*113118*

Филологические науки/Язык, речь, речевая коммуникация

 

К.ф.н. Курьянович А.В.

Томский государственный педагогический университет, Россия

Русская элитарная речевая культура в зеркале эпистолярной коммуникации

Эпистолярная сфера коммуникации со свойственными ей установкой на открытый, искренний диалог, особой ролью вербальных и графических средств, ярким проявлением авторского личностного начала обладает большими возможностями для речеведческих исследований. Эпистолярный дискурс как ряд текстов определенной жанрово-стилевой принадлежности в единстве их лингвис­тических и экстралингвистиче­ских аспек­тов рассмотрения, за которыми стоит одна и та же языковая личность автора, с момента своего появления в глубокой древности и по сей день является неотъемлемым атрибутом межличностной коммуникации в разных ее проявлениях (А.А. Акишина, Н.И. Белунова, Н.Ю. Бусоргина, Н.В. Глухих, Н.А. Ковалева, Л.В. Нижникова, Е.В. Полякова, Н.В. Силаева и др.).

Жанр, в том числе и эпистолярный, в системе лингвокультурологического знания выступает как «коммуникативная схема речевого выражения этнокультурного сознания», «речевая модель ценностно-смысловой репрезентации мира» (Н.Ф. Алефиренко), единица дискурсивно-культурного сознания, отличающаяся не только совокупностью тематических, композиционных и стилистических особенностей (согласно концепции М.М. Бахтина), но и целым комплексом культурно значимых особенностей.

Эпистолярий, активно используемый в отечественной коммуникативной практике, способен представлять сферу реализации особенностей вербального поведения элитарной языковой личности. Данная разновидность носителя языка характеризуется особым типом мышления, является успешной в плане реализации эффективной коммуникации, соответствует национальным традициям общения, обладает ярким индивидуальным стилем. Носители эталонной речи свободно владеют кодифицированными языковыми, этическими, коммуникативно-прагматическими и риторическими нормами литературного языка, целесообразно и творчески используют возможности функциональных стилей, речевых жанров, специфических свойств устной и письменной форм речи. Овладению данным типом речевой культуры способствуют особенности воспитания и обучения, характер профессиональной деятельности, постоянное стремление к самообразованию, расширению кругозора, высокая степень ответственности, самодисциплины в сфере вербальной коммуникации, а также систематическая критическая оценка собственного стиля речевого поведения.

Критериями отнесенности носителя языка к элитарному речевому типу выступают: 1) высокий уровень общей культуры, нравственных, этических принципов и норм общения; 2) принадлежность к гуманитарной сфере и к тем, для кого слово является инструментом повседневной практической деятельности: писателям, журналистам, деятелям театра и кино, ученым гуманитарного профиля, политикам, государственным деятелям; 3) привычка и опыт публичных выступлений; 4) следование ортологическим нормам русского литературного языка, т.е. владение речью «правильной» и «культурной» (В.В. Колесов)» [1, с. 14 – 15].

Исследование особенностей дискурсивного поведения эталонной языковой личности как «образцовой», наиболее приближенной к реализации «идеала языка» (Г.О. Винокур) и «идеальной нормы» (Е.Н. Ширяев) является особенно актуальными и своевременными сегодня, в условиях абсолютной свободы слова, потенциальной разрешенности инвективы и ее массового употребления в практике межличностной коммуникации. В современном обществе наблюдается тенденция к сокращению носителей элитарной речевой культуры и рост «реальных пользователей», развивается «чисто утилитарное потребление языка» (Г.А. Золотова). На этом фоне чрезвычайно востребованным и злободневным видится изучение модели эталонной национальной языковой личности в ее конкретных текстовых воплощениях в условиях дискурсов разных типов.

Письма эталонных языковых личностей (классиков литературы, ученых, художников, театральных и публичных деятелей) не раз становились предметом разноаспектного анализа (Н.А. Ковалева, И.А. Иванчук, Н.И. Белунова, О.В. Зуева и др.). Нами была предпринята попытка анализа особенностей эпистолярного коммуникативного поведения В.И. Вернадского в аспекте отнесенности данной модели языковой личности к элитарному типу [2]. В ходе исследования было доказано, что эпистолярная речевая манера известного русского ученого-естественника представляется эталонной, риторически организованной, успешной в плане эффективности коммуникации, соответствующей национальным традициям общения, имеющей «наработки» на всех уровнях структуры, включая ее вершину – прагматикон (Ю.Н. Караулов), что проявляется в создании собственного идиостиля (Н.С. Болотнова). Данный феномен характеризуется определенным типом мышления и языкового сознания, специфической системой речевого строя (особым набором ключевых слов, тропов, моделей, грамматических структур).

На наш взгляд, ценность анализа речевого поведения элитарной языковой личности состоит не столько в демонстрации и доказательстве индивидуальности и харизматичности этой языковой личности, сколько в рассмотрении ее в качестве модели, репрезентирующей исторически сложившуюся этноязыковую картину мира, речеповеденческий эталон и культурное самосознание нации.

Литература:

  1. Иванчук И.А. Риторический компонент в публичном дискурсе носителей элитарной речевой культуры: Автореф. дис. … докт. филолог. наук. –  Саратов: Научная книга, 2005. –  65 с.

2. Курьянович А.В. Языковая личность ученого – носителя элитарной речевой культуры (на материале эпистолярного дискурса В.И. Вернадского) //  Сибирский филологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 188 – 197.