*112490*
Философия
/ 2. Социальная философия
К.пс.н.
Рогова Е.Е.
Южный
Федеральный университет, Россия
Методология философского исследования одиночества
Концепт «одиночество» во все времена
представлялся ёмким культурным символом, причем как символом положения человека
в эпохи общественного, морального и метафизического кризиса, так и
специфического положения человека в мире вообще.
Глубоко присущий
человеку протест против одиночества стал генеральной темой гуманистических
учений, возникших на Западе в XX веке. Одним из наиболее ярких глашатаев
«антиодиночества» стал Э.Фромм. Справедливо подчеркивая, что сама натура
человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством, он подробно
рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед
одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет
гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной
гибели - страх умереть в одиночестве. Э.Фромм перечислил и рассмотрел ряд
социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к
одиночеству. Это потребность в общении, связях с людьми, потребность в
самоутверждении, привязанности, потребность обладать самосознанием, потребность
в системе ориентации и необходимость иметь объект поклонения. Чувство
одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее ее на дискретные части, по
мысли Э.Фромма, зачастую ведет к агрессивности, насилию, терроризму, анархии.
Основанная во многом на фрейдистских мотивах философия Э.Фромма в рамках современного
западного гуманизма стала одним из ярких манифестов тех, кто стремится создать
альтернативу деградации личности, пытается найти точку опоры в мире, опутанном
противоречиями и испытывающем разнообразные кризисные явления.
Проблема одиночества находила и находит
специфическое отражение в конструктах обыденного сознания, в исследованиях
социальных и гуманитарных наук, получает художественное осмысление в
произведениях искусства. Сам факт неослабленного внимания к феномену
одиночества, во-первых, характеризует его как константу мироощущения человека,
а во-вторых, позволяет предположить, что феномен одиночества выражает специфику
человеческого существования и составляет важнейшую характеристику человеческого
бытия. Последнее делает уместной его сопоставление со многими фундаментальными
вопросами человеческого бытия: проблемами любви и смерти, свободы воли, места
человека в мировом порядке и смысла его жизни, взаимоотношениями человека и
общества, отношения субъекта и объекта, целого и части, наконец.
Притом, что одиночество является имманентным человеческому
существованию, а, значит, не может рассматриваться в качестве только следствия
конкретных обстоятельств индивидуального существования, всё же, как проблема
оно предстает в формах, порожденных именно реальностями эпохи. Важнейшим
аспектом социально-философской разработки проблемы одиночества, традиционно
редуцируемой к проблеме исключительно экзистенциальной или психологической,
считаем подведение под исследование онтологического фундамента, что позволяет
освободиться от иллюзии абсолютной автономности, партикулярности человеческой личности, и тем самым дает возможность
объективации феномена, а, значит, и объяснения его многочисленных проявлений.
Социальная реальность не дана исследователю непосредственно, и задача состоит
как раз в том, чтобы продвинуться от поверхностного описания видимых
явлений к пониманию и объяснению их истоков, не тождественных переживанию.
Кроме того, среди существующих социально-философских направлений при
анализе проблемы одиночества наиболее
серьезный интерес представляет экзистенциализм. В сущности, глубокие
исследования экзистенциально-социальных вопросов неизбежно ставят исследователя перед необходимостью поворота к онтологии
(М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Ясперс, Н. Бердяев). Однако, принимая
положения об изначальном одиночестве людей, его представители расходятся во
мнении о том, как люди, будучи одинокими, могут жить. С другой стороны, все
более широкое распространение самого явления одиночества показало необходимость
не только его социально-философского осмысления, но и исследований данного
феномена с позиции других наук - социологии, психологии, социальной психологии,
которые начали развертываться с середины XX века.
Таким образом, в силу
многоаспектного, противоречивого характера проблемы одиночества каждая из наук
(философия, социология, психология и др.) имеет предметом исследования «свое»
одиночество, редуцированное к явлениям биологического, социального, этического,
культурного и т.д. порядка, следствием чего становится отсутствие целостности
знания, невозможность «договориться о терминах» между специалистами
разных областей знания и даже отказ от всяких дефиниций. Гносеологический
потенциал междисциплинарного подхода может быть оптимально реализован при
условии структурирования совокупности разного рода данных на фундаменте
социально-философского осмысления проблемы. Отведение роли теоретического
стержня в исследовании феномена одиночества именно социальной философии
обусловлено, во-первых, принадлежностью проблемы одиночества преимущественно
предметной области социальной философии, а, во-вторых, – специфическими
возможностями социально-философского исследования проблемы. В целях воссоздания
целостного образа феномена одиночества методологической доминантой исследования
был избран синтез различных дискурсивных практик, основанный на субординации их
достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию.