*113221*
Филологические науки/ 7. Язык, речь, речевая
коммуникация
Иштоян К.Г.
Педагогический институт ЮФУ, Россия
Проблема исследования
художественного дискурса в аспекте постклассической нарратологии
Исследования, посвященные выявлению специфики когнитивных процессов,
играют заметную роль в изучении языка художественной литературы. Когнитивная
грамматика, теория концептуальной метафоры, анализ ментальных пространств
позволяют совершенно по иному взглянуть на особенности моделирования языкового
и речевого значения в художественном дискурсе. Эти когнитивные направления
обусловили новые парадигмы интерпретации литературного текста, которые не
только учитывают языковые формы – как это делает поэтика и стилистика, - но и
выявляют когнитивные процессы и структуры, лежащие в основе реализации этих
форм в художественном дискурсе.
Термин «постклассическая нарратология» впервые озвучивается в статье Дэвида Германа «Скрипты, следствия и рассказы: элементы постклассической нарратологии» [Herman, 1997]. Сосредотачивая исследовательское внимание на таких понятиях, как схемы, скрипты и фреймы, Д. Герман делает попытку определить элементы специфически когнитивного подхода к повествовательному дискурсу. Обращаясь к понятию «когнитивная нарратология» исследователь утверждает, что данная отрасль знания базируется на многих теоретических моделях и перспективах исследования текста, обнаруживаемых на предшествующих этапах развития филологической науки [Herman, 1997: 1049].
Широкое распространение данный термин получает после выхода сборника эссе Д. Германа, озаглавленного как «Нарротологические концепции: новые перспективы исследования повествовательных текстов [Herman, 1999]. В предисловии к этому сборнику автор, в частности, пишет, что в настоящий момент наблюдается сдвиг нарратологии от классической (структуралистской) фазы - к фазе постклассической [Herman, 1999: 2].
В последние годы в филологической науке появилось множество исследований, проливающих свет на проблематику и методы исследования постклассической нарратологии. Анализ данных исследований свидетельствует о том, что постклассическая нарратология не представляет собой унифицированную отрасль гуманитарного знания, а является «гибридом» феминистской, когнитивной, риторической, культурно-исторической нарратологии. В связи с этим выдвигается мнение о том, что уместно говорить не о постклассической нарратологии как таковой, а соответствующих нарратологических концепциях. Плюрализм теоретических позиций в обозначенной отрасли гуманитарного знания, как представляется, предопределяет две кардинальные проблемы: 1) категоризация современных нарратологических концепций; 2) взаимоотношения между этими концепциями. Решение данных проблем предполагает определение комплементарного характера между современными теориями повествовательного текста, их плюралистичность.
Как мы уже отметили, в контраст единой парадигмы классической структуралистской нарратологии, постклассические техники исследования художественного текста включают в себя целый комплекс дисциплин. М. Флудерник пишет по этому поводу, что из всего многообразия подходов в современном гуманитарном знании выделяется несколько равноправных нарратологических концепций [Fludernik, 2005: 37]. В связи с плюралистическим характером этих концепций возникает проблема выявления явных взаимоотношений между ними. В этой связи Ансгар Нюннинг отмечает, что хотя все новые подходы имеют непосредственное отношение к повествовательным текстам, присущая им глубина теоретизации, уровень эксплицитности теоретических установок, лежащих в основе исследований, в значительной степени разнятся. Некоторые из новых подходов явно занимаются сходной проблематикой [Nűnning, 2003: 256]. Другими словами, «подразделы» постклассических концепций исследования повествовательных текстов в значительной степени взаимодополняют друг друга.
В современных нарратологических изысканиях анализ нетипичного повествования направлен против того, что, по существу, можно определить как «миметический редукционизм», утверждается, что все аспекты повествования могут получить объяснение на основе наших знаний реального мира. Д. Герман, в частности, утверждает, что «ядерный набор когнитивных принципов и параметров, обнаруживаемых в сознании, способствует осознанию нетипичного повествования» [Herman, 2002]. Мария Макела в поддержку этого мнения говорит, что мы теряем из виду специфические характеристики и формы повествования, когда в качестве образца для всех повествований избираем его естественную, типичную разновидность, признаем, что фикциональные сознания являются идентичными сознанию реальных людей. Признание того, что все рассказывания «размещаются» в коммуникативном контексте, соотносимом исключительно с реальными ситуациями, приводит к игнорированию специфических возможностей, свойственных нетипичному повествованию [Mäkelä, 2006: 237-240].
Исследователи, работающие в сфере нетипичного повествования, единодушны в том, что повествовательный текст интересен прежде всего тем, что он потенциально может изображать ситуации и события, которые «превосходят» границы наших знаний об объективном мире. Согласно мнению Я. Албера, повествование не только миметически воспроизводит действительность в такой форме, в которой мы ее знаем, но и «ввергает» в такие необычные виртуальные миры, которые руководствуются принципами, имеющими мало общего с тем миром, который окружает нас [Alber, 2009: 79]. Проектируемые миры могут соответствовать реальному миру, хотя такого явно не должно наблюдаться: виртуальные миры повествования потенциально способны сталкивать читателя с невозможными в физическом или логическом смысле сценариями или событиями [Alber, 2009: 80]. Возможно, вследствие данного положения постклассическая нарратологическая традиция активно задействует достижения когнитивной поэтики, которая занимается вопросами взаимодействия между «текстуальными импульсами» и «ментальными читательскими реакциями». В сферу теоретических интересов когнитивной поэтики входит личностное интерпретативное поведение повседневного читателя.
Выработаны следующие подходы к чтению текста, которые, как представляется, оказываются достаточно действенными при изучении нетипичного повествования: 1) объяснительное чтение, в результате которого объясняются содержание и форма текста с учетом контекстуальных факторов; 2) адаптивное чтение, исследующее тексты для индивидуальных целей; 3) проективное адаптивное чтение, представляющее собой проблемное сочетание первых двух типов интерпретации повествования: исследование текста с субъективной точки зрения отдельно взятого адресата [Бологова, 2000; Ковылкин, 2007].
Думается, что дифференциация типов чтения повествовательных текстов соответствует принципам когнитивной поэтики, которая стремится прояснить общие процессы чтения художественной литературы. В частности, объяснительное чтение предполагает герменевтическую интерпретацию повествования. Другими словами, когнитивная поэтика проливает свет на принципы герменевтического понимания повествовательных текстов.
В когнитивно-поэтических изысканиях «читатель» рассматривают в отношении к эмпирическим результатам исследования как «реального» адресата художественных текстов [Stockwell, 2002: 193], так и «идеального» читателя [Эко, 2005], обладающего устойчивыми навыками профессиональной интерпретации текстов. При этом определенные черты характера читателя, контекст самого процесса чтения достаточно часто упоминаются в качестве важных конституентов языковой личности адресата текстов. У. Эко предлагает рассматривать в качестве такового требования, выдвигаемые читателю отдельно взятым текстом, что предполагает изучение общих законов функционирования языковых систем в аспекте интерпретативных процессов на уровне художественных текстов [Эко, 2005]. П. Стоквелл определяет процесс чтения в зависимости от впечатлений отдельного читателя в процессе «улавливания» смысла текста, который характеризуется личностным характером [Stockwell, 2002: 8]. Как следствие этого, когнитивный подход призван описать, что читатель обычно понимает в процессе постижения текста.
В когнитивной поэтике обнаруживаются различные концепции чтения. Прежде всего, это модели среднестатистического читателя, которые могут формировать достаточно спонтанные субъективные и эмоциональные реакции на текст. Принципы, в соответствии с которыми формируется читательская реакция, составляет объект когнитивной поэтики. Несмотря на универсализацию субъективных прочтений текста, каждый акт чтения рассматривается как субъективный. В связи с этим выявляются типы аналитического чтения, целью которых предстает обнаружение текстовых структур, которые наибольшим образом предрасположены для инициации типичного поведения читателя. Подобные типы по своей когнитивной природе являются герменевтическими.
Процесс чтения обладает субъективным характером. Однако может быть осуществлен объективный анализ текста. Текстовые структуры и ментальные репрезентации, другими словами, являются самостоятельными источниками объяснения художественного текста. Вместе с тем, ментальные процессы, протекающие в сознании читателя, и когнитивные принципы этих процессов не могут быть единственным источником адекватного анализа текста.
Исчерпывающая интерпретация художественного текста также предполагает дополнительную филологическую активность адресата текста: сравнение текстуально определенных и узуальных значений слов, выявление потенциально возможных авторских намерений, анализ исторически и культурно предопределенных значений слов, но - прежде всего - проверка объяснительных возможностей других интерпретаций того же самого текста.
Когнитивная поэтика также
исследует эффект удивления читателя, программируемый
автором нетипичного текста [Tobin, 2009].
Читательское удовольствие от эффекта удивления фактически зависит от его
текстуальной предсказуемости. Перлокутивный эффект удивления оказывается
успешным, если он: 1) является
неожиданным для адресата текста; 2) не
вступает в конфликт с информацией, представленной в тексте до этого; 3)стимулирует читателя к повторной интерпретации
информации, вызвавшей удивление [Tobin, 2009: 157].
Для нашей публикации актуальными оказались такие постклассические концепции, как когнитивная нарратология и риторическая нарратология, поскольку сфера их изысканий включает прежде всего нетипичное повествование. Анализ нетипичного повествования в аспекте обозначенных концепций предполагает прежде всего лингвистическую и прагматическую перспективу с опорой на конверсационные максимы Грайса, теорию вежливости, теорию речевых актов и конверсационный анализ. В этом случае нетипичное повествование рассматривается как совокупность таких высказываний, которые по своей сущности являются ложными и потенциально нацеленными на некооперативность. Нетипичность повествования, другими словами, основывается на нарушении Принципов Кооперации Грайса, а также максим количества и качества. Данные нарушения не носят намеренного характера (т.е. не имплицируются автором текста), противоречат закономерностям кооперативной коммуникации, что, в свою очередь, порождает яркий эстетический эффект (тревожное читательское ожидание, юмор и иронию, удивление). В связи с этим:
• обсуждается вопрос о роли автора и рассказчика в
процессе моделирования нетипичности повествования [Вершинина, 2011];
• предлагается модель нетипичного дискурса, которая строится на двойственном характере актуализуемых высказываний, инициаторами которых в равной степени предстают как воображаемый рассказчик, так и реальный автор [Чугунова, 2011];
• системно исследуются эмоционально-оценочные функции нетипичного повествования [Аксенова, 2007].
Нетипичное повествование функционирует как художественный инструмент порождения эмоционально-оценочного смысла, который может извлекаться из структуры самого дискурса, воздействует на эмоциональный характер взаимоотношений читателя с персонажами и рассказчиком. Можно предположить, что с аксиологической точки зрения нетипичное повествование в большей степени оказывает воздействие на деонтическую составляющую модуса читателя, повествование, в котором отсутствует рассказчик, проявляет тенденцию к дезориентации читателя в эмоционально-образном пространстве художественного текста.
Риторический подход к исследованию нетипичных
повествований рассматривает типичность рассказчика и нормы подразумеваемого
автора в качестве главных объектов исследования. Когнитивный подход сосредотачивает свое внимание на читательской концепции нетипичного повествования, читательских
интерпретативных механизмах выявления текстуальных несоответствий. В аспекте
риторического подхода нетипичность предстает имманентной характеристикой
конкретного текста. Для когнитивного подхода существенным оказывается тот факт,
что нетипичность повествования является концепцией читателя, воспринимающего
текст, тем, что выходит за рамки текста.
Анализ риторического и когнитивного подходов к нетипичному повествованию
выявляет, что эти подходы находятся в
отношениях комплементарности, взаимодополняют друг друга. Как представляется,
сильной стороной когнитивного подхода является акцент на объяснении того,
почему разные читатели обладают разными интерпретативными механизмами, которые
фактически ведут к разнообразным прочтениям нетипичного повествования.
Игнорирование данного аспекта исследования, в свою очередь, предстает слабой
стороной риторического подхода, который сосредотачивает внимание на том, как
личность читателя «сливается» с личностью автора для того, чтобы произвести
адекватную интерпретацию нетипичного повествования.
Думается, что комбинирование этих подходов способствует многоаспектному
изучению нетипичного повествования, столь распространенного в современном
художественном дискурсе. В рамках обоих теоретических подходов первостепенной
задачей изысканий является определение «когнитивного стиля» нетипичного
повествования, который функционирует как способ интерпретации мира автором и
читателем, непосредственно связанный с предпочтительной актуализацией
когнитивных операций. Когнитивный стиль повествования находит свое воплощение
в тексте, порождаемом автором.
Подчеркнем, что комплементарный характер риторического и когнитивного подходов к исследованию нетипичного повествования неоднократно отмечался приверженцами обеих теоретических концепций. В частности, А. Нюннинг рассматривает нетипичное повествование не только в структурном и семантическом аспектах, но также как феномен, который включает в себя концептуальную систему читателя, вовлеченную в повествование [Nűnning, 2005: 95]. Исследователь делает попытку синтезировать когнитивный и риторический подходы. В связи с этим он пересматривает определение нетипичного повествования, отмечая, что «факт рассматривания рассказчика как нетипичного зависит не только от дистанции между нормами и характеристиками рассказчика и текста как такового (или подразумеваемого автора), но также от дистанции, разделяющей точку зрения рассказчика на объективный мир и взгляды читателя или исследователя...» [Nűnning, 2005: 95]. Дж. Фелан также осознает возможность познавательного объединения двух подходов к исследованию нетипичного повествования. Теоретик разрабатывает комплементарную модель обозначенных подходов, считая ее наиболее продуктивной в реализации исследовательских целей [Phelan, 2006: 333].
Фактически, важность иллюстрирования теоретической эксклюзивности и комплементарности риторической и когнитивной нарратологии в аспекте изучения проблем нетипичного повествования заключается в том, что высвечивает соответствующий характер отношений между всеми подразделами постклассической нарротологической концепции. Например, учет положений когнитивной нарратологии потенциально может «облегчить» исследования, выполняемые в русле феминистской и риторической нарратологии, поскольку дает возможность активно задействовать такие явления, как скрипты, фреймы, схемы, ментальные модели для анализа конструктивной роли повествовательных конвенций и половой принадлежности аудитории в процессе моделирования и интерпретации повествования.
Аналогичным образом, феминистская и когнитивная нарратология способствуют разрешению важных проблем, связанных с учетом гендерно маркированной аудитории, гендерно маркированного автора в производстве и интерпретации нетипичного повествования в условиях данного социокультурного контекста употребления. Риторическая нарратология способствует исследованию нетипичного повествования с когнитивных и феминистских позиций в том, что позволяет проследить динамический характер данной разновидности повествования.
Д. Герман отмечает, что постклассическая нарратология, вследствие того, что она требует ресурсов многих дисциплинарных традиций, многочисленных разновидностей фактического материала, представляет собой нечто, что не может осилить ни один отдельно взятый исследователь [Herman, 1999: 14]. Теоретики имеет в виду, что постклассическая нарротологическая концепция представляет собой гигантское образование, которое требует от исследователя учета не только достижений классической теории повествования, но также различных «подразделов» новой концепции, выявляющих отдельные направления и исследовательские перспективы.
В текущий период «пост-теории» ("post-theory") [Eagleton, 2003] нецелесообразно моделировать повествовательную поэтику исходя исключительно из одного направления, в изоляции от других подходов и перспектив. Занимая плюралистическую позицию, приверженец постклассических тенденций в теории повествовательного текста может достигнуть адекватного исследования избранного фактического материала.
В условиях современного анализа нетипичного текста, в аспекте целостности и индивидуальной неповторимости текста как сложной системы взаимообусловленных компонентов, исследование не ограничивается исключительно уровнем стилистических приемов на читательскую аудиторию. Требуются лингвистические методы более глобального уровня, посредством которых нетипичный текст интерпретируется как органическое единство формы и содержания, в современной лингвистике признается когнитивный метод исследования текстовой динамики.
Таким образом, нетипичное повествование предполагает разрыв между характеристиками рассказчика и подразумеваемого автора, который актуализуется в контексте повествования посредством иронии. Ирония становится проводником авторских смыслов читателю «за спиной» рассказчика. Нахождение элементов нетипичности в повествовании поднимает вопрос о взаимоотношениях между повествованием и художественной литературой.
Постклассическая нарратология, в рамках которой
исследуется нетипичный художественный текст, представляет собой не
унифицированную дисциплину, а исследовательский «гибрид» феминистской,
когнитивной, риторической и культурно-исторической нарратологических
концепций. Среди различных направлений постклассической нарратологии обнаруживаются
стабильные отношения комплементарности.
Литература:
1.
Аксенова, Н.В. Оценочные
смыслы в метафоре (на материале англоязычной литературы XX века): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] /
Н.В. Аксенова. - СПб., 2007. - 21 с.
2.
Бологова, М.А. Стратегии
чтения в контексте художественного повествования:
дис. канд. филол. наук [Текст] / М.А. Бологова. - Кемерово, 2000. –
204 с.
3.
Вершинина,
М.А. Автор и герой в прозе B.C. Маканина 1990-2000 годов: дис. ... канд. филол. наук [Текст] / М.А. Вершинина.
- Волгоград, 2011. - 180 с.
4.
Ковылкин, А.Н. Читатель
как теоретико-литературная проблема: автореф.
дис. ... канд. филол. наук [Текст] /
А.II. Ковылкин. - М., 2007.- 19 с.
5.
Чугунова, Н.Ю. Языковая
структура образа рассказчика в жанре non-fiction: дис. ...
канд. филол. наук [Текст] / Н.Ю. Чугунова. - Чита, 2011. - 159 с.
6.
Эко, У. Роль читателя
[Текст] / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 502 с.
7.
Alber, J. Impossible Storyworlds - and What to Do with Them [Text] / J.
Alber // A Journal of Narrative Studies. - 2009. - № 1. - PP. 79-96.
8.
Eagleton, T. After Theory [Text] /T. Eagleton. - NY.: Basic Books, 2003.
- 289 p.
9.
Fludernik, M. Histories of Narratology (II): From Structuralism to the
Present [Text] / M. Fludernik // Companion to Narrative Theory. - Oxford: Blackwell,
2005. - PP. 36-59.
10.
Herman, D. Narratologies: New Perspectives on Narrative Analysis [Text]
/ D. Herman. - Columbus: Ohio State University Press, 1999. -247 p.
11.
Herman, D. Scripts, Sequences, and Stories: Elements of a
Postclassical Narratology
[Text] / D. Herman // Publications of the Modern Language Association of
America. - 1997. - № 112(5). - PP. 1046-1059.
12.
Herman, D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative [Text] /
D. Herman. - Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. - 201 p.
13.
Mäkelä, M. Possible Minds: Constructing - and Reading Another
Consciousness as Fiction [Text] / M.
Mäkelä // FREE Language INDIRECT Translation DISCOURSE Narratology: Linguistic,
Translatological, and Literary-Theoretical Encounters. Tampere: Tampere
University Press, 2006. - PP. 231-260.
14.
Nűnning, A. Narratology or Narratologies? Taking Stock of recent
Developments, Critique and Modest Proposals for Future Usages of the Term
[Text] / A. Nűnning //
What is Narratology? Questions and Answers Regarding the Status of a Theory. -
Berlin: Walter de Gruyter, 2003. - PP. 239-275.
15.
Nűnning, A. Reconceptualizing Unreliable Narration: Synthesizing
Cognitive and Rhetorical Approaches [Next] / A. Nűnning // A Companion to
Narrative Theory. - Oxford: Blackwell, 2005. - PP. 89-107.
16.
Phelan, J. Narrative Theory, 1966-2006 [Text] / J. Phelan // The Nature
of Narrative. - NY.: Oxford University Press, 2006. - PP. 283-336.
17.
Stockwell, P. Cognitive Poetics. An Introduction [Text] / P. Stockwell.
- L.: Routledge, 2002. - 203 p.
18.
Tobin, V. Cognitive Bias and the Poetics of Surprise [Text] / V. Tobin
// Language and Literature. - 2009. - № 18 (2). - PP. 155-172.