Взаимосвязь нравственного состояния общества и
политического режима в историческом контексте
Древняя Греция стала
родоначальницей демократии[1],
геометрии, изящных искусств. В Древней Греции зарождается философия как «любовь
к мудрости», предполагающая умение мыслить понятиями, способность формировать
теорию и прозревать суть[4, с.25-29].
Наука начинается с удивления, - говорил Сократ[1]. Греки чувствовали
себя «наблюдателями мира», исследующими геометрические фигуры, сущность власти,
природу человека и отношения между богами. Идеи и культуру греков восприняла римская цивилизация. Заслуги римских
юристов в создании основ современного права трудно переоценить[2,3].
Разумный человек из современного
общества понимает, как неимоверно трудно выразить новую мысль, создать новую
теорию, написать книгу, которая будет значима и через века. Титаны - мыслители
античного мира остались в истории человечества, хотя в их жизни не было
типографий, телевидения, Интернета. Они не растворились, не стали песчинками в
мировом потоке истории.
Античный греческий полис – это город-государство с окружающей его сельской
местностью. Только полноправный, в силу своего рождения, гражданин, имел право и был должен участвовать в общественной и
государственной жизни. Сам институт гражданства
стал идейно-политической, духовной основой полиса. Он помогал выжить и защитить
свою безопасность от пиратских набегов, проявлений грозных сил природы, голода и иных опасностей того времени.
Периодическая
смена должностных лиц считалась в Афинах главным оплотом народовластия и
свободы его граждан. Все органы управления, все должностные лица только
получали полномочия от демоса и контролировались законом. Основными принципами
свободного государственного устройства считались равенство перед законом и
равенство в праве голосах[4].
Хотя само
понятие демократии (demokrateia
– правление демоса) было неизвестно эллинам в период расцвета тех принципов и
учреждений, которые с ней связываются. Демократией стал обозначать определенный
тип государства только Аристотель в IV в. до н.э. и ему она не нравилась. Он
предпочитал «политию», смешение достоинств разных типов организации власти,
господство среднего класса, без крайностей правления очень богатых или слишком
бедных.
Позже
демократию стали противопоставлять охлократии – власти разъяренной, озлобленной
толпы, требующей казней, зрелищ и хлеба.
У
нас, в России демократию любят обвинять в продажности и приписывают ей, как
свекровь своей нелюбимой невестке, роскошные букеты недостатков и пороков. Но когда оседает пыль на разрушенных городах
и могильных плитах ушедших в небытие цивилизаций, многие события прошлого
приобретают более ясные очертания. Надо только вовремя оглянуться назад, чтобы
правильно выбрать на исторической развилке свой будущий путь.
Продажность
чиновников и воровство – это не свойство демократии, а свидетельство
недостатков общества, дурного семейного воспитания, отражение неспособности
народа (демоса) на данном историческом этапе к эффективной организации власти.
Мы
– не хотим использовать возможности предоставляемые демократией, развивать
её. Мы - не научились повиноваться законам.
Полиция
может обеспечивать воплощение требований законности в жизни общества в условиях
демократического режима на более высоком уровне, чем в рамках тоталитарного
режима[6].
И
не случайно, что полицию как инструмент обеспечения порядка и гармонии создали
в Древней Греции. Причем требованию полицейского, нередко государственного
раба,[2]
не считали позорным подчиниться гордые, самолюбивые свободные граждане.
Ведь
они подчинялись «голосу закона».
Античный
полис свободных оставался государственностью
избранных. В середине V века до нашей эры население Афин включало всего
40 тысяч полноправных граждан, более ста тысяч рабов, а также десятки тысяч
женщин, детей, метеков (эллинов из других полисов, давно осевших в Афинах) и
иностранцев.
Платон выразил следующую мысль: «Государство можно увеличивать лишь до
тех пор, пока оно не перестанет быть единым, но не более того». Но и Платон
может ошибаться![3]
Почему в большой стране с огромным трехсотмиллионным населением, под
названием «Соединенные Штаты Америки» институты демократии развиты, есть
определенное национальное единство, а в России возникают определенные трудности? В чем причина?
Мы просто еще не успели пройти свой путь. Наш исторический путь был
искривлен октябрьской революцией.[4]
Тоталитарный режим развязал гражданскую войну, поддержанный, наконец
вырвавшейся из черного ящика Пандоры «Надеждой»[5]
на светлое будущее у опаленных могильным холодом мировой бойни – пролетариев,
солдат и крестьян. Преследовались священники и уничтожались церкви, изгонялись
мыслящие интеллигенты, расстреливались дворяне и зажиточные казаки,
притеснялись богатые горожане, конфисковывался хлеб и имущество у сельских
собственников.
Террор[6] и передел
собственности привел к гражданской войне, брат пошел на брата, сын на отца,
погибли миллионы наших граждан, патриотов своей страны. Многие талантливые
люди, спасаясь, были вынуждены уехать.
А потом наступили долгие годы, когда отучали свободно мыслить и
запрещали свободно излагать свои мысли на бумаге! Если они не укладывались в
«прокрустово ложе» господствующих взглядов.
В тяжелых условиях, десятилетиями продолжая бесплодно работать на
государственную экономику, ориентированную на «вечную» подготовку к «последней»
войне, наши люди устали верить государству и потеряли стимул[7]
трудиться. Отчуждение от демократических свобод породило отчуждение от
государства.
И сегодня российский народ истощен. Он устал верить и боится надеяться?
Выборы консулов в республиканском Риме проводили на берегу Тибра на
«Марсовом поле». В день выборов знатные римляне, добивавшиеся должности
консула, надевали белоснежный плащ – «кандиду». Отсюда произошло слово
«кандидат», означающее человека, добивающегося какой-либо должности. Белые
одежды символизировали чистоту намерений будущего консула и его чистую совесть.
Граждане афинского полиса и
патриоты римской республики были готовы пожертвовать своей жизнью, здоровьем,
имуществом, возложить всё на алтарь Отечества, которое олицетворяло собой
государство.[8]
Давайте задумаемся, а как обстоит
дело в России сейчас?
Сколько граждан хотя бы приходит
на выборы? Сколько готово продать свой голос по сходной цене? По цене бутылки
водки?
«Идиотэс» – слово греческого происхождения, означающее
аполитичного человека, уклоняющегося от выполнения своего политического долга,
от использования своих политических прав.
Патриотизм - это не пустое слово. Иногда его приходится подтверждать делом.
Когда человек даже без повестки из военкомата, по зову сердца, понимает, что
ему надо идти защищать свою Родину.
Литература:
1.
Античная демократия в
свидетельствах современников / сост. Л.П.Маринович, Г.А. Кошеленко. М. 1996.
2.
Бартошек М. Римское
право: понятия, термины, определения. – М.: 1989.
3.
Глушаченко С.Б.,
Смирнова К.В. Институт ипотеки в Древнем Риме // История государства и права.
2008. №5. С.28-29.
4.
Луковская Д.И.
Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и
права. 2008. №11. С.25-29.
5.
Разумович Н. Н.
Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1988.
6.
Фролов В.В. Законность,
демократия, милиция. – М.: Спутник +. 2009.
[1] Как государственного режима в прикладном аспекте, а более широко в научном плане, греки фактически создали основы науки о политике - политологии.
[2] Государственные рабы-полицейские назывались тохотаи
[3] Как доказал Аристотель и лишний раз подтвердила история ХХ века
[4] Слово «революция» латинского происхождения. Означает – «катастрофа».
[5] По древнегреческому мифу из ящика Пандоры вырвалось всё самое плохое. И только с самого дна не успела вырваться придавленная Надежда.
[6] От латинского – «страх, ужас».
[7] Стимул – палка для быков в Древней Греции.
[8] Исчез патриотизм - и стёрты были с карты государства.