*112667*
Философия культуры
К.ф.н. Кириленко Г.Г.
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Рационалистическая модель мировоззрения и установки
повседневного сознания
До недавнего времени при характеристике
различных форм духовного освоения мира
отечественная философская мысль «обходилась»
понятием мировоззрения. В лучшем случае рассматривалась вертикальная
структура мировоззрения - по степени
артикулированности, соотношению в нем рационального и эмоционального моментов,
и горизонтальная – по характеру основополагающего принципа (натурализм, антропологизм, космоцентризм и
т.п.), или по включенности в ту или
иную форму культуры (религиозное, художественно-эстетическое, научное).
Переход от форм «общественного» сознания к сознанию
индивидуальному чаще всего интерпретируется как соединение своеобразного
логицизма и принципа социокультурной
обусловленности. От общих принципов
мировоззрения происходит переход к индивидуальному, часто теряя в теоретической
проработанности, но обрастая эмоциональной аурой («убеждениями»). В свою очередь, эти модели мировоззрения рассматриваются как
продукт рационализации сознания индивидуального, несистематического, тесно
связанного с цивилизационными характеристиками, социальным и личным опытом.
Обращение к
исследованиям в области культурной антропологии, психологии, даже к образам
индивидуального сознания в современной интеллектуальной прозе позволяет увидеть
достаточно серьезное расхождение между представлениями о судьбе, времени,
смерти, творчестве, зафиксированными в
философских представлениях, и между оценками, образами, возникающими в
индивидуальном сознании. В сознании теоретика ценности выстраиваются в строгую
иерархию, противоречие рассматривается как источник развития, линейное время - необходимое условие прогресса, способность
к выбору, риск, самотрансцендирование, способность пренебречь своим
эмпирическим существованием есть
величайшее человеческое достоинство. Для сознания эмпирического, повседневного,
сознания «человека живущего» время, история превращаются в «кошмар»,
противоречие – свидетельство человеческой ограниченности и бессилия; ценности
не ложатся покорно по полочкам, человек отнюдь не стремится к
самотрансцендированию, а обеими руками держится за свое маленькое «Я». Поиск
своего «подлинного» места, подлинного мира противостоит сверхчеловеческому
желанию чувствовать под своими ногами весь земной шар. Отношение к миру
«изнутри», с позиций индивидуального сознания и «извне», с позиций
мировоззрения как теоретической модели до конца совместить невозможно.
Косвенным образом эта разнонаправленность и фиксируется в процессе
множащихся «мировоззренческих» понятий
– таких, как образ мира, картина мира, менталитет и т.п.
Можно выделить, по
крайней мере, три типа взаимоотношения общих мировоззренческих принципов и
индивидуального сознания, опирающегося на естественную установку. Первый тип – это «дедуктивистская» модель
взаимодействия, признание приоритета философско-теоретического слоя
мировоззрения в сознании и поведении индивида. За истинное «Я» признается
только теоретический уровень, а противоречащее ему «неистинное» поведение, как
правило, относится к давлению обстоятельств, корректирующему воздействию
внешнего мира. Мировоззрение оказывается не процессом, а неким атрибутивным свойством личности.
Второй тип – это «ситуационная» модель взаимодействия.
Общие принципы дают единственно возможную в данный момент оценку события, что
создает иллюзию полного единства знания и убеждения. Но ситуация меняется, и у
того же явления появляется иная интерпретация. В данном случае не просто
противопоставляется неизменное «Я», идентифицированное с теоретическим слоем
мировоззрения, но возникает образ неизменного «Я», живущего в разных мирах.
Третий тип
взаимодействия - релятивистский.
Невозможность обосновать событие, поступок определенными мировоззренческими
принципами ведет к своеобразному
мировоззренческому плюрализму. Признание противоречивости мировоззрения
способствует оправданию поведенческого конформизма. Универсальным инструментом такого рода мировоззренческой
деятельности является ирония.