*112335*
Философия/2. Социальная философия
К.ф.н.
Исаев А.А.
Уфимский
юридический институт МВД России, Россия
Место научной деятельности в
социальной действительности и профессиональные обязанности ученого перед
обществом
Наука не является и никогда
не будет
являться законченной книгой.
Альберт Эйнштейн
«Парадокс
науки состоит в том, что наука на протяжении всего своего развития заявляла о
себе как о реальном основании общественного прогресса, способствующем
благосостоянию человечества, и в то же время развитие науки и техники привело к
последствиям, являющимся угрозой его существованию» [1, с. 200]. Современное
общество есть результат научно-технического прогресса, поэтому говорить о роли
науки в сегодняшнем мире можно практически бесконечно. Наука настолько проникла
во все сферы общественной жизни, что порой создается впечатление вечности
сложившегося положения дел. «Современный мир — это во многом
технологизированное пространство, человек окружил себя предметами техники, они
составляют его досуг и образ жизни, даже проявление творческих способностей
современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды.
Сама сущность человека трансформируется в направлении тяготения не к природе,
гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между исконными
нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за
собой обширный класс этических проблем мира искусственного» [1, с. 202].
Научная деятельность является видом
социальной деятельности, а всякая социальная деятельность должна иметь свои
нравственные запреты. Есть они и у научной деятельности. «Наиболее важным в
сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, плагиата,
компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято
устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов: научное
сообщество бойкотирует исследователей, занимающихся плагиатом, прерывает с
ними научные контакты, отказывается от совместной работы» [1, с. 202]. Одна
общая цель – стремление к истине – должна объединять ученых, а не разобщать.
Коллегиальность, умение решать проблемы сообща, запрет на «обливание грязью»
своих оппонентов и научных противников, уважительное отношение не только к
науке, но и ко всем кто ею занимается – вот те главные качества, которые должны
отличать настоящего ученого от того, кто только называется им. Научные споры ни
в коем случае не должны отражаться на личных взаимоотношениях оппонентов. К
нравственным запретам можно отнести такие негативные качества человека, которые
ни в коем случае не должны присутствовать у ученого: амбициозность, пафосность,
напыщенность, снобизм, стремление идти к своей цели «по головам» других. Ученый
– это интеллигент, а потому лучшие интеллигентные качества должны превалировать
в нем. Американский
писатель, сатирик и художник Курт
Воннегут в своем романе «Колыбель для кошки» приводит следующие слова: «Берегись человека, который упорно трудится, чтобы
получить знания, а получив их, обнаруживает, что не стал ничуть умнее.
И он начинает смертельно ненавидеть тех людей, которые так же
невежественны, как он, но никакого труда к этому не приложили». В этой
связи вспоминаются слова великого Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но
другие не знают и этого».
Профессиональный долг ученого заключается
в служении науке, но не ради нее как таковой, а ради людей, для общественной
пользы. Одна из главных обязанностей ученого перед обществом заключается в
ответственности за результаты своих исследований. Они должны однозначно
приносить пользу человечеству. Это в идеале, но социальная действительность
показывает нам примеры обратного. Технический прогресс ориентирует человека не
на базовые для его природы ценности, а на приоритет материального, ведущий к
духовной деградации. «Система ценностей, процветающая в индустриальном обществе,
подвергается сокрушительной критике. Индустриальное общество создает атмосферу
мега-рисков, ориентировано на идеалы потребления; человечество осознает свою
беспомощность в области контроля над все возрастающей технической мощью
современной цивилизации. Пренебрежение духовными ценностями и возвеличивание
материальных не способствуют гармоничному развитию человека» [1, с. 200-201].
Тем не менее, ученый должен помнить и об обязанностях перед наукой, а они
состоят в самоотверженном (эта самоотверженность для физика и социолога разная,
но цель одна) труде ради достижения главной цели научного исследования –
ИСТИНЫ. Ученый-педагог помимо этого должен воспитывать такое же отношение к
науке и ее знаниям у обучающихся, независимо от того, будут они в дальнейшем
заниматься научной деятельностью или нет. Вышеперечисленные обязанности, на наш
взгляд, ни в коей мере не ограничивают творческую свободу ученого. Наоборот
представляют широкий простор для деятельности. Творчество должно служить людям,
а это и есть главная обязанность ученого.
Корпоративные интересы и ценности в
научном сообществе должны соотноситься с нравственными ценностями и отвечать требованиям
социальных норм. Всякая «корпорация» обречена на вымирание, если она обособляет
себя от общества и существует по своим внесоциальным нормам. Тому в истории
немало примеров.
Завершая свои
размышления, сформулируем нравственный идеал современного ученого путем
перечисления необходимых профессионально-нравственных качеств: порядочность,
честность, открытость, нравственная мудрость, умение выслушать другого и понять
его, этическая ответственность за свои мысли и результаты своей деятельности,
уважение к коллегам независимо от их статуса, готовность прийти на помощь, если
в ней нуждается кто-то из коллег. Всякий ученый должен быть личностью и ни в
коем случае не быть машиной в руках людей далеких от науки и ее целей.
Литература:
1. Т. Г. Лешкевич Философия науки: Учеб. пособие. – М.:
ИНФРА-М, 2005.