*112828*
Дзусов Ирбек Игоревич, старший
преподаватель кафедры социологии политических и социальных процессов
Северо-Осетинского государственного университета
ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ
РЕСПУБЛИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северный Кавказ,
всегда отличавшийся своей национальной и конфессиональной пестротой, сегодня
еще сильней привлекает внимание исследователей вопросами религиозности
населения, ее характера и уровня, так как изучение данного явления способствует
пониманию ментальности проживающих здесь этносов, побудительных мотивов их
действий, а в целом их жизнеустройства, в котором особую роль отводится
религиозному фактору.
Таким образом, для
нас представляется крайне важным, прежде всего, выявить отношение население к понятию
«религия».
В социологическом
исследовании на тему «Религиозные установки населения северокавказских
республик РФ», проводившемся в ноябре 2009 г. респондентам всех
северокавказских республик был задан вопрос: «Какие из перечисленных слов
означают наиболее важные понятия для большинства людей, живущих в республике?».
Понятие «религия» было включено в достаточно расширенный перечень слов, выбор
которого в данном случае свидетельствовало бы как об уровне религиозности той
или иной республики, так и о степени функциональности изучаемого феномена в
обществе.
Мы выяснили, что
среди 26 слов понятие «религия» по значимости у жителей Северной Осетии стоит
на 19-ом месте (5,0%), Адыгеи – на 13-ом (13,1%), Карачаево-Черкесии – на 12-ом
(14,8%), Дагестана – на 11-ом (16,4%), Кабардино-Балкарии – на 9-ом (22,0%),
Чечни – на 5-ом (38,1%) и Ингушетии – на 1-ом (54,6%). Отсюда, если следовать
классификации Линденфельда, жителей Ингушетии и Чечни можно отнести к
«высокорелигиозной» группе, а, например, жителей Северной Осетии к
«низкорелигиозной». Расширяя данную классификацию, мы включили республики
Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея в «среднерелигиозную»
группу. Причем показатели по Кабардино-Балкарии приближаются скорее к
«высокорелигиозной» группе.
Однако важность
приводимых понятий имеет для респондентов разное смысловое наполнение, то есть
выбор одних слов говорит о наличие проблемы в регионе и от того их повышенная
важность для жителей республик, выбор других – о неизменных ценностях для северокавказского
общества. Большую значимость представляют такие понятия как «безопасность»,
«мир», «достаток», «стабильность», «права человека», высокие проценты которых
указывают на хрупкий мир, отсутствие достатка, нестабильность и попрание прав
человека, то есть злободневные проблемы, стоящие в регионе (табл. 1).
Таблица 1.
Как Вам кажется, какие из перечисленных слов означают наиболее важные понятия для большинства людей, живущих в республике?
|
РА |
КБР |
КЧР |
РД |
РИ |
РСО-А |
ЧР |
безопасность |
51,7 |
60,1 |
52,7 |
70,9 |
54,6 |
72,8 |
73,3 |
демократия |
11,4 |
12,5 |
10,7 |
4,1 |
11,5 |
4,3 |
8,8 |
держава |
3,4 |
3,7 |
3,0 |
2,7 |
0,8 |
5,0 |
2,6 |
достаток |
43,6 |
54,4 |
50,9 |
46,6 |
33,1 |
51,3 |
41,0 |
достоинство |
10,1 |
20,6 |
10,1 |
17,1 |
18,5 |
20,9 |
13,9 |
духовность |
15,1 |
13,2 |
11,2 |
18,8 |
19,2 |
10,9 |
14,7 |
закон |
21,1 |
26,7 |
24,3 |
28,4 |
26,2 |
20,9 |
28,2 |
защита |
15,4 |
18,2 |
7,7 |
11,6 |
13,1 |
15,6 |
12,8 |
мир |
39,6 |
32,4 |
40,8 |
39,4 |
47,7 |
42,7 |
48,0 |
патриотизм |
6,4 |
10,8 |
8,3 |
4,8 |
6,2 |
5,0 |
4,0 |
порядок |
13,4 |
22,0 |
19,5 |
26,4 |
15,4 |
17,2 |
11,0 |
права
человека |
26,2 |
19,3 |
24,3 |
15,8 |
33,1 |
19,9 |
35,5 |
религия |
13,1 |
22,0 |
14,8 |
16,4 |
54,6 |
5,0 |
38,1 |
свобода |
12,4 |
22,0 |
8,3 |
7,5 |
22,3 |
10,3 |
8,8 |
семья |
51,3 |
59,1 |
57,4 |
45,5 |
26,9 |
57,6 |
40,3 |
сила |
3,0 |
5,7 |
4,7 |
2,4 |
5,4 |
1,7 |
0,7 |
собственность |
9,7 |
13,9 |
10,7 |
9,2 |
15,4 |
6,6 |
5,1 |
совесть |
8,7 |
15,5 |
14,2 |
16,4 |
16,9 |
11,3 |
8,1 |
справедливость |
16,4 |
26,7 |
29,6 |
31,8 |
17,7 |
21,2 |
29,3 |
стабильность |
29,9 |
30,7 |
29,6 |
25,0 |
16,9 |
22,5 |
23,1 |
твердость
(воля) |
3,7 |
5,7 |
4,7 |
2,7 |
4,6 |
4,3 |
1,8 |
терпимость |
9,1 |
6,8 |
3,6 |
5,1 |
6,9 |
6,3 |
5,5 |
труд |
23,8 |
24,3 |
32,5 |
16,1 |
14,6 |
19,5 |
11,7 |
успех |
12,8 |
17,2 |
16,6 |
6,8 |
10,0 |
20,9 |
4,4 |
ни одно из них |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
затрудняюсь ответить |
1,7 |
1,7 |
3,0 |
5,5 |
- |
2,0 |
1,1 |
В этом смысле
важность понятия «религия» указывает скорее не на проблему, связанную с данным
явлением, то есть отсутствие духовности или религии как таковой, притеснения ее
приверженцев, а на ее функциональность, в особенности для мусульманского
общества Северного Кавказа.
Один из дагестанских
экспертов, выбирая из указанного перечня слов понятие «религия» отметил:
«Повальное увлечение религией в Дагестане – это та крайность, к которой обращено
отчаявшееся население. Религия имеет глубочайшие политические истоки, она имеет
достаточно сильное влияние в Дагестане, хотя много псевдоверующих или показных.
Люди без глубокого сознания идут на проявление этих моментов, просто, чтобы
быть вместе со всеми, быть и выжить. Религия, как способ выживания». Это
свидетельствует о том, что религия является сегодня фактором, способствующим в
разрешении тех или иных проблем, что ведет к повышению ее значимости в
обществе.
Так важна ли религия
как таковая в повседневной жизни людей, становится ли она одним из доминирующих
регуляторов поведения, способна ли нести интегративное значение, либо находится
на периферии социальных практик?
В целом по стране с
2007 по 2009 годы М. Мчедлова фиксирует небольшую тенденцию к уменьшению
значимости религии в жизни россиян. Так, «доля считающих, что религия очень
важна в человеческой жизни, снизилась с 20% в 2007 году до 16% в 2009, а
количество отрицающих ее значимость в индивидуальной и коллективной жизни
повысилось с 13% до 16%» [1; 80]. Но, как следует из
таблицы 1, показатели по северокавказским республикам в 2009 году несколько
выше, чем общероссийские данные, особенно в Ингушетии и Чечне, что делает
интересной изучение предстоящей динамики значимости религии в обществе.
Ответ на данный
вопрос можно получить с помощью индикатора «значение религии в жизни человека в
будущем». При этом рассматриваться будет общее представление религии, ее место
и роль, а не определенная функциональность, что в корреляции с показателями
вышерассмотренного «субъективного метода» позволит спрогнозировать
положительную или отрицательную динамику значимости религии в обществе, а
отсюда повышение или понижение уровня религиозности населения.
Итак, больше половины
опрошенных во всех республиках считают, что в будущем значение религии в жизни
людей будет расти, за исключением Кабардино-Балкарии – 46,3% и Северной Осетии
– 44,4%, однако в сравнении с показателями таблицы 3 и в этих республиках
следует ожидать существенный рост, как значимости религии в будущем, так и,
соответственно, уровня религиозности
населения (табл. 2). Эксперты объясняют это тем, что «по мере ухудшения
ситуации, религия будет более влиятельной, а если экономический уровень
поднимется и людям станет жить легче – религия будет менее значима в обществе».
При этом рост значимости религиозного фактора связывают также с техническим
развитием человечества, который «есть путь в никуда, тупик, так как не
происходит нравственного развития человека».
Таблица 2.
Какое суждение Вам ближе: «В будущем значение религии в
жизни людей будет расти или уменьшаться»?
|
РА |
КБР |
КЧР |
РД |
РИ |
РСО-А |
ЧР |
будет расти |
64,5 |
46,3 |
66,7 |
51,0 |
83,0 |
44,4 |
77,9 |
будет уменьшаться |
19,9 |
23,2 |
22,1 |
15,9 |
7,0 |
26,8 |
8,5 |
затрудняюсь ответить,
отказ от ответа |
15,6 |
30,5 |
11,2 |
33,1 |
10,0 |
28,8 |
13,6 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Такую же динамику
отмечают эксперты других республик. В Адыгее, например, «религия все больше и больше пронизывает все
сферы деятельности. По телевидению регулярно, в утренние субботние часы
транслируются религиозные телепередачи», что может свидетельствовать только о
росте ее значимости, который здесь связывают с «отсутствием общей духовной
опоры, идеи». Причем «все будет зависеть от того, какую религию для себя
изберет республика (Адыгея – И.Д.).
Те религиозные течения, которые имеются на сегодня, не несут республике
никакого будущего». Эксперты из Дагестана также считают, что значение религии
будет расти, и главным образом «в духовно-нравственной жизни дагестанцев, но
хочется, чтобы не в решении политических вопросов, которые представителей
духовенства не касаются». В этой связи большинство экспертов выступает за
скорейшее уменьшение роли религиозного фактора, отмечая радикальность методов
наиболее политизированных религиозных организаций.
Особое внимание
следует обратить на республики Ингушетия (83,0%) и Чечня (77,9%), где
значимость религии и уровень религиозности, судя по ответам респондентов, в
ближайшие годы приобретут повышенный характер.
«В последние 10 лет в
Ингушетии, – отмечает один из ингушских
экспертов, – наблюдается исламское возрождение. Это связано с тем, что после
распада Советского Союза тот идеологический вакуум, который
создался в результате дискредитации коммунистических идеологий, которые мало
поддерживали ингушей, вначале был заполнен национализмом, а затем религией.
Молодые люди стали очень религиозными, и уровень религиозности будет
повышаться».
В целом, у жителей
республик Северного Кавказа, можно прогнозировать рост значимости религии в
будущем, что свидетельствует как о высоком уровне религиозности на данный
момент, так и о его повышении в ближайшие годы. Это, как отмечают эксперты,
является следствием социально-экономической нестабильности в регионе, а также
влиянием ряда других факторов, в том числе идеологических.
Список литературы
1.
Мчедлова М.М. Роль
религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. №
12.
2.
Синелина, Ю.Ю. Изменение
религиозности населения России: православные и мусульмане: суеверное поведение
россиян. ИСПИ РАН – М.: Наука, 2006.
3.
Социологический
энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ, 1995.
4.
Филатов С.Б., Лункин
Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность
// Социологические исследования. 2005.