*112721*
К. ф.н., доцент
Хирьянова Л.В.
Белгородский
университет кооперации, экономики и права, Россия
Репрезентация духовных ценностей в
корпоративных субкультурах современной России1
Теория субкультуры - одно из
объективных средств изображения феномена культурной дифференциации современного
российского общества.
Определяющее значение в контексте прикладной
ориентации имеет теория корпоративной субкультуры, описывающая культурные коды
профессиональных групп (компаний): внутренние законы, обычаи, традиции,
символы, атрибуты, формы общения, стереотипы поведения и т.д.
По утверждению ряда исследователей ценности
духовного порядка являются основным фактором развития корпоративных
субкультур. «Исходя из того, что идеи
движут миром, будем считать первичными в корпоративной культуре именно духовные
ценности» [1].
Данная
статья представляет собой краткий анализ этико-культурной и мировоззренческой
картины присущей членам косметической компании Mary Kay в России, причисленной
к разряду корпоративной субкультуры.
Истоки данной организации находятся в США и
мировоззренческой платформой компании, казалось бы, должен быть «американский
прагматизм» или так называемый «дух американизма», с характерным ему культом
бизнеса. Однако на практике видно, что в компании, функционирующей на
территории России, хотя и сохраняются некоторые элементы «американской
культуры», но главным идеологическим фундаментом является традиционная русская
культура, базирующаяся на этических принципах Православия.
Полученные нами репрезентивные эмпирические
данные, отражают, что в жизнедеятельности компании Mary Kay сохраняется знание
собственных национальных корней и духовных традиций. Многие члены компании
являются глубоко верующими людьми, членами Русской Православной Церкви. Они
ведут, соответствующий православным канонам, образ жизни: регулярно посещают
богослужения, участвуют в Таинствах, совершают паломнические поездки по святым
местам, интересуются духовно-аскетической литературой, обучаются в воскресных
школах и т.д. В этой связи необходимо подчеркнуть, что православная
христианская религия оказывает определяющее воздействие на формирование
этико-мировоззренческой и культурной системы российской компании Mary Kay.
Тот факт, что трудовая этика компании Mary Kay
основана на Евангельском Золотом Стандарте: «Итак во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12), уже
свидетельствует о христианском, морально-нравственном начале. Нравственность как
фундаментальная первооснова занимает ценностно-смысловое место в
мировоззренческой системе представителей компании и выступает главным
регулятором их деятельности. Идеальным является тип поведения, при котором
«консультант» или «лидер», действует в соответствии с установленными
нравственными эталонами: доверие, долг, честность, ответственность,
жертвенность.
Как свидетельствует П.Н. Шихирев, российская деловая культура в своей основе
коллективна. Во главе угла в
профессионально-деловых и личных отношениях стоят такие
традиционно-национальные ценности как коллективизм (соборность), взаимопомощь,
безусловно, окрашенные православной духовностью, а такие вестернизированные
понятия как индивидуализм, дух соревновательности (конкуренции) полностью
отсутствуют. Потребительские
ценности не преобладают над духовным измерением. Морально-этическая модель в организации
доминирует над прагматическими целями: пользой, выгодой, культом материального
благополучия. Главным
мотивом практической, творческой деятельности
«консультантов» и «лидеров» рассматриваемой бизнес-группы является не
личное обогащение, не склонность к наживе, а личностное, духовно-нравственное
совершенствование, творческий поиск,
стремление к Красоте.
Одним из высших идеалов компании Mary Kay
выступает Красота. Здесь Красота - это
Любовь, Творчество. А Бог есть Любовь, Бог – Творец. Внешность (ей придается в
компании не малое значение) отражает внутренний мир человека. Красота внешняя
всегда должна гармонично сочетаться с красотой души. Ориентируясь на христианские ценности, главный вектор компания
направляет к красоте, к добру, к
совершенству, к созидающим способностям человека, к его творческому
дару. В основе лежит вера в человека, в его творчество, вера в идеал добра.
Опыт
показал, что для основной массы членов компании свойственны отказ от западного
образа жизни и внедрение русских православных традиций в семейный уклад. Многие
семьи строятся на духовно-нравственных
постулатах, ориентированных на соблюдение христианских ценностей:
заповедей Божиих. Приобщение
к религиозным ценностям позволяет членам компании решить многие задачи,
связанные с саморазвитием человека, его этикой по отношению к себе, к
семье, к другим людям, к окружающему
миру.
На основании вышеизложенного, можно резюмировать, что ценности «земли» в рассматриваемой корпоративной субкультуре не являются определяющими. Духовно-нравственный компонент Православия выступает главной составляющей менталитета представителей компании и смыслообразующим фактором их профессионально-творческой деятельности.
Литература:
1. Философия корпоративной
культуры. - http://www.advertology.ru/article28671.htm
2. Шихирев П.Н.
Введение в российскую деловую культуру.- М., 2000.
1Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ Белгородскому государственному национальному исследовательскому университету на 2012 год (номер проекта 6.1239.2011).