*111549*
Психология и
социология /5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в
современных условиях
К.соц.н., Махиянова А.В.
Казанский государственный энергетический
университет, Россия
Социализация и интернализация личности: категории и проблематика
изучения
Если взглянуть на современное общество со
стороны, то первое, что можно отметить, это его постоянное движение, изменение, усложнение и дифференциацию. Какие бы
процессы ни изучает социолог, в том
числе и процессы социализации и интернализации, еще сто лет назад многие из них
считались традиционными, неизменимыми. В настоящее время можно констатировать их существенное
преобразование. В современном обществе происходят разносторонние структурные
изменения, которые затрагивают как функционирование социальных институтов и
общностей, так и традиционные рычаги воздействия на личность. Строгая
регламентация его жизнедеятельности уходит в прошлое, поэтому можно говорить о
новых векторах и стратегиях социализации и интернализации.
В целом
социологи используют термин «социализация» для обозначения процесса, на основе
которого индивиды обучаются посредством социальных норм. Она рассматривается
как источник существования и развития
общества, так как с ее помощью происходит передача культуры от поколения к
поколению. Однако указанное понимание не столь однозначно, так как социализация
включает интернализацию. Иными словами, социальные нормы и правила не просто
навязываются индивиду из внешней среды, они постепенно становятся частью его
внутреннего «Я». Вследствие этого личность ощущает потребность соответствовать
социальным нормам.
Социализация
изучается и как неотъемлемый элемент взаимодействия. Данное понимание строится
на положение о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе
посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других людей.
В этом случае социализация осуществляется по мере приведения своих
собственных действий в соответствие с ожиданиями других индивидов [2, 430-431].
Под
социализацией также понимается процесс и результат усвоения индивидом
определенной системы знаний, ценностей, норм, позволяющих ему функционировать в
качестве полноправного представителя общества. Она включает как методы
социально-организованного и контролируемого влияния на личность со стороны
общества и его структур (систем образования, воспитания и т.д.), так и
стихийное воздействие с их стороны. В целом социализация не кратковременный
процесс, так как продолжается всю жизнь человека [4, 366].
Более
широкое видение социализации представлено в энциклопедии по социологии. В ней
она рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и
воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного
включения в общественную жизнь социокультурного опыта, филоонтогенетического
формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его
становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта
социокультурных практик социума.
Социализация
есть процесс усвоения социальных ролей и образцов поведения, которые позволяют
ему претендовать на занятие определенных социальных позиций и социального
статуса, овладение ценностями, символами, традициями и т.д. В то же время, она
предполагает приобретение собственного социокультурного опыта и личной
(социальной, этнической и т.д.) идентичности. При этом подчеркивается, что
социализация представляет собой двухсторонний процесс, в котором от общества к
личности идет трансляция необходимых для усвоения содержаний норм и ценностей и
осуществляется целенаправленное и отчасти стихийное воздействие и социальный
контроль. В то же время на уровне личности происходит принятие и овладение
социокультурным опытом, за счет которого формируются личностные структуры.
Большую роль в развитии общества играет успешность социализации, поэтому ее
можно рассматривать как системообразующий процесс, наряду со стратификацией и
институциализацией [3, 939-940].
Присутствует
у социологической науки свой подход и к определению термина «интернализация». В
самом общем виде под интернализацией понимается процесс перехода знания из
субъективного в объективное, после которого оно может быть передано следующим
поколениям. При переводе с латинского interims означает внутренний и
трактуется как процесс освоения внешних структур, в результате которого они
становятся внутренними регуляторами.
В науку
понятие интериоризации было введено представителями французской психологической
школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и
советским психологом Л.С.
Выготским.
В целом в психологии это, в первую очередь, процесс превращения внешних
реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые
внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе
норм, ценностей, верований, установок, представлений и т. д. Его используют для описания процесса, посредством которого
объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство. Иными
словами, посредством восприятия
они превращаются в образы, формирующие часть нашего психического
содержимого и его структуру [1, 18].
В педагогике
интернализацию изучают как способ для мотивации в процессе обучения.
Отмечается, что при интернализации происходит усвоение ценностей до такой
степени, что они определяют поведение человека в процессе обучения. Стоит
отметить, что данный термин достаточно часто используется в экономической науке
и понимается под ней стратегия, направленная на сокращение или устранение
отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние. В
культурологии интернализация
используется для обозначения процесса
освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, установок,
стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или они взаимодействуют. В
результате данного процесса структуры, внешние по отношению к данной личности
или группе, превращаются в их внутренние регуляторы поведения [5, 32]. В
социологии под интернализацией понимается процесс, в ходе которого индивид
познает и принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы
поведения, характерные для его социальной группы или более широкой общности [2,
103].
Таким
образом, социологическая наука не отличается единообразием в понимании и
толковании терминов «социализация» и «интернализация», хотя и имеет свой подход
к их использованию. И здесь стоит отметить, что как определение социализации и
интернализации, так и характер применения данных терминов определяются
спецификой социологии как науки. Здесь в первую очередь речь идет о ее
полипарадигмальности, множественности направлений, теорий и концепций.
Во-вторых, понятийный аппарат социологии
находится в постоянном изменении и развитии, обогащается и усложняется
по мере развития самой науки. Появление новых направлений сразу рождает иные
трактовки исходных терминов.
Литература:
1.
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ. Л. В. Топоровой,
С.В. Воронина и И.Н. Гвоздева / Под ред. С.М. Черкасова. – СПб.:
Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
2. Социологический словарь:
Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. –
2-е изд. – М.: Экономика, 2004.
3. Социология: Энциклопедия /
Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.
Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003.
4. Учебный социологический
словарь с английским и испанскими эквивалентами / Под. ред. А.И. Кравченко. –
М.: Экзамен, 2001.
5. Хоруженко К.М. Культурология:
энциклопедический словарь / Хоруженко К.М. – Ростов-на-Дону, 1997.