*113209*
Философия/3. История философии
К.филос.н. Шамша И.В.
Национальный педагогический университет им.
М.П.Драгоманова, Украина
Единство прошлого-настоящего-будущего
как основа понимания времени М.Хайдеггером
Философский дискурс о природе времени является
чрезвычайно противоречивым. Анализируя всевозможные аргументы в истории
философии, можно выделить две теоретические целостности в понимании времени,
которые носят практически взаимоисключающий характер.
В первой
традиции бытие понимается как всецело пребывающее в настоящем,
соответственно прошлое-будущее понимается как существующее небытие, которое
противостоит бытию (яркими представителями такого понимания являются Платон и
Плотин). В этом понимании прошлого уже
нет, а будущего уже нет, есть – только настоящее. Заметим
попутно, что именно благодаря этой традиции, время столетиями понималось как
прошлое-будущее, а настоящее – как нечто вне-временное или над-временное.
Вторая
традиция понимания времени связана со
стремлением материалистических философов реабилитировать прошлое-будущее в
онтологических правах. В признании необходимости такой реабилитации к
материалистам примыкают и представители философии жизни (А.Бергсон, В.Дильтей).
Критике и тех и других (зачастую уничижительной) подлежит сведение бытия к
одному только настоящему. Следует отметить, что понимание времени
представителями этой, второй традиции, не сильно отличается от его понимания
представителями первой. Время, по-прежнему, понимается как прошлое-будущее,
которые противостоят настоящему, с той лишь разницей, что бытию теперь
соответствуют именно они, а настоящее занимает место небытия. Эта критика
ведется по двум линиям – критика позитивистского понимания времени, которое
сводит все многообразие мира к одному лишь моменту «теперь», понимая время как
совокупность моментов «теперь». Вторая линия критики связана с критикой
метафизических построений, в которых бытие оказывается пребывающим в вечности.
Поскольку позитивистские теории сводят время к обыденным представлениям, а
метафизические – рассуждают о некоей застывшей над-физической реальности,
представители материализма и философии жизни ищут некий третий способ понимания
времени, при котором мир можно будет осмыслить как реальность, пребывающую во
времени.
Нужно ли говорить, что и та и другая
традиции в понимании времени являются односторонними? – Этому не приходится
удивляться, ведь время представителями этих традиций понимается, по сути,
одинаково. Разница состоит лишь в расстановке онтологических «акцентов».
Именно поэтому в философии и возникает третья традиция в понимании времени –
сущность представлений о времени в которой, можно свести к стремлению достичь
единства прошлого-настоящего-будущего. По сведениям из различных источников, к
этой традиции принадлежат Аристотель, Секст Эмпирик, А.Блаженный, Г.В.Лейбниц,
Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, М.Мерло-Понти и др.
Следует отметить, что именно М.Хайдеггер
(1889 – 1976) предложил один из лучших синтезов в понимании времени. Этот
синтез тем более важен, что, по мнению М.Хайдеггера, бытие следует рассматривать
исключительно из горизонта времени [2; 17].
Обратимся к М.Хайдеггеру. В «Бытии и
времени» он не двузначно высказывается о необходимости мыслить
прошлое-настоящее-будущее в единстве. Такое единство обеспечивается тем, что
каждый из модусов времени (или, в терминологии М.Хайдеггера, «временных
экстазов») содержит в себе отсылку к двум другим, хотя настоящее в этом
единстве и играет главную роль. Именно поэтому М.Хайдеггер начинает с
настоящего: ««Теперь» есть по своей сути теперь-когда…» [2; 422]. Это «когда» и
являет отсылку в настоящем к прошлому и будущему. Выходит, что настоящее не
меньше нуждается в прошлом и будущем, чем они – в нем. Если учесть, что
настоящее всегда мыслилось как бытие, а прошлое-будущее как сущее, то
оказывается, что бытие для своего существования не меньше нуждается в сущем,
чем сущее – в бытии.
Как же М.Хайдеггер достигает единства в
понимании модусов времени (а значит, бытия и сущего, бытия и времени)?
М.Хайдеггер пишет: «Всякое последнее т е п
е р ь как т е п е р ь есть всегда уже с р а з у - б о л ь ш е - н е, т.е.
время в смысле у ж е - н е - т е п е р ь, прошлого; всякое первое т е п е р ь
есть всегда ч у т о ч к у - е щ е - н е, т.е. время в смысле е щ е - н е - т е
п е р ь, «будущего»» [2; 424]. Таким образом, время, понимаемое как
прошлое-будущее в обеих традициях, о которых мы сказали выше, не противостоит у
М.Хайдеггера настоящему. Настоящее относится немецким мыслителем ко времени, а
время – к настоящему. Бытие как настоящее есть «теперь» – М.Хайдеггер соглашается
с этим. Тогда прошлое оказывается «уже-не-теперь», а будущее – «еще-не-теперь».
Каждый из «небытийных» модусов времени (имеются ввиду прошлое и настоящее)
содержит в себе это «теперь» (бытие), правда, как «еще-не» и «уже-не». Таким
образом, бытие и время оказываются у М.Хайдеггера едиными.
Следует сказать, что в концепции каждого
из философов, которым удалось достичь синтеза между бытием и временем,
содержится указание на единство прошлого-настоящего-будущего. Например, не
менее интересное единство этих модусов можно встретить в «Феноменологии
восприятия» М.Мерло-Понти [1; 533]. По нашему глубокому убеждению, в задачи
современного философствования и входит тщательное изучение теоретических
особенностей единства прошлого-настоящего-будущего в каждом отдельном случае.
Без подробного изучения теоретических особенностей этого единства, не избежать
абстрактного понимания времени, не избежать противопоставлений, а значит – не
построить онтологии, в которой бытие не противопоставлено времени. Не просто –
не построить онтологии времени, но и не построить онтологии вообще.
Литература:
1.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти / Пер. с франц.
под. ред. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. – СПб.: Ювента, Наука, 1999. – 606 с. –
(Серия: Французская библиотека).
2.
Хайдеггер М. Бытие и
время / Мартин Хайдеггер; Пер. с нем., В.В. Бибихина; Изд. 2-е, испр. – СПб.:
Наука, – 2002. – 451 с. – (Серия: Слово о сущем).