*113176*
Горовенко Мария Александровна.
Доцент
кафедры английской филологии Харьковского национального педагогического
университета имени Г.С. Сковороды.
Рассказ В.М. Гаршина «Четыре дня» в критике В. Г. Короленко.
Короленко и Гаршин – представители одного
поколения. Социальная среда из которой они вышли, идеалы, к которым они
стремились – все это сближает их. Со своим литературным сверстником Короленко
соприкасается и в стремлении обогатить старую реалистическую систему такими
свойствами, которые дали бы ей возможность отразить предчувствие назревающих в
России перемен. Этим объясняется и особый интерес Короленко к личности и
художественному творчеству Гаршина.
Творческое наследие Гаршина в полной мере
проанализировано критиком в его статье «Всеволод Михайлович Гаршин» (1910),
которая была впервые напечатана в четвертом томе «Истории русской литературы 19
века». Однако задолго до написания статьи, еще в 1888 году в №255 «Волжского
вестника» была напечатана «Литературная заметка» Короленко в связи со смертью Гаршина,
в которой критик высоко оценил художественный талант писателя и поднял
принципиальный вопрос о необходимости объективной оценки достоинств и
недостатков выдающихся деятелей науки и искусства.
В письме
к С.И. Дурылину от 10 января 1910 года
Короленко писал: «Талант Гаршина я ставлю высоко. Как ни мало он написал в свою
короткую жизнь, прерываемую периодами болезни, но в этом немногом дал много
характерного для своего времени и своего поколения».
Литературно-критический очерк Короленко
«Всеволод Михайлович Гаршин» по праву занимает важное место среди критической
литературы о Гаршине. Мастерски написанный талантливой рукой художника,
критический очерк Короленко представляет собой обстоятельный анализ творческого наследия писателя.
Короленко прежде всего стремится выяснить идейно-художественную направленность
творчества Гаршина в связи с характеристикой общего облика писателя. Короленко
верно определяет своеобразие литературной манеры Гаршина, которая
сформировалась, по мнению критика, под влиянием склонностей Гаршина к точным
наукам: «Точность наблюдения и определенность выражения мысли, являются
характерной чертой Гаршина-писателя».
Особенно интересным представляется анализ первого рассказа писателя «Четыре дня»
(1878). Содержание небольшого рассказа, в котором чувства, мысли, переживания
раненого и составляют основу повествования, отличается, по мнению Короленко,
«художественной простотой», но в то же время
необыкновенной силой воздействия на сознание читателей. Короленко высоко
оценил мастерство Гаршина, указывая на то, что писатель, при отсутствии
внешних событий в рассказе, приковал к
этим четырем дням внимание читателя.
Анализируя
рассказ «Четыре дня», Короленко останавливается на вопросе о влиянии Толстого
на военные рассказы Гаршина. Эту проблему
поднимали многие исследователи творчества Гаршина. Так, С.А. Андреевский
указывает, что психологический монолог, или изложение одиноких мыслей вслух,
Гаршин использует в своем рассказе под влиянием Толстого.
Н.К. Михайловский отмечал значительное
влияние Толстого на всю военную
беллетристику тех пор. Вопрос о влиянии на Гаршина «гения и манеры Толстого»,
от которого, по мысли Короленко, не свободен ни один русский писатель, критик
уточняет на анализе одного «внешнего совпадения» в произведениях обоих
писателей, при этом подчеркивая совершенную самостоятельность гаршинского
настроения. Князь Андрей, раненый на поле сражения, как и герой Гаршина,
смотрит на небо и предается размышлениям. Это и есть, по мнению Короленко,
«внешнее совпадение», внешнее сходство, в то же время разных по своему
внутреннему содержанию эпизодов из двух произведений. Короленко наглядно
доказывает самостоятельность гаршинского изображения внутренних переживаний
героя: «Князь Андрей весь уходит в созерцание таинственной синевы, далекой и
непроницаемой. Все долгое остальное время своей уходящей жизни он чувствует
себя все более и более близким к решению вечных вопросов, пока, наконец, автор
не заявляет нам, что его герой все решил и все понял». То решение, которое принял герой Толстого,
бесконечно далеко, утверждает Короленко, от тревог жизни, от людских
переживаний, которыми томился герой Гаршина, который тоже смотрит на небо, но
мыслит по другому. «Небо для него только явление природы… Вместо того, чтобы
стремиться к бесконечным тайнам, он мучительно разбирается в своем положении: я
убил его? За что»?
Внутренний психологизм в изображении героя
Гаршина, мучившие его вопросы, Короленко связывает с особенностями того
времени, того поколения, для которых вся суть «проклятых вопросов» сводилась к
вопросу о правде или неправде в конечной области людских отношений». И поэтому
в творчестве Гаршина, как яркого представителя поколения семидесятников, и
нашли свое отражения те настроения, которые и характеризовали это поколение.
Короленко раскрыл основной мотив
творчества Гаршина, который заключается в вопросе о нравственном примирении с
внутренним порабощением. Он доказал самостоятельность гаршинского настроения,
свободного от влияния Толстого, а также определил силу Гаршина в «глубине и
интенсивности» изображения. Неоспоримой заслугой Короленко является его высокая
оценка рассказов Гаршина на военную тематику.
Через всю статью «В.М. Гаршин» проходит утверждение критика о
целительном действии атмосферы стихийной безответственности на «неприспособленную
душу» писателя. Именно в стихийно-народных процессах Гаршин, по мнению критика,
нашел примирение с внутренним противоречием. Короленко очень тонко и
проницательно раскрывает драму Гаршина как писателя, которая состояла в
мучительном стремлении перейти от лирических мотивов к эпическому изображению
действительности.