*110752*

                                                                                                            Ивкова Е. А.

                                         Севастопольский городской гуманитарный университет

 

ОБРАЗ МОСКВЫ В ПОЭЗИИ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА

      Осип Мандельштам оставил огромное поэтическое наследие, но в данном исследовании  мы остановимся на анализе стихотворений, написанных в эпоху  Серебряного века, и посвященных Москве.

      Исследовали творчество Осипа Мандельштама И. Бушман, В.Купченко, П.Николаева, П.Ульяшов.

      Цель работы  изучить образы  Москвы в стихотворениях поэта.

      Объект исследования: художественное пространство ранней лирики О.Мандельштама.

      Предмет исследования: поэтика образа Москвы в ранних стихотворениях поэта.    

      Москва – центр многовековой культуры русского народа. Москва – родина А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, А.Н.Островского, М.Ю,Лермонтова, Ф.М.Достоевского… В Москве жили и работали А.И.Толстой, А.П.Чехов, А.И.Куприн, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов...
      О Москве писали не только те, кто постоянно там бывал, жил и работал,
но и те люди, которые были там «проездом», имели опосредованное отношение к столице России. Именно к таким писателям и относ
ится  О.Э. Мандельштам. Его родиной был Петербург, Москва же никогда не была и не стала для него родным городом. Но так или иначе, за время его пребывания в Москве, у поэта сложилось свое понимание образа города, которое в последствии изменялось, приобретало новую форму.

      Мандельштам хорошо знал литературную Москву и посвятил ей два очерка:
«Литературная Москва» и «Литературная Москва. Рождение фабулы».
      Мандельштам и Цветаева впервые встретились летом 1915 года в
Коктебеле. В начале 1916-го знакомство это возобновилось — в дни
приезда Цветаевой в Петербург, точнее, именно тогда состоялось
настоящее знакомство, возникла потребность общения, настолько сильная,
что Мандельштам последовал за Цветаевой в Москву и затем на протяжении
полугода несколько раз приезжал в старую столицу [1
4, с.189].
      В своих стихотворениях о Москве Марина Цветаева обращается к родному городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой "бездомный", живущий на Руси, но и, как нам кажется, к кому-то реально существующему, живому, и в то же время невидимому и далекому: «
Я в грудь тебя целую, // Московская земля!» [15,с.17].
      Для Цветаевой Москва - это также огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг:
«Над городом, отвергнутым Петром, // Перекатился колокольный гром. // Царю Петру и вам, о царь, хвала! // Но выше вас, цари, колокола. // Пока они гремят из синевы - // Неоспоримо первенство Москвы» [15,с.54].
      Так Цветаева обратила внимание Мандельштама на столицу, пробудила в нем желание  впервые заговорить о Москве: «Не диво ль дивное, что вертогард нам снится, //Где голуби в горячей синеве, // Успенье нежное – Флоренция в Москве»
 [10,с.196].
      Возвышенные чувства поэта нашли свое отражение в каждой строчке этого стихотворения. Мандельштам восхищается архитектурой столицы.

В апреле 1916 Мандельштам пишет еще одно стихотворение, посвященное
Москве:
«О, этот воздух, смутой пьяный, // На черной площади Кремля // Качают шаткий «мир» смутьяны, // Тревожно пахнут тополя. // Соборов восковые лики, //Колоколов дремучий лес» [10,с.312].

Здесь снова появляется образ мятежной Москвы XVII века. В первых двух
четверостишиях Мандельштам отрицает город… Зато в следующих трех строфах, поэт как бы в противовес этой грязи ставит
святость. Он вновь восхищен русской традицией, русской церковью. Перед нами возникают дивные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский и
Воскресенья. Несмотря на всю чернь, грязь, хаос, на фоне этого мятежного
города, возникает некий ареал святости, «луч света в темном царстве».

      В стихотворении «Когда в теплой ночи замирает …» Мандельштам полностью отрицает Москву. Он не находит в ней ничего святого. Это мрачный город. Это мертвый город, из него давно ушла жизнь: «Когда в теплой ночи замирает // Лихорадочный форум Москвы // И театров широкие зевы // Возвращают толпу площадям» [10, с.214].

Создается образ вульгарной, пошлой Москвы. Зевы театров… – таким представляет себе поэт город с его жителями. Каждая строчка этого стихотворения наполнена грязью, безысходностью. В стихотворении  «Все чуждо нам в столице непотребной…» уже из первых строчек видно, что для поэта-петербуржца этот город навсегда останется чужим. Возникает образ «разбойного Кремля» : «Все чуждо нам в столице непотребной: //…И страшный вид разбойного Кремля. // Ее церквей благоуханных соты –  // Как дикий мед, заброшенный в леса» [10,с.267].
      Но так или иначе, в очередной раз Мандельштам показывает, что на фоне
этого «заброшенного леса» существует «дикий мед», «благоуханные соты»
церквей. Автор снова дает понять, что церковная святость – это единственная положительная черта города, то, за что поэт  любит Москву.

Таким образом, тематика лирических произведений поэта о Москве разнообразна. В самых первых стихотворениях Мандельштама ощутимо влияние Марины Цветаевой, которая  очень трепетно относилась к столице,  поскольку была коренной москвичкой. На протяжении всей жизни Мандельштам пытался понять этот большой город, но как бы тепло поэт не отзывался о Москве, он все равно оставался там чужим, ведь его малой родиной был Петербург. Для поэта Москва – это, прежде всего, город бесчисленных  соборов, церковных традиций. Именно такой облик города, который складывался веками больше всего ценит Мандельштам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Аверинцева С. С. Жизнь и творчество Мандельштама / С. С. Аверинцева. – Воронеж: Воронежский университет, 1990. –  450с.

2.      Апошанская М. П. Севастополь энциклопедический справочник / М. П. Апошанская. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2000. – 682 с.

3.      Апошанская М. П. Севастополь энциклопедический справочник / М. П. Апошанская. – Симферополь: Салта, 2008. – 1118 с.

4.      Бушман И. Поэтическое искусство Мандельштама / И. Бушман. – Мюнхен: Институт по изучению СССР, 1964. – 44 с.

5.      Кузнецов Ф. Ф. Русская литература ХХ века. Очерки, портреты, эссе / Ф. Ф. Кузнецов. – М.: Просвещение, 1994. – 383 с.

6.      Купченко В.  Киммерийские этюды / В. Купченко. – Феодосия: Коктебель, 1998. – 344 с.

7.      Лекманов О. Осип Мандельштам: Жизнь поэта / Олег Лекманов. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 480 с.

8.      Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Время и судьбы / Н. Я. Мандельштам. – М.: Книга, 1989. – 430 с.

9.      Мандельштам О. Э. Камень / О. Э. Мандельштам. – Ленинград: Наука, 1990. – 50с.

10.  Мандельштам О. Э. Избранное / О. Э. Мандельштам. – Москва: Эксмо, 2006. – 380 с.

11.   Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи / О. Э. Мандельштам. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.

12.  Николаева П. А. Русские писатели. Библиографический словарь / П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 356 с.

13.  Ульяшов П. С. Одинокий искатель / П. С. Ульяшов. – М.: Знание, 1990. – 250 с.40

14.   Цветаева М. И. Проза / Марина Ивановна Цветаева. – М.: Лумина, 1986. – 542 с.

15.  Цветаева М. И. Стихотворения / Марина Ивановна Цветаева. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.