*112175*
Филологические науки/8. Русский язык и
литература
Д.ф.н., проф. Ишимбаева
Г.Г.
Башкирский
государственный университет, Россия
«Венские картины» Виллибальда
Алексиса
«Венские
картины» (1833), названные так по образцу знаменитых «Путевых картин» Генриха
Гейне – программное сочинение Виллибальда Алексиса(1798–1871), продолжателя
вальтерскоттовской традиции, основоположника немецкого исторического романа.
Писатель здесь не только рассказал о конкретных событиях, свидетелем которых
был, но и попытался оценить настоящее Пруссии, определить пути ее
государственного усовершенствования, сформулировать концепцию истории,
государства, правителя, – концепцию, впоследствии философско-поэтически
развитую в исторических романах.
В. Алексис причисляет себя к сторонникам
наследственной монархии: по его «глубокому и прочному убеждению», она «есть
единственно приемлемая форма правления для Европы»[1, 427]. Писатель заявляет о
своей вере «в божественное право короля», так как монархия, сохраняя право
собственности, гарантирует совершенное беспартийное управление, равенство всех
граждан, свободу мнений [1, 427-428]. Однако этот постулируемый роялизм не
исключает в «Венских картинах» критики монархического правительства: «Я –
немецкий роялист, несмотря на то, что Кеплер умер от голода, Бюргер погиб,
Лессинг лишь на склоне лет получил чин библиотекаря, Шиллер боролся с нуждой,
Гете скрылся в маленьком Веймаре, Генрих фон Клейст должен был кончить жизнь
самоубийством и Людвиг Тик только в год своего 60-летия получил от саксонского
короля пенсию, которая приблизительно равна заработку иностранной танцовщицы за
одно представление в Берлине»[1, 429-430].
Как «роялист, несмотря ни на что»[1, 429-430,
452], В. Алексис отвергает республиканское государственное устройство. И вслед за
скорбным реестром немецких литераторов, испытавших на себе гнетущую милость
королевской власти, он заявляет, что считает республику «немыслимой»[1, 423] и
такой же «химерой», как народную суверенность[1, 434].
Стремясь предельно честно изложить свое политическое
кредо, автор «Венских картин» дает объективную оценку абсолютизации как
монархии, так и республики. Абсолютизация первой есть зло, так как в ней,
«высшим законом является произвол регента»[1, 436], но и абсолютная республика,
по его мнению, мало отличается от абсолютной монархии[1, 436].
Серьезно и глубоко размышляя о путях развития
современного общества, В. Алексис обращается к очень популярной в Германии с
конца 1810-х гг. идее конституции как исторической необходимости, но не считает
ее панацеей от всех бед: «Я не думаю, что благодаря представительной
конституции будут связаны руки произволу и на земле установится рай, но я все
же за представительную конституцию там, где она возможна»[1, 437-438], потому
что она выражает «очищенную волю народа»[1, 438], способствуя прогрессу
человечества. Конституция «неумолимо осуждает любой произвол. Она тормозит
казни, она облегчает наказания, она освобождает инакомыслящих, ирландцев и
евреев, она преобразовывает Турцию, она предотвращает народные войны; она уже
царствует в римской коллегии кардиналов, она закрыла тюрьму мадридской
инквизиции» [1, 438-439].
Понимая, что за конституцией большие возможности
в служении делу развития человеческих взаимоотношений, автор «Венских картин»
он, однако, не боится признаться: «Я мало верю в единственную церковь,
приносящую радость, в единственную форму правления, в единственную идею в
искусстве и науке»[1, 439]. Поэтому он ратует за такую монархию, в которой «не
сын короля, а лучший после короля»[1, 440] наследует престол. Эту идею В.
Алексис развивает, уподобляя королевский род дереву: если оно высохло или
сгнило, то его не надо терпеть в саду только потому, что оно «давало нашему
прадеду тень и плоды»[1, 440]. Отсюда закономерный вывод: «королевский родовой
ствол может лишиться права на жизнь» и быть срубленным, и никогда нельзя
заранее определить, в какое время наступит конец «права князей» и начало «права
народа»[1, 441]. Господствующий род лишается короны, когда правители «в
фанатическом упрямстве считают исполнение своей воли высшим законом»[1, 442] и
оставаются слепыми и глухими к советам изменить свой курс – «так свергли
Стюартов, Вазов, Бурбонов»[1, 442]. С этой позиции становится понятным
отношение автора к Июльской революции 1830 г., которую он определил как «справедливую
и святую»[1, 443], и к французскому монарху, о котором сказал: «Я считаю, что
преступник никогда не был осужден с большим правом, чем тогда, когда Бурбоны в
лице Карла X были скинуты с их тысячелетнего трона»[1, 443]. Однако,
признавая законность и правомочность свержения революционным путем погрязшего в
грехах правителя, В. Алексис считает результаты французской революции 1830 г. в
целом «злосчастными»[1, 444].
Неоднозначна позиция автора «Венских картин» и
по отношению к государственному устройству Германии. Свои размышления о ней он
предваряет реверансом перед правителями Австрии и Пруссии: «Я превозношу
Германию как счастливую страну, потому что Габсбурги и Гогенцоллерны составляют
со своими народами нечто другое, чем понятие, потому что их (князей и народы)
связывает взаимная любовь»[1, 445]. Но этот прелюд не получит развития на
последующих страницах «Политического кредо», заключительной главы «Венских
картин» – напротив, там будет подчеркнута неустойчивость этой связи. Поэтому
можно предположить, что медовые строки, посвященные правящим родам двух самых
значительных немецких государств, являются данью австрийской и прусской
цензуре. Это тем более вероятно, что общественно-политическое положение Пруссии
начала 1830-х годов, как и в течение всего долгого правления
Фридриха-Вильгельма III, было весьма незавидным и вызывало
резкое осуждение и критику В. Алексиса: «Я ненавижу стремление задушить органы
образования и ограничить школы, стремление подавить прессу, стремление не
опровергать народных ораторов, а закрывать им рты нередко раньше, чем ни их
откроют, и я ненавижу систему, которая выдает за гражданскую добродетель
пассивное послушание»[1, 447]. По мнению писателя, королевский род совершенно
напрасно видит угрозу себе в деятельности либеральных публицистов, в пропаганде
и свободной печати. Он сомневается в разумности правительства
Фридриха-Вильгельма III, когда читает «списки запрещенных
книг»[1, 449] и слышит о «цензурных насилиях» [1, 445], когда понимает, «что
официальные газета должны сказать о фактах и что умолчать»[1, 449]. В. Алексис
перечисляет и другие приметы дня: на театральных сценах «запрещают пьесы,
изображающие князей и власть в неблагоприятном свете»[1, 451], «за студенческие
волнения наказывают университеты»[1, 452], избранные народные делегаты
отмалчиваются, «строгих роялистов преследуют, потому что они говорят как раз
то, что хотят». Вывод из этого неутешителен: «Мной овладевает сомнение, стоит
ли королевская власть в Европе действительно так крепко, как я верил и
надеялся»[1, 452]. Но он все-таки продолжает упорствовать в своем монархизме:
«я остаюсь роялистом»[1, 452]. Он ждет верит прихода на немецкую землю «лучших
времен»[1, 452], в которые будут «реализованы либеральные идеи о всеобщем
равенстве, свободе и усовершенствованы буржуазные учреждения»[1, 447].
Наступление этих «лучших времен» в Германии он не связывает с революцией, так
как, по его глубокому убеждению, немцы никогда не будут решать проблемы
демократизации своего государства «насильственным образом, с помощью восстания»[1,
447].
Другое дело, что критика существующих порядков
необходима и должна сочетаться с четким представлением о том, как их исправить.
И в своей рецензии на «Письма из Парижа» Л. Берне В. Алексис подчеркнул, что
обязательно нужна положительная программа[2, 138]. Его собственная
положительная программа основывалась на вере в победу либеральных идей,
благодаря «силе убеждения» [1, 447] и нравственному самоусовершенствованию
людей. Эта политическая философия примет свое законченное выражение в восьмичастном
цикле «Vaterlaendische Romane»
(1832–1856).
Литература:
1. Alexis W. Wiener Bilder. Leipzig, 1833.
2. Beutin W. Koenigtum und Adel in den historischen Romanen von W. Alexis.
Berlin,
1966.