*112452*

К.ю.н., доцент Струсь К.А.

Филиал Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, Россия.


Место и роль права в историческом развитии общества

 


Движущими силами в историческом развитии общества выступают материальные, производственные отношения. Существует и доказана тесная связь между типами развития экономики, государства и правовыми основами организации жизнедеятельности в обществе. Для каждого исторического типа развития производственных отношений присуща своя идейно – правовая основа жизнедеятельности.

Рабовладельческое право характеризуется закреплением частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, установлением различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей. Указанные черты ярко выражены в таких нормативно - правовых актах как законы Салона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, законы Хаммурапи Древнего Вавилона и законах XII таблиц Древнего Рима, «Книге законов» (Фацзин) Древнего Китая и законы Драконта в Афинах, законы Ману Индии и иные источники права.

Феодальное право выражало волю и интересы феодалов, обусловленные материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Такое право, закрепляло феодальную собственность на землю и другие средства производства, обеспечивая сложившуюся систему эксплуатации и поддержания порядка в интересах властвующего класса, урегулировав систему иерархических отношений в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов в собственности и власти. По своему содержанию феодальное право выступало как право более сильного над слабым, обеспечивая произвол со стороны класса феодалов над крепостными, не предусматривая никаких ограничений в угнетении и эксплуатации трудящихся масс. В качестве формы воздействия источники права того периода предусматривали прямое насилие, захват территорий, внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства.

Характерной особенностью сложившихся в эпоху феодализма общепринятых правил поведения выступало отражение в системе права местных обычаев и актов феодалов. Составными частями в механизме регулирования общественных отношений выступали: крепостное право, обеспечивающее подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, определяющее социально-правовой статус купечества, ремесленников и других слоёв городского населения; каноническое, церковное право, регулирующее отношение между служителями Бога и остальными членами общества.

Распространение канонического права объясняется господством религиозных структур в духовной и материальной жизни. Служители религиозных культов, пользуясь своим авторитетом в обществе, наделяли полномочиями творить право на земле Римского папу, царей, императоров, фараонов. На отдельных территориях, где решение наиболее важных и зачастую спорных вопросов мирской жизни осуществляли религиозные сановники, создаются условия для формирования религиозных правовых систем. Логика существования и функционирования социально - правовых институтов и явлений внутри системы основывается на познании и последующей интерпретации религиозных источников таких, как: Библия, Коран, Талмуд и др. 

В противоположном случае, когда решение задач социально-правовой жизни отводится лицам, не связанным с религией, формируются светские правовые системы, ориентированные по своей природе на такие формы и источники права, как закон, декрет, постановление, указ и т.д.

Зарождение и последующие развитие буржуазных производственных отношений приводит к усилению социально-экономических и политических противоречий между сосредотачивающим в своих руках экономическое могущество классом буржуазии и удерживающим политическую власть классом феодалов.

Действенность экономических форм хозяйствования, свойственных буржуазному обществу приводит к развалу феодальных производственных отношений, захвату политической власти буржуазией и широким использованием институтов государства и права в своих интересах. Это убедительно подтверждается буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и др., в результате чего буржуазия становится экономически и политически господствующим классом, сохраняющим и преумножающим своё состояние.

Идейно-правовой основой буржуазного государства выступает поддержание такой формы хозяйствования, в которой частная собственность на основные орудия труда и средства производства, их использование выступает источником материального прогресса. Как следствие, свою разработку и обеспеченность государственным принуждением получает развитие многообразных форм института собственности (ООО, АО, ЗАО, ТОО и др), позволяющая монополизировать право на свободу и власть со стороны буржуазии.

Обращение к социалистическому государству и праву позволяет отметить, что идейно - правовой основой в его организации выступает выражение воли и интересов господствующего класса. В размышлениях основоположников коммунизма государство «есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы», та «форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы – как вовне, так и внутри страны – взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы», в свою очередь право выступает средством, с помощью которого эти интересы облекаются в государственную волю и проводятся в жизнь. Право, по мнению представителей марксистской доктрины, на первых этапах своего развития выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. В последующем развитии отражает интересы всего народа.

Полагаясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1) эволюция человеческого общества, а вместе с ним государства и права являет собой длительный непрерывный поступательный исторический процесс развития, который сопровождается совершенствованием содержания и назначения основных принципов организации и функционирования социально-правовых институтов;

2) развитие права и государства осуществляется по «восходящей линии» и являет собой необратимый процесс укрепления демократических принципов организации и деятельности, расширения социальных основ, связанных с реализацией прав и свобод человека. Последний факт убедительно подтверждается высказыванием К. Маркса и Ф. Энгельса: «Общество если даже оно напало на след естественного закона своего развития … не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами …»[1]; движущими силами процесса естественно-исторического развития права, государства являются материальные, производственные отношения (экономический базис);

3) каждый тип права и государства имеет неповторимые законы возникновения и развития, представленные как совокупность определённых правил поведения, идей, теорий, взглядов, выраженных в системе возникающих социальных отношений.

Литература:

1.                  Марс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. - М.: Политиздат. 1976. Соч. Т. 23. С. 10.

2.                  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб.: Издательство «Университетская книга». 2001. - 416 с.

3.                  Люксенбург Р. Накопление капитала. Изд. 5. - Москва, Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство. 1934. Т. I. - 463 с.



[1] Марс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 10.