*111706*
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
(НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Доц.,
к.п.н. Н.П.Никитина, доц. А.Ю.Истратов
ФГАОУ ВПО УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
В
последней трети 19-го века взрослые всерьез берутся за детей, выделяя их в
особую «маргиналию». На смену индивидуальному, аристократическому воспитанию
посредством гувернанток (в «летний сад водивших») и казарменных приютов для
обделенных судьбой, пришли демократические, гигиеничные и «гуманные» детские
учреждения, педагогика Монтессори, гимнастика Мюллера и т.д. Появляются
специальные разработки дизайна детских игрушек. Как нечто самостоятельное,
наряду с искусством сумасшедших, искусством первобытным и экзотическим,
начинает пониматься детское творчество.
В
Санкт-Петербурге к этой эпохе относится
появление первых детских садов (чуть ли не первый из них, на улице Мастерской,
говорится в воспоминаниях А. Бенуа). Вероятно, при них и появились первые
площадки для игр и тренажеров. В 1910 году газеты писали о детской площадке,
открытой на Петроградской стороне одним
из Великих Князей, где дети угощались чаем с булочками. Расцвет детских
площадок относится к советскому периоду, когда дело детских садов, называвшихся «очагами», освобождавших
работниц для труда и передоверявших воспитание детей государству, достигло ни с
чем несравнимого размаха. К сожалению, история и оформление детских площадок
начала ввека практически не изучены.
Ленинградские
детские площадки отличает совершенно особая сказочная и магическая атмосфера,
поражающая воображение даже «продвинутых» художников. Самый ранний предвестник
этого стиля-гигантский многоголовый идол, выполненный скульптором круга П.
Филонова, сохранившийся в Михайловском саду. Возможно, мощь этой стилистики
исходит непосредственно из почвы мало кем учитываемой финно-угорской
«подкладки» Санкт-Петербурга, обильно плодоносящей во дворах, за
неоклассическими фасадами, теремками, грибочками, идолами и всякой языческой
нечестью. Со временем, эти многослойные произведения сотен профессиональных и
кустарных мастеров, «амортизированные» многими поколениями детей, ремонтами,
превратились в настоящие капища. Эстетика районов и лубка (архаичное и
народное-детское) в итоге оказалась определяющей. В 70-е годы детские площадки выползли
из дворов, и избушки с истуканами начали захватывать площадь Искусств,
Адмиралтейский бульвар и прочие официозные пространства, увлекая за собой своих
адептов-детей, пьяниц и влюбленных. Интересно, что на городских детских
площадках советская идеология практически не заявляла о себе, что делало их
зонами вольности и свободного творчества, правда, анонимного, в отличие от
детской литературы и иллюстрации.
Детские
площадки можно рассматривать как вариант сада или парка. Так, для Г.Задельмайра
парк, как форма идеального взаимодействия человека с природой был главной
моделью для понимания истории европейской культуры. В урбанизированный ХХ век
как таковые можно рассматривать структуры: всемирной выставки, ВДНХ,
концлагеря, Диснейленда, стадиона-полигона и т.д., транслирующие глубоко
традиционные модели. Сущностным же для понимания детской площадки оказывается
пространство ярмарки и балагана со всем их атрибутами, «аттракционами» и
«гэгами». Через эти циклические события, как известно, происходит транслирование
архаических пластов сознания и телесной пластики и распределение их энергий
(например, прилив крови при качании на качелях) Таким образом, можно говорить о
глубинных психологических функциях
детских площадок таких, как:
-
адаптивно-стрессовые (работа со страхом и запретом, проверить идентичность,
залезть на верхотуру, изваляться в грязи…);
-
тренировочные;
-
релаксирующие;
- контр-идеологические.
По
преобладанию той или иной функции в структуре детских площадок, куда детей приводят для воздействия этих структур
на «душу и тело», можно судить о тех или иных тенденциях в психопластике и
взаимоотношениях с природным космосом того или иного сообщества, внутренне
желающего так или иначе себя организовать, уберечь, усыпить, подвигнуть и т.д.
Так, сейчас идет разрушение магической «экологии» детских площадок, они
превращаются в руины и сливаются в своем роде с «идолами» тоталитарной эпохи,
уже практически исчезнувшими из ландшафта города, типа «Мальчика с собакой» на
р. Карповке или «Матери с детьми» на Манежной площади. На их месте необычайно
быстро строятся составленные из типовых для всего города модулей
площадки-тренажеры, напоминающие милитаризированную полосу препятствий. Они
тренируют вестибюляцию, механическую ловкость и игрушечный позитивизм, хотя по
холодности, жесткости и величине риска конструкций, могут быть реально опасны.
Каркасы этих евро-стандартных «конструкторов» раскрашены в яркие цвета,
диссонирующие с цветовой гаммой города. В то же время, уходящая мифологическая
пластика детских площадок дает и такие мощные ростки как скульптурные ансамбли
З. Церетелли.
Объекты,
расположенные на детских площадках можно рассматривать как увеличенные версии
игрушек-предметов, создание которых, не смотря ни на что, до сих пор остается
лдним из самыхвольных видов безымянного индустриального творчества. Игрушка,
как, в принципе, лабиринтообразная машина, непрерывно
сворачивающаяся-разворачивающаяся из одной точки, восходит к талисману,
«чуринге». При сильном увеличении (как это происходит на детской площадке) игрушка
закономерно превращается в идола. В Санкт-Петербурге художники-визионеры С.
Денисов и К.Шувалов, кружащие по городу и пригородам в поиске чудесных аккордов
собственных состояний, атмосферных явлений и «мест силы», уделяют особое
внимание следам вольного детского творчества: каббалистическим шифрам граффити,
колониям наклеек, руинизированным детским площадкам. Несмотря на отказ в
грантовой поддержке Сороса, они собирали уникальный фотоархив, фиксирующий
самых причудливых персонажей, по сути, невероятных монстров, которым может
оказаться даже пень, зачем-то раскрашенный в касный цвет. Этих уродов,
доживающих свой век на старых «капищах» идостигших на гани «тлена»
ангелического состояния, невозможно описать- их нужно видеть. Эти чудовища, из
последних сил выполняющие свой священно-брендовый долг защитников, как раз
нуждается в таких принцессах, которые «повяжут им перед смертью ленточку на
шею»…
Итак, детская площадка — это территория, предназначенная
для игры детей разного возраста и организации содержательного досуга, на
которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования. Не менее
важно отметить тот факт, что играя на детских площадкая, малыши учатся общению,
познают мир, а также развиваются физически и умственно. Чем больше вокруг
интересного и любопытного, тем активнее ребенок, ведь они — самый
любознательный народ. Дети ищут и находят ответы на все свои поставленные
вопросы, учатся играя.
Играя,
ребенок развивается сам, а также развивает свое воображение и
сообразительность, получает навыки общения в коллективе и налаживает контакт с
окружающим миром. Все это очень важно для ребенка, ведь общаясь и играя со
своими сверстниками, малыш получает массу полезного опыта в становлении
собственной личности. Общительные дети вырастают в коммуникабельных и очень
перспективных взрослых.
Первый
опыт и первые впечатления детства оставляют у ребенка след на всю жизнь,
поэтому очень важно, чтобы игровое пространство и оборудование было безопасным,
привлекательным и интересным, побуждающим ребенка к игре, развитию.
Безопасная
конструкция и дизайн оборудования игровой площадки должны стать объектом
пристального внимания проектировщиков, производителей, поставщиков этого
оборудования, организаций и лиц, ответственных за строительство, содержание и
эксплуатацию игровых площадок! А также следует повысить качество работы
организаций, занимающихся разработкой нормативной документации, и
контролирующих органов государственной, региональной и местной власти!
Знание
эргономики игровой среды — результат наблюдений и опыта эксплуатации, а также
специальных научных исследований. Например, датская фирма KOMPAN своим места
лидера среди разработчиков и производителей игрового оборудования обязана не
только мастерству и высокому профессионализму дизайнеров, но и инвестициям в
соответствующие исследования. Результаты этих исследований вполне реальны.
Специалисты могут с уверенностью сказать, как влияет на физическое развитие
ребенка тот или иной игровой элемент, как он должен быть установлен и из чего
сделан для максимальной эффективности и безопасности.
На рынке России,
Санкт-Петербурга в частности, в настоящее время присутствуют все крупные,
работающие по всему миру, производители детского игрового оборудования.
Набирают обороты и отечественные компании. Основная
Санкт-Петербургская компания, занимающаяся поставками оборудования для детских площадок — КСИЛ
отличается от большинства своих конкурентов собственным полным циклом
производства и тридцатилетними традициями, а также наличием специального
игрового комплекса для детей с ограниченными физическими возможностями. Темпы развития и
совершенствования качества и ассортимента продукции этого российского производителя позволят ему выйти на мировой уровень и составить реальную
конкуренцию иностранным производителям.
Библиографический список
1.
Агде, Г. Проектирование
детских игровых площадок / Г. Агде,
А. Нагель, Ю. Рихтер. — М. : Стройиздат, 1988. —207с.
2.
Бхаскаран, Л. Стиль и
направление в современном искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. — М., 2006. —
325с.
3.
Свидерский, В. М.
Планировка и оборудование детских площадок /
В. М. Свидерский. — Киев : Госстройиздат,
1972. — 321с.
4.
Ховард, Д. Школа
завтрашнего дня / Д. Ховард М., 1992. —287 с.
5.
Якуб, С. К. Вспомним
забытые игры / С. К. Якуб. — М. :
Детская литература, 1988. — 206с.