*112315*
Тумакова А. В.
Самарский государственный архитектурно-строительный
университет, Россия
Принципы реконструкции крупных общественных
зданий и комплексов XX ВЕКА
Великая
Октябрьская социалистическая революция пробудила к активной общественной и творческой
жизни широкие народные массы. Не случайно внимание архитекторов сосредоточилось
на поисках новых социальных типов общественных зданий для процессов труда, быта
и культуры.
В
многочисленных конкурсах послереволюционных лет разрабатывались темы Дворца
труда, Дворца культуры и т. п. Идея свободы и широчайшей демократии,
представление о каждом общественном здании как о своеобразном народном форуме,
месте общения многотысячных масс трудящихся рождала грандиозные композиции.
Проектная работа стимулировала отработку выразительного языка архитектурных
форм. Это время вошло в историю советской архитектуры как время революционной
романтики.
С
течением времени такие здания утратили свою актуальность, назначенные функции,
внешнюю привлекательность, несмотря на то, что многие из них являются
общественными центрами, магнитами притяжения, а также памятниками архитектуры.
Проблема морального старения и соответствующей модернизации социально значимых
объектов, является постоянно актуальной.
Соответственно такие здания требуют обновления и реконструкции.
Реконструкция общественного здания связана с
творческим поиском решения таких 2 задач:
1) выявление индивидуальных качественных
характеристик объекта;
2)
введение его в среду социальных функций архитектуры (социальное
назначение). Нужно помнить, что здание
хранится не с целью приспособления, а приспосабливается с целью сохранения.
При
использовании объектов прошлого сложилась определенная система и классификация
их использование:
1) здания-памятники, функциональное назначение
которых осталось неизменным. Хранится
архитектурный объем, внешний вид, ценные интерьеры (учебные заведения, больницы, музее, театры, торговые заведения,
библиотеки);
2) здания, которые используются для выполнения
функций, близких к ним первоначального назначения, но учитывая современные
нужды, как правило, административных функций;
3) особая группа зданий-музеев - наиболее ценные
архитектурные объекты города, в которых хранятся все элементы художественного
снаряжения. Используется для размещения музейных экспозиций;
4)
здания-памятники, удачно и умно приспособленные для размещения учебных,
научных, культурно-образовательных учреждений ( при сохранении внешнего вида и
капитальных стен часть внутренних помещений приходится перепланировать);
5) здания, которые используются под жилье,
культовые сооружения, дворцы- музеи, павильоны, а также здания и сооружения,
которые находятся в пригородных зонах (музейные функции).
Методическая схема реконструкции общественных
объектов исторических городов содержит такие 4 этапа:
1) качественно-количественное определение
конструктивных целей реконструкции (сохранение памятников, повышение уровня
благоустройства застройки, создание туристского центра и т.п.);
2) анализ основных экономических проблем реконструкции,
прогнозирование будущих нужд;
3) комплексное оценивание эффективности основных
альтернатив реконструкции (варианты с разным объемом сохранения исторической
застройки, возможность перенесения памяток, варианты поверхностности и
плотности застройки);
4)
разработка мероприятий по реализации выбранного варианта.
На каждое здание, признанное памяткой истории,
культуры и архитектуры, изготовляется охранительная грамота.
Непосредственно принципы реконструкции
общественных центров – это расширение объема "центральных” функций– может
быть обеспеченная чем счет вытеснения нецентральных функций, так называемая
"скрытая реконструкция”, когда происходит изменение функционального
зонирования территории центра без существенного преобразования объемно-планировочных
параметров застройки. Например, сохранение промышленных предприятий в центре
города становится экономически невыгодным ( потому что приводит к осложнению
его развития и модернизации, перегрузка уличной сети грузовым транспортом),
поэтому на перспективу целесообразное их преобразование на временное жилье,
отеле и т.п.
Принцип
выборочной реконструкции должен реализовываться через комплексный подход к
проблеме реконструкции. Это позволит обеспечить увеличение емкости
общественного центра, в т. ч. и за счет подземного пространства (автостоянки,
транспортные сооружения, объекты КПО). Существуют примеры наполнения подземного
пространства: кинотеатры, выставочные залы, рестораны, складские помещения,
заведения торговли. При выборочной реконструкции важно достичь художественной
связи старого и нового центров, их целостности.
Принцип целостности присущий для
градостроительных объектов, в которых каждый элемент отображает часть качеств
целого, обеспечивает "узнавание” района или города. Реализация этого
принципа обеспечивается:
1)выбором градостроительной идеи-определенного
пространственного построения общественного центра: эспланада (осевое открытое
пространство), система площадей вдоль магистрали, вокруг центральной площади);
2) согласованием масштабности старого и нового
общественного центра за счет пластики фасадов и поверхности земли, насыщенности
малыми архитектурными формами.
Литература:
1.
История советской
архитектуры, 1917-1954 гг.: И 90 Учебник для архитектурных
вузов. Спец. «Архитектура» / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, A.B. Рябушин, Г. В. Сергеева; Под
общ. ред. Н.П. Былинкина и А. В. Рябушина - 2-е изд., перераб. и доп.-
М.: Стройиздат, 1985 - 56 с.
2.
Попова,
Н. А. Реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия / Н. А.
Попова. - Саратов.: Аквариус, 2003. – 53 с.