*112607*
Кириленко Г.Г.
Рационалистическая модель мировоззрения и установки
повседневного сознания
До недавнего времени
при характеристике различных форм духовного освоения мира отечественная
философская мысль «обходилась» понятием
мировоззрения. В лучшем случае рассматривалась вертикальная структура
мировоззрения - по степени
артикулированности, соотношению в нем рационального и эмоционального моментов,
и горизонтальная – по характеру основополагающего принципа (натурализм, антропологизм, космоцентризм и
т.п.), или по включенности в ту или иную форму культуры (религиозное,
художественно-эстетическое, научное).
Переход от форм «общественного» сознания к
сознанию индивидуальному чаще всего интерпретируется как соединение
своеобразного логицизма и принципа
социокультурной обусловленности. От
общих принципов мировоззрения происходит переход к индивидуальному, часто теряя
в теоретической проработанности, но обрастая эмоциональной аурой
(«убеждениями»). В свою очередь,
эти модели мировоззрения рассматриваются
как продукт рационализации сознания индивидуального, несистематического, тесно
связанного с цивилизационными характеристиками, социальным и личным опытом.
Обращение к
исследованиям в области культурной антропологии, психологии, даже к образам индивидуального
сознания в современной интеллектуальной прозе позволяет увидеть достаточно
серьезное расхождение между представлениями о судьбе, времени, смерти,
творчестве, зафиксированными в
философских представлениях, и между оценками, образами, возникающими в
индивидуальном сознании. В сознании теоретика ценности выстраиваются в строгую
иерархию, противоречие рассматривается как источник развития, линейное
время - необходимое условие прогресса,
способность к выбору, риск, самотрансцендирование, способность пренебречь своим
эмпирическим существованием есть
величайшее человеческое достоинство. Для сознания эмпирического, повседневного,
сознания «человека живущего» время, история превращаются в «кошмар», противоречие
– свидетельство человеческой ограниченности и бессилия; ценности не ложатся
покорно по полочкам, человек отнюдь не стремится к самотрансцендированию а
обеими руками держится за свое маленькое «Я». Поиск своего «подлинного» места,
подлинного мира противостоит сверхчеловеческому желанию чувствовать под своими
ногами весь земной шар. Отношение к миру «изнутри», с позиций индивидуального
сознания и «извне», с позиций мировоззрения как теоретической модели до конца
совместить невозможно. Косвенным образом эта разнонаправленность и фиксируется
в процессе множащихся
«мировоззренческих» понятий – таких, как образ мира, картина мира,
менталитет и т.п.
Можно выделить, по
крайней мере, три типа взаимоотношения общих мировоззренческих принципов и
индивидуального сознания, опирающегося на естественную установку. Первый тип – это «дедуктивистская» модель
взаимодействия, признание приоритета философско-теоретического слоя
мировоззрения в сознании и поведении индивида. За истинное «Я» признается
только теоретический уровень, а противоречащее ему «неистинное» поведение, как
правило, относится к давлению обстоятельств, корректирующему воздействию
внешнего мира. Мировоззрение оказывается не процессом, а неким атрибутивным свойством личности.
Второй тип – это «ситуационная» модель взаимодействия.
Общие принципы дают единственно возможную в данный момент оценку события, что
создает иллюзию полного единства знания и убеждения. Но ситуация меняется, и у
того же явления появляется иная интерпретация. В данном случае не просто
противопоставляется неизменное «Я», идентифицированное с теоретическим слоем
мировоззрения, но возникает образ неизменного «Я», живущего в разных мирах.
Третий тип
взаимодействия - релятивистский.
Невозможность обосновать событие, поступок определенными мировоззренческими
принципами ведет к своеобразному мировоззренческому плюрализму. Признание
противоречивости мировоззрения способствует оправданию поведенческого
конформизма. Универсальным инструментом
такого рода мировоззренческой деятельности является ирония.