*112965*

Объективация и субъективация человека в обществе

Философия/2. Социальная философия

 

Э.А. Сергеева

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Мурманский филиал)

 

 

На каждого человека общество оказывает огромнейшее воздействие,  в определенной мере порождает и формирует его, таким образом, человек предстает как продукт общества, социума, всей человеческой истории. Общество, формируя человека, создает не только свой образ и подобие,  не только субъекта  в мире общественных отношений и служащего ему, но и человека, потенциально этому миру равного, способного изменять  его, дистанцироваться от него и созидать совершенно новый общественный мир. Формируя человека как бы «под себя», для себя, общество, воздействуя на человека, вооружает его своей энергией,  формирует его как субъекта, призванного жить именно в данном обществе и служить ему. Как только человек становится свободным, творческим, духовным, смысло-ценностно утверждает себя, обнаруживается потенциал самоценности человека, его своеобразного противостояния наличному обществу. Таким образом, человек, созидаемый обществом «для себя», оказывается не только «продуктом» общества, но и его оппонентом. Он несет в себе импульс не только сохранения наличного общества, но и его преобразования. Общество, созидая человека, тем самым созидает свое отрицание.

С начала жизни человека общество предлагает  набор программ, которые представлены в самом широком смысле слова. На базе этих социальных программ развертывается вся жизнь человека, в ходе которой он их реализует. Основываясь на эти социальные программы, человек создает свои собственные, совершенно другие программы, реализует их и даже обретает способность действовать непредсказуемо, что является особенностью человека. Иначе говоря, выявляется противоречие между социальными проектами общественных программ научно ригидными схемами и живой деятельностью человека.

Человек, несомненно, является частью общества, порожден, программируем им, живет по  программам общества, социально завершен и социально имманентен. Таким образом, бытийность человека по отношению к обществу довольно сложная. В то же время человек равен обществу. Человеческая деятельность потенциально беспредельна, потенциально универсальна. Потенциальную беспредельность человека обуславливают человеческая неповторимость, уникальность, воплощенные в духовном мире, в стремлении к творчеству, в глубинном полагании свободы, в жизнедеятельности как смысло-ценностном самоутверждении. Именно в человеческой индивидуальности, в ней и через нее  реализуется потенциальная беспредельность человека. Иначе говоря, здесь обозначается проблема противоречия между универсальностью и фрагментарностью.

Человек для того и затем воплощает себя в обществе, чтобы пройдя через это самовоплощение, став обществом, вновь вернуться в свое человеческое бытие, но вернуться, уже многократно обогащенным теми социальными метаморфозами, через которое неизбежно проходит каждое человеческое деяние в обществе. Общество есть не что иное, как важнейший момент самоформирования, развития человека.

Следует подчеркнуть, что качество общества, закон, интерес любой социальной общности не живет, не функционирует до тех пор, пока оно не воплотится в каком-то фрагменте жизнедеятельности индивида, человека, поскольку именно в этой деятельности общественное явление вообще функционирует как общественное явление.

Деятельность человека социально важна и ценна не только тем, что она реализует общие требования общества и развертывается в русле своей неповторимостью, своим прорывом в новые области бытия. В основе общества лежит не однотипность человеческих действий, а их бесконечное творческое разнообразие. Это разнообразие индивидуальных человеческих потенциалов представляет собой не помеху обществу, а стабильную надежную творческую основу бытия и развития общества. Чем богаче человеческий потенциал общества, тем он многообразнее, - а это означает, что каждый человек полнее реализует свою суть, и в результате больше возможностей для его творческого развития, тем обуславливается устойчивость общества.

Поскольку общество представляет собой реализацию человеческой субстанции, этим определяется своеобразная взаимосвязь объективации и субъективации человека в обществе. Человек постоянно соотносит себя в общественном мире, объективирует себя в ходе общественного развития. Процесс развития общества и человека  заключается в том, что он непрерывно воплощает себя в общественной реальности,  выходит за пределы своего собственного человеческого бытия, постоянно выносит себя вовне, в общественную жизнь. Общество существует и развивается  благодаря перманентному выходу за собственные пределы человека.

С другой стороны, в ходе общественного развития человек субъективирует себя. Непрерывная объективация деятельности человека отнюдь не абсолютна. Если бы эта объективация приобрела всеохватывающий характер, если бы человеческая жизнедеятельность сводилась к этой объективации, исчерпывалась ею, то это означало бы абсолютное опустошение человека, что реально вело бы только к одному – саморазрушению его.  В итоге  это означало бы и прекращение объективации человеческих сущностных сил, а значит, и остановку развития общества в целом. Однако этого не происходит, и не происходит потому, что человек в ходе своей общественной жизни не только непрерывно объективирует, но и субъективирует себя. Он не только выходит за собственные человеческие пределы, но и воспроизводит себя как субъекта, воспроизводит и развивает свою субъективность. Более того, перманентный процесс объективации  человеческих сущностных сил оказывается возможным только в таких условиях, когда он сопровождается  и опирается на столь же перманентный процесс субъективации человека.

         Таким образом, связь человека с обществом представляет собой противоречивое единство объективации и субъективации, выхода человека вовне своей субъективности и ее сохранения, разрушения человеком своей субъективности и ее восстановления и развития. Свойство человека непрерывно воспроизводить, сохранять, и развивать свою субъективность представляет одно из наиболее глубоких атрибутивных качеств человека.

         С развитием общества все более обнаруживается тенденция к своеобразной расщепленности человека. Общество  усложняется и дифференцируется в результате непрерывной человеческой деятельности.  Человеческая индивидуальность раздробляется, оказывается все более привязанной к отдельным видам деятельности под влиянием усложняющейся общественной жизни. В этом случае речь идет не только о всё большей приверженности человека к отдельным видам труда, а о том, что по мере роста богатства и разнообразия общественной жизни человеческая жизнь оказывается все теснее сомкнутой с какой-то одной стороной общества, будь это особый вид труда,  отдельная сфера, локальная культура. Именно это своеобразное «растаскивание» человека по отдельным фрагментам жизни общества, своего рода приковывание к ним иногда и характеризуется как тенденция расщепления человека в обществе.

Проблемы общества, возможности развития, его объективные потребности, перспективы и цели живут и функционируют не в какой-то своей абстрактной самостоятельности и отдельности, а как превращенные  в реальные индивидуально-конкретные интересы, заботы, потребности,  индивидуальности, цели каждого индивида. Каждый индивид обладает целым множеством импульсов своей жизнедеятельности, социальной активности или пассивности, который включает в себя как факторы широкого общественного происхождения, так и неповторимо индивидуальные обстоятельства жизненного пути. Будучи заряжен этим множеством импульсов, индивид живет, активно действует в обществе и выступает как его движущая сила. История человечества, общественная жизнь предстает как разнообразный процесс бесконечного множества жизнедеятельностей отдельных индивидов. Именно в индивидах, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных масс, классов, социальных страт и групп. Ведь народ, класс, нация вообще сами по себе не действуют как некие социальные всеобщности. Никаких их действий, отношений, никакой их борьбы нет и быть не может вне и помимо конкретных действий, поступков отдельных индивидов. Именно от индивида, от его действий, конкретных поступков зависит неповторимое разнообразие общественной жизни, ее уникальность.

 

Литература

Боголюбов Н.Л. Человек и общество. Учеб. Пособие. – М.: Приор. – 2009. – 272с

Гегель Г-В.-Ф. Сочинения. Т.7.С.89-90.

Кумбашева Ю. А. Человек в современном мире. Учебное пособие по разговорной практике.  2-е изд. - М.: Флинта, 2011.

Михайличенко Д.Г. Противостоять и самостоять: индивидуальность современного человека в контексте репрессивности общества  - Уфа: РИО БашГУ, 2009.-308 с.

Михайличенко Д.Г. Субъективация современного человека на фоне технологий массовой манипуляции психикой. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-180 с.

Стрельник О. Н. Основы философии. Учебник для ссузов   - М.: ЮРАЙТ, 2009.

Человек и общество. Книги 1-3 / под ред. В.И. Купцова, М.: Норма,  2008.

Человек. Общество. Государство. Полный курс подготовки к тестированию и экзамену: Я. С. Яскевич — Санкт-Петербург, ТетраСистемс, 2007 г.- 528 с.