*111660*
Филологические
науки/8. Русский язык и литература
Гумерова Н.Р.
Башкирский государственный университет, Россия
Гротеск в творчестве Э.Лира
Термин «гротеск» – многозначный и
объёмный. Он охватывает целый пласт понятий – это и наскальная живопись, и
карикатура, и художественный приём.
Впервые о нём заговорили в XV столетии, когда при раскопках в гротах (отсюда –
происхождение слова) на стенах были обнаружены рисунки, сочетающие в себе на
первый взгляд несочетаемые элементы. Такой вид живописи сразу обратил на себя
внимание и стал довольно популярным. Известно, что найденные орнаменты
составляли часть убранства недостроенного Золотого дома императора Нерона [3].
О
гротеске в литературе начали говорить в эпоху средневекового христианства:
ваганты, использовавшие комический гротеск, считаются первыми, кто его
использовал, а авторы фарсов и фаблио, также бывших популярными в то время,
предпочитали более грубые формы гротеска и выражали в своих текстах
смутно-революционные настроения третьего сословия. В гротеске эпохи Ренессанса
с его приёмами «грубой комики» доминантой, главным оружием борьбы с социумом
становится сатира, выразившаяся в формах «чрезмерного преувеличения» и
«комического контраста» [4] и помогавшая критиковать все устои общества. В XVIII веке в творчестве отдельных писателей (например,
Свифта) гротеск продолжает выступать в качестве политической и социальной
сатиры, а в сочинениях английских
сентименталистов (таких, как Стерн) он получает новые функции как форма юмора.
Конец XVIII–начало XIX
характеризуется ещё более упадочным настроением в гротеске романтиков. Вместе с
тем именно в это время он получил мощное теоретическое осмысление и стал
основой целого мировоззрения, впервые был обоснован философски. Гротеск рубежа
веков отражает «в себе восприятие ущербности,
неустойчивости бытия» [4]. В XX веке
характер гротеска несколько меняется, но писатели продолжают обращаться к нему
затем, чтобы показать с его помощью страшную, пугающую действительность.
М.М. Бахтин в фундаментальной работе «Творчество
Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения» (1965) выделяет
три типа смеховой культуры:
1. Обрядово-зрелищные
формы;
2. Словесные смеховые
произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на родном
языках;
3. Различные формы и жанры
фамильярно-площадной речи [2].
Обрядовость смеха связана в первую очередь
с карнавализацией действительности. В основе этой идеи – «идея об “инверсии
двоичных противопоставлений”, то есть переворачивание смысла бинарных
оппозиций» [6]. Материально-телесный
низ становится главенствующим, происходит прямая перестановка вещей и объектов.
Все словесные смеховые произведения насквозь пропитаны карнавальным и
фольклорным содержаниям, зачастую они являются «литературным» сопровождением
карнавалов и народных гуляний. При этом речь
не могла остаться неизменной, поэтому в ней характерным явлением стали
различного рода ругательства, фамильярное обращение и панибратство участников
карнавала.
Обратимся к творчеству Эдварда Лира. Это
художник с необыкновенным взглядом на мир, самобытный и «выламывающийся» из
рамок своей эпохи. Его творческое наследие – сотни лимериков, небылиц,
стихотворных миниатюр и рисунков.
По словам исследователя Н. Демуровой, «Лир
создал особый, ни на что не похожий мир, отвергавший все правила и законы
“здравомыслящего” общества», в котором люди заняты «самими основами “бытия” –
они едят, пьют, спят, ловят рыбу, бегают, прыгают, умирают и воскресают.
<…> Всё это подчёркнуто земное, связанное с физическим бытием,
складывается в весёлую гротескную картину бытия» [5]. Материальные основы мира
изображены подчёркнуто гротескно.
Главным признаком гротеска является
преувеличение, гиперболизация действительности, а также, по Бахтину, избыток
чего-либо, чрезмерность. Он отмечает, что «в основе гротескных образов лежит особое
представление о телесном целом и о границах этого
целого. Границы между телом и миром и между отдельными телами в гротеске
проводятся совершенно иначе, чем в классических и натуралистических образах»
[1]. Тело, а точнее, его часть, становится чем-то вроде отдельного,
самостоятельно существующего и действующего «персонажа».
В лимериках Лира встречаются старичок с
гнездом в бороде [7, 21]; «старик с выдающимся носом» [7, 23]; девица с острым,
как спица, подбородком [7, 23]; девица с «великими безразмерно зеницами» [7,
50]; долгоногий старик, перемещающийся из города в город прыжками [7, 89];
старик с маленькой головой, приобретший пышнокудрый парик [7, 98];
старик-долгонос, на котором «помещалось легко пташек до ста» [7, 131]. Как видим,
в создании этих образов Эдвард Лир продолжает традиции, заложенные Рабле и
научно обоснованные Бахтиным.
Говоря о гиперболизации, нельзя не
упомянуть о мотиве непомерного обжорства и пьянства. Круглый старик, который
«пить любил не от жажды, а просто» [7, 41]; старик, съевший почти двадцать
кроликов, а после этого «зелен сделался вдруг и оставил дурные привычки» [7,
52]; старец, вкушавший при луне бренди и соевый соус [7, 84]; пожилая персона,
добавлявшая в кашу мышей [7, 128] – всё
это относится к материально-телесному низу и выводится на первый план, как
этого и требует гротеск.
В данных лимериках иногда возникает
бинарная оппозиция жизни и смерти – смерти от обжорства и счастливого спасения:
вспомним о старце, который чуть было не умер, но его вовремя накормили
«живительным» коровьим маслом [7, 65]. Однако не везде звучит мотив избавления
от смерти: например, в лимерике, повествующем о чрезвычайно субтильном мужчине,
который «по ошибке, безгрешен, в пироге был замешен, запечён старичон из
Берлина» [7, 109].
Необходимо так же отметить, что Лир
сопровождал свои лимерики графическими изображениями, карикатурами, которые
рисовал сам.
Используя традиции гротеска, Эдвард Лир
продолжал основную идею своего творчества – сатирически высмеять, раскритиковать
современное ему общество, которое он никогда не понимал и не принимал.
Литература:
1.
Бахтин
М.М. Гротескный образ у тела Рабле и его источники // Бахтин М.М. Творчество
Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения. – URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ah/baht_06.html.
Дата обращения 7.05.2012.
2.
Бахтин
М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения.
– URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html. Дата
обращения 30.04.2012.
3.
Гротеск.
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BA.
Дата
обращения 19.04.2012.
4. Гротеск. Фундаментальная
электронная библиотека: русская литература и фольклор. URL http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0282.htm.
Дата обращения 19.04.2012.
5.
Демурова
Н. Эдвард Лир и английская поэзия нонсенса. URL: http://www.limericks.narod.ru/lear.htm.
Дата доступа 25.09.2011.
6.
Карнавализация.
URL: http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/b126.htm . Дата доступа 19.04.2012.
7.
Лир
Э. Полный нонсенс! / Пер. Б. Архипцева. – М.: Изд-во журнала «Москва», 2008. –
288 с., с илл.