*113286*

Философия/2. Социальная философия

Кандидат философских наук Вершилов С.А.

6 факультет авиационный (Д и ВТА) (г. Балашов)

филиала Военного учебного научного центра

ВВС «ВВА» (г. Краснодар)

 

Социально-философское осмысление актуальности

исследования культуры военной безопасности социума

 

Завершение ХХ – начало XXI вв. ознаменовалось тем, что культура, обрамляющая различные сферы социальной жизнедеятельности, предстала эпицентром бытия человечества. Планетарный социум стал свидетелем всеобъемлющего процесса, в котором обнаружилась углубляющаяся взаимозависимость ментальности многих наций и народов. Вместе с тем данная взаимозависимость преломляется посредством внедрения единых парадигм поведения по осуществлению деятельности в материальной и духовной сферах, что выступает сущностью глобализации культуры. Степень значимости разнообразных способов существования культуры имеет исключительно большой размах и отличается от чуть видимого проявления до значительного воздействия на человечество. В начале ХХI в. уверенно позиционирует себя культура военной безопасности, на которой сфокусировали свои изыскания как теоретические, так и практические исследователи ряда областей научного знания [1, с. 116]. Получив развитие как субкультура в границах общей культуры безопасности, неоднократно находя и теряя своё место под воздействием глобализационных процессов, она обогащалась и обогащается по мере углубляющегося внедрения мирового социума в горнило военного (порой – латентного) противостояния.

Непреходящее значение культуры военной безопасности как фактора социокультурного развития России в эпоху становления нового миропорядка приобретает другое «звучание», становясь понимаемым и воспринимаемым. Противоречия в военной сфере, перешедшие в новое тысячелетие, настоятельно требуют утверждение на качественно иной ступени культуры социального института Вооруженных Сил российского государства. При этом поддержание необходимого уровня военной силы, адекватно отвечающей складывающейся военно-политической обстановке, не воспринимается без непосредственных (главенствующих) субъектов в этом процессе: государства и всего общества. В отличие от других культурных форм культура военной безопасности социума имеет свои особенности, которые в каждой стране проявляются конкретно-исторически.

Актуальность темы исследования. Культура военной безопасности социума конца XX – начала XXI вв., как явление социокультурной жизни, разворачивается под влиянием процессов глобализации. Существо её противоречий обусловлено характером взаимодействия материального и духовного на уровнях всеобщего, общего, особенного и единичного. Научный интерес к выявлению сущности и содержания предмета нашего исследования определяется рядом взаимосвязанных обстоятельств объективного и субъективного свойства. (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Обстоятельства актуальности исследования

культуры военной безопасности социума конца XX – начала XXI вв.

№ п/п

Содержание обстоятельств

1-е обстоятельство

– в условиях, когда военно-политические отношения на планете разворачиваются через динамику противоречивых процессов интеграции и дезинтеграции, собственно деятельность субъектов военно-политической практики также изменяется;

2-е обстоятельство

– поскольку новый по своему характеру «портрет» военно-политической обстановки в эпоху глобализации обнажил две взаимоисключающие друг друга тенденции во взаимодействии государств, постольку культура военной безопасности социума должна пройти процесс самоидентификации;

3-е обстоятельство

– в период развала старого мироустройства и формирования нового мироздания налицо явный перебор войн и вооружённых конфликтов, который не вписывается в «объём памяти» ни одного государства;

4-е обстоятельство

– политика «нового политического мышления» давно потерпела фиаско, продолжающиеся изменения в России указывают на всё увеличивающееся количество проблем культуры военной безопасности отечественного социума и отсутствие у страны адекватного механизма по их своевременному разрешению.

В исследовании вышепредставленные обстоятельства повышенного внимания к проблеме культуры военной безопасности социума конца XX – начала XXI вв. аргументированы следующим образом.

Первое обстоятельство. По иному интерпретируются философско-мировоззренческие основы системы научных знаний в военной области, приращение которых происходит за счёт переориентации официальной позиции, медленной, не всегда последовательной, на культурные ценности. Поэтому возникает потребность в переосмыслении старых (не работающих) и поиске новых методологических основ анализа культуры военной безопасности. Кроме того, масштабы и динамика нарастания опасных деструктивных процессов в мире делают актуальным включение категории «культура» в военную сферу с позиции самого широкого социально-философского ракурса.

Мировое сообщество, существующее в правовом поле примата суверенитета государств, неоднократно оказывалось бессильным в соперничестве с теми, кому не нашлось в этом «круге» ниши, и чья структура формируется в иной системе координат. В этой связи исследование взаимного воздействия культуры социума и культуры военной безопасности социума поможет прогнозировать развитие феномена «культура военной безопасности». Представляется необходимым теоретически проанализировать поэтапное движение по всему вектору: от обозначения проблемы культуры военной безопасности вообще до логического окончания её реализации в культуре военной безопасности российского социума. В такой ситуации особую практическую значимость приобретает выявление сущности, структуры и функций культуры военной безопасности.

Второе обстоятельство. Ряд субъектов военной практики заинтересован в создании региональных и глобальных механизмов по предотвращению войн. Вместе с тем остаётся неуёмным желание Соединённых Штатов Америки и дальше выступать единоличным мировым лидером. Кризис, в котором оказалось планетарное сообщество в результате невыявленных, а, следовательно, неразрешённых противоречий, характеризуется обострением загнанных вглубь вооружённых конфликтов, проблем национализма и сепаратизма, терроризма, экстремизма и пиратства с трудно предсказуемыми особенностями их последствий.

Поэтому анализ содержания культуры военной безопасности социума в её исторической эволюции и уяснение состояния предмета нашего исследования в период становления нового мирового порядка необходимы с точки зрения разработки общей стратегии государств по упрочению гарантий безопасности. С одной стороны, это связано с тем, что прошлые войны неоднократно ставили многие народы на грань уничтожения. С другой – военно-политическая архитектура в современном мире конструируется не только национальными образованиями, но и негосударственными «игроками», которые не отождествляют себя с конкретными странами, не осознают ответственности за будущее планеты.

Третье обстоятельство. Приверженность «недальновидных умов» к утверждению приоритета двух правил – силы и унижения слабых субъектов военно-политической практики – оказывается в серьёзном противоречии с провозглашённой целью по сохранению бытия мирового социума. Вместе с тем нужно осознать – дан старт, пусть и зыбкий, иной глобальной программе, претворение в жизнь которой неизбежно. Сегодня данный процесс формируется в большей мере спонтанно, при отсутствии осознанного и продуманного военно-политического и интеллектуального участия основных игроков, в том числе и России, но серьёзного научного разговора на эту тему не избежать, ибо он уже начался.

В такой ситуации актуализируется потребность в рассмотрении развития предмета нашего исследования под воздействием современных глобализационных процессов и институционализации культуры военной безопасности российского социума. Нахождение ответа на обозначенную проблему имеет важное значение для выстраивания военно-политических отношений в нынешних реалиях и ближайшей перспективе.

Четвёртое обстоятельство. Несмотря на некоторые позитивные (причём, скромные) сдвиги последних лет в России, страна по-прежнему «забинтована хаосом бытия» и «травмирована вирусом эгоизма», что позволяет утверждать о кризисе культуры военной безопасности отечественного социума. Одним из его главных проявлений является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада (как всегда плохо понимающего, что происходит в России), а прямо противоположное – отсутствие контроля, прежде всего, внутреннего (нравственного) к вопросам безопасности личности, общества и государства.

В современных условиях необходимо реальное дело акторов практики, пронизанное заботой о военно-политической судьбе страны. Нужно использовать ещё имеющийся потенциал нации для решения задач культуры военной безопасности российского социума, а никак не для реализации интересов зарубежных «друзей», личных амбиций российского военно-политического субъекта, чья деятельность ориентирована, скорее, на очередные выборы, нежели на следующее поколение. Поэтому социально-философский анализ проблем культуры военной безопасности отечественного социума в эпоху глобализации актуален не только с теоретической, но и с нравственно-военно-практической позиций.

Кроме того, в складывающейся планетарной архитектонике России важно не потеряться в «круговороте» военно-политических событий, а суметь найти в геополитическом пространстве свою достойную нишу, где и утвердиться. В нашем Отечестве есть субъекты, которые, с одной стороны, предпринимают позитивные попытки в деле создания нового миропорядка в военной области, а с другой – утверждают, что россиянам необходимо иметь сохраняющую нацию защитную оболочку в виде ценностей и культуры. Вместе с тем регулярно допускаемые субъектами практики провалы в обеспечении военной безопасности и игнорирование её культурной компоненты, сводят на нет и без того скромные усилия. Само же понятие культуры военной безопасности в российском сознании остаётся расплывчатым, его проявления – неясными, многие последствия – непредсказуемыми, и, следовательно, опасными. В этой связи обоснование и выявление приоритетов развития культуры военной безопасности российского социума, условий и моделей её реализации в период формирования нового миропорядка закономерны, своевременны и должны находиться в фокусе пристального внимания учёных и военно-политической элиты.

Таким образом, в ситуации, когда используется многообразный арсенал способов решения спорных вопросов – от «тихого» закабаления до открытой вооружённой агрессии – социально-философское осмысление культуры военной безопасности социума приобретает для международного сообщества, в том числе и России, особую актуальность. Словом, необходимы систематизированные теоретические выводы и положения, отражающие суть культуры военной безопасности социума как социокультурного явления в эпоху глобализации.

 

Литература:

1. Авторское понимание культуры военной безопасности социума – это специфический способ воздействия на мировое сообщество в целом и/или его элементы, представленный ценностями материального и духовного характера, реализуемых для исключения попыток деструктивных сил нанести ущерб военными и/или невоенными средствами гарантиям существования личности, общества и государства. См. Вершилов С.А. Культура военной безопасности социума конца XX – начала XXI в зеркале социально-философского анализа. Монография. Краснодар: Изд-во ВУНЦ ВВС «ВВА», 2011. 327 с.