*112779*
ИСЛАМСКИЙ АДАБ КАК СРЕДСТВО
«ВОСПИТАНИЯ» ЭГО
М.Т.
Якупов, кандидат философских наук
Уфимский
государственный авиационный
технический
университет. Доцент
Современная
ситуация с человеком напоминает картину художника прошлого, где люди прямо идут
к пропасти, ведомые слепым поводырем… В наших работах мы пытаемся обосновать
мысль о том, что большинство современных бед человечества происходит из кризиса
монотеистических верований, особенно католичества, православия и ислама. Например, основополагающим
источником всех проблем, прямо или косвенно связанных с экономикой Запада,
необходимо признать фундаментальные изменения католической религии, отмеченной
в работе «Протестантская этика и
дух капитализма» М.Вебера. Произошла трансформация монотеизма в языческое
отношение к главным ценностям мира. Правовая защищенность, обеспечивающая
стабильное благосостояние личности, престиж и власть олицетворяют инстинкт
самосохранения. Деградация семейных ценностей, сексуальная свобода и
вседозволенность, рост количества однополых семей выражает торжество
первобытного инстинкта продолжения рода.
Среди монотеистических
верований только ислам удерживает свои позиции в сфере нравственного воспитания
личности. Основой обеспечения духовного и физического здоровья выступает адаб,
как фундамент развития морально-этического компонента человека.
Прогрессивно-конструктивный характер исламской нравственности доказывается тем,
что многие глобальные проблемы человека (СПИД, алкоголизм, преступность,
супружеские измены и неполные семья) у мусульман отсутствуют.
Принцип «шукрана иту» («быть довольным
всегда и всему») среди мусульман выступает как один из самых важных исламского
адаба. Он означает быть довольным тем, что имеешь, предполагает отказ от
недовольства и роптания на свою судьбу. Значение данного требования в том, что
верующий человек, воспитывая оптимистические эмоции за события мирской жизни,
отказывается от эгоистического подхода к ней.
Мухаммед, как хороший знаток человеческой
психики, обосновывал мысль об иллюзорности и мнимости так называемых земных
богатств и радостей. Он предупреждал мусульман от увлечения материальными
ценностями и алчностью. Он сказал: «О,
сын Адама! Ты ищешь что-то еще, хотя у тебя есть все. У тебя нет чувства
довольства ни малым ни большим. Сын Адама! Если тело здорово, успокоение в душе
и есть еда, чтобы прокормиться, будь доволен, хоть мир провалится в
тартарары!».
Посланник Аллаха обратил внимание на одну
из самых основополагающих качеств человека во времена: неудовлетворенность
имеющимся у него, ненасытность к материальным богатствам и удовольствиям. Такая
тяга к земным объектам происходит благодаря некоторым заблуждениям
невежественных людей. Во-первых, это уверенность людей в реальности
материальных предметов и процессов. Это происходит потому, что у них
отсутствует понимание того, что универсальным качеством мира является
изменчивость и постоянная трансформация одних предметов в другие, и разрушение,
согласно второму закону термодинамики. В Коране имеется множество аятов, где
так называемый реальный мир уподобляется «пене» от морских волн. В данном
аспекте смыслом монотеистических верований выступает формирование мысли о том,
что все в «этом мире зыбко и изменчиво, а единственная реальность – это любовь
к Всевышнему».
В итоге, все старания человека,
стремящегося к материальным ценностям, окажутся совершенно бесполезными.
Поэтому Мухаммед оставил следующий хадис, который, по сути является фундаментом
мировоззрения мусульман: «Будь в этом
мире таким, как будто ты странник или прохожий». Положения учения пророка
мусульман напоминают принципы мыслителей прошлого, которые выдвигали мысль о
том, что наш мир есть «спектакль, где играют свои роли» и покидают его. Такое
отношение к материальному представляет собой основу ограничения своего эго и
решения глобальных проблем человека.