*112278*

Н.Ю. Филоненко

Липецкий эколого-гуманитарный институт, Россия

Тема зла в поэмах М.Ю. Лермонтова «Демон» и С.Н. Сергеева-Ценского «Лесная топь»

Для Сергеева-Ценского одним из «любимых» имен всегда было имя М.Ю. Лермонтова, кроме того, их объединяли схожие трагические мироощущения и жизненные обстоятельства. Жизнь С.Н. Сергеева-Ценского складывалась даже более трагично, нежели Лермонтова. Он не просто в ранней юности потерял всю свою семью, но и вынужден был уйти из дома, покинуть родные края и многие годы скитаться на чужбине. Кроме того, он был одинок – у него не было детей, хотя судьба достаточно поздно, но все же подарила ему женщину, которая стала его верным другом на всю оставшуюся жизнь и разделила с ним все трагические обстоятельства нового, «советского» бытия. Юность же и того, и другого автора была омрачена одиночеством и духовными скитаниями. Возможно, в этом кроется одна из причин трагической ауры их произведений, их интерес к теме зла, например, в поэмах «Демон» (Лермонтов) и «Лесная топь» (Сергеев-Ценский).

Если сюжетная основа поэмы «Демон» - обладание душой Тамары, то сюжетная основа «Лесной топи» - это история души героини, уже опутанной дьявольскими силами. У Лермонтова с попытками демона завоевать душу Тамары связано развитие сюжета, у Сергеева-Ценского злые силы завоевали душу Антонины уже в начале сюжета.

Антонина изначально отвергает божественную природную красоту. Мрачность, таинственность пейзажа – это отголоски «заблудившейся» души героини, хотя прямо, как в том же «Демоне», об этом и не говорится. Отношения с Богом в «Лесной топи» тоже поданы как некий «результат», следствие того, что случилось. Так, у Антонины отсутствует почитание нравственного и религиозного долга. Господство над Антониной демонических сил обнаруживается не только в совершенном ею преступлении, но и в последующем равнодушии к тому, что она сделала. Душа Антонины после совершенного злодейства не поглощена горем или раскаянием, а, напротив, пытается сопротивляться. Отсюда ее дальнейшие жизненные драматические метания по замкнутому пространству с трагическим нарастанием разрыва: она как бы вырывается из обычного жизненного уклада, бросает дом, разрывает окончательно связь со своим родом, утрачивает интерес к земной жизни вообще, в сущности, не представляя, что именно она хочет.

Героиней движет ложная духовность, ложные представления о пути человека. Она выбирает не любовь, терпение, покаяние, не путь к храму, а совершает еще больший грех – отдает себя также фактически поглощенному демоническими силами Зайцеву. Даже «исповедуясь» ему, она не раскаивается, а старается оправдать себя. Трагедия героини – прежде всего в необратимости духовно-нравственной катастрофы.

И если лермонтовская Тамара удаляется в обитель, что ее и спасает в конечном итоге, то Антонина совершает противоположный поступок – фактически разрушает дом и бросает семью. Если для Тамары уход в обитель – очередной этап борьбы с лукавым, то у Антонины осуществляется путь мнимого очищения (встречи с Зайцевым и Бердоносовым).

Сам монастырь в лермонтовской поэме является местом гармоничного единения Бога, человека и природы, а в поэме Сергеева-Ценского такого места нет. Идя вслед за Лермонтовым («Нет сил дышать, туман в очах, объятья жадно ищут встречи, лобзанья тают на устах…» - это о Тамаре), Сергеев-Ценский подвергает свою героиню блудным искушениям. Но если у Лермонтова ведется борьба за душу героини, то у Сергеева-Ценского герои сходятся просто, «как звери».

Весь земной путь Тамары ее сопровождает ангел-хранитель. У Антонины его нет, она изначально не сопротивляется злым силам. Важно обратить внимание на то, что Лермонтов подчеркивает тайное согласие человека с миром природы, Антонина же находится в постоянном подчеркнутом окружении злых природных сил. И та, и другая героиня наделены природной красотой и грацией. Однако Тамара свободна от гордыни, в ней очевидна детская непосредственность, трудолюбие, простота, жажда жизни. Таких качеств Антонина лишена абсолютно.

Тамара нерасторжимо связана со своим родом (чего не скажешь о героине Сергеева-Ценскогою). Она пребывает в гармонии с Богом, с окружающим миром и со своим родом. Этого никак нельзя сказать об Антонине, с кем бы ни сводила ее судьба после ухода из дома, она нигде не задерживалась, ничью судьбу не сумела скрасить своим присутствием, никому не принесла счастье. В финале поэмы «Демон» Лермонтов так характеризует свою героиню:

Её душа была из тех,

Которых жизнь – одно мгновенье

Невыносимого мученья,

Недосягаемых утех [1, с. 538].

Подобных характеристик не заслужила героиня «Лесной топи». Утех она не чуждалась, а считала нормальным состояние в жизни, невыносимые мучения были ею сознательно отвергнуты. Поэтому душу Тамары уносит добрый ангел, поднимая на небо, а Антонину забирает к себе трясина.

Сближает героинь их некая богооставленность. Однако Лермонтов отдает героиню во власть демона для отображения процесса противостояния злому духу. А Сергееву-Ценскому в начале ХХ века необходимо было осмыслить поведение личности, фактически добровольно принимающих власть над собой демонических сил. Но и в первом, и во втором случае  в произведениях мы наблюдаем реально существующего духа зла, желающего овладеть человеческой душой, калечащего ее.

В «Лесной топи», как и в «Демоне», постоянно ощущается присутствие некой сверхъестественной силы, некоего мистического подтекста совершающихся событий. Вслед за Лермонтовым, Гоголем Сергеев-Ценский изображает нечистого духа не мифологическим, а действительным персонажем человеческой жизни, участвующим в ней скрытым, невидимым способом. Демон Лермонтова, как известно, нигде не находит себе пристанища. Не находят покоя и герои «Лесной топи», не только Антонина, но и Зайцев, которого она доводит до самоубийства, а также Фрол, встречающийся на трагическом жизненном пути героини.

При всех сближениях и различиях в художественном воплощении идей в рассмотренных двух произведениях следует отметить, что авторы по сути приходят к схожему основополагающему выводу: демоническая личность, закрепощенная в своей гордыне, обречена на гибель. Лермонтов, в отличие от Сергеева-Ценского, «спас» свою героиню, у него зло имеет только видимый и не абсолютный характер. Он преодолевает безысходность взгляда на человеческую судьбу так же, как и преодолевает эту безысходность Сергеев-Ценский в дальнейшем периоде своей жизни. И Лермонтов, и Сергеев-Ценский остро ощущали присутствие зла в мире. Но писатель, вступивший в трагический ХХ век, становится реальным свидетелем воплощения того тотального зла, о котором Лермонтов мог только догадываться.

Литература:

1.     Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений в 4 т. – М., Л.: Издательство АН СССР, Т.2. - 704 с.