно сфальшивил Михал Михалыч, никто так и не понял). Говорят,
поэтому на мероприятие не приехали главный певец среди политиков Жириновский
и главный
политик среди певцов Кобзон, хотя думцев отставка, конечно не
коснулась». («Собеседник», №8, 2004) Перифрастические наименования
главный певец среди политиков и главный политик среди певцов
характеризуют двух известных людей, которым необходимо одобрение электората.
Владимир Жириновский стремится завоевать симпатии избирателей своей
непохожестью на остальных политиков и использует популистские методы: обещания
обеспечить безбедное существование (хлеба) и привлечение внимания (зрелищ).
Имидж политика строится на стереотипных представлениях о благополучии и на
мнимой близости к электорату, понимании проблем обычных людей и обывательских
представлениях о жизни. Владимир Жириновский использует различные способы
завоевания доверия и голосов избирателей, поэтому пробует себя в вокальном
жанре, а поскольку, лидер ЛДПР является единственным поющим политиком, поэтому
назван главным певцом среди политиков. Иосиф Кобзон, сменивший род
занятий, является единственным артистом, ставшим депутатом Государственной
Думы, поэтому в противовес назван главным политиком среди певцов. Стремление к
популярности любой ценой отражено в следующих контекстах: «Огорченный музыкант Шевчук вошел в сговор с
уволенным и не менее огорченным звукорежиссером Филиппа Киркорова. Вместе они
распространили запись в Интернете с реальными звуками, которые якобы издаёт
Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. История закончилась битвой витязя русского рока и короля попа в ресторане на
кулаках» («Московский комсомолец», 16.05.12); «И вот в эту праздничную толчею по пологой лестнице, ведущей в элитный
подвал, спускается человек, одетый в строгий костюм и кроваво-красную
водолазку, символизирующую наверное, демократическое и горящее сердце, - это
Булат Абилов. Будучи то ли неплохим психологом, а может, Пушкина начитавшись,
он был последним, кто появился в зале до официального начала. Так, помнится
мне, Онегин приходил в театр. Даже я не удержался и отвесил поклон огненному
демократу». («Экспресс К», 18.02.05); «Известный пиарщик самого себя – потрепанный эротоман Никас Сафронов притащил с собой
молчаливую негритянскую девушку…» («Комсомольская правда», 5.05.00). В
настоящее время известные люди становятся примером для подражания. Особенно
эффективной пропаганда становится тогда, когда используются оценочные средства,
воспринимаемые как индивидуальные находки, в том числе и перифразы. Чем более
оригинален вновь созданный оборот и выраженная в нем оценка, тем больше
вероятности, что он привлечет внимание и запомнится.
В тесной взаимосвязи с культом успеха любой
ценой находятся положительные оценки привлекательной внешности. Внешние данные
являются одной из составляющих успеха: «Кира
Найтли привлекла внимание Голливуда, сыграв в фильме "Играй, как
Бекхэм", после чего хорошенькая девушка, которой
недавно исполнилось 19 лет, быстро пошла в гору…» («Караван», 16.07.04)
Оценочный перифраз хорошенькая девушка дает характеристику голливудской
актрисе, причем на первый план выступают не актерские способности актрисы, а ее
внешность. Это наводит на мысль, что талант, способности и трудолюбие, конечно,
важны, но более значительную роль в формировании жизненного успеха актрисы
играет привлекательная внешность. Прагматический эффект оценочного
перифрастического наименования формирует стереотип: успешным может быть только
привлекательный человек. Эта тенденция поддерживается в материалах о различных
людях: актерах, спортсменах, певцах, политиках и т.д. в представленных ниже
контекстах в описании известных личностей сделан акцент на их
привлекательности: «На снимках запечатлены безумно красивые девушки в
интерьерах гостиничных номеров Москвы, Парижа и Нью-Йорка. Эти барышни с грустными глазами
кому-то могут показаться "ночными бабочками", услугами которых
пользуется избалованный богатый художник.– Эрвин Олаф творит только в студийном
стиле, – говорит критик из Голландии Квинтен Ван Гемскерк.» («Экспресс
К», 16.05.12) «30
марта очаровательная Кристина
Орбакайте стала в третий раз мамой. У популярной певицы и ее мужа бизнесмена Михаила Земцова
родилась дочь Клавдия» («Комсомольская правда», 16.05.12) и т.д. Описание внешних данных в
представленных контекстах не является необходимым. В каждом представленном
примере указание на привлекательную внешность является метакоммуникативной
информаций, отсутствие которой в тексте не повредит основному смыслу
высказывания. Исключение оценочного компонента из описания не оказывает
заметного влияния на смысл контекста, но снижает воздействующий эффект.
Наименования, указывающие на привлекательную внешность, нередко сопровождают
положительные оценки известных людей. Это сочетание формирует еще один
стереотип: одной из важнейших составляющих успеха является красивая внешность.
Воздействующая функция газеты является одной
из важнейших, в этой связи использование оценочных наименований при описании
известных людей, историй успеха или оригинальных событий становится необходимым
условием создания оценочного текста в реализации культа сильной личности,
характерного для современного общества в целом.
Литература.
1.
Birk N.P. and Birk G.B. Selection, Slanting, and Charged Language.//
Language Awareness/ P. Eschholz, A. Rosa, V. Clark. - NY: St. Martin's press. -
1990. - P. 125-138.
2.
Покровская Е.В. Газета в
современной культурно-речевой ситуации.// Русская речь, №5, 2005. – С.69-75.
3.
Шостак М.И. Эффект
внушения.// Репортер: профессионализм и этика. – М.: РИП-холдинг, 2003. –
С.50-75.