Чумаков Олег Анатольевич
ГККП драматический театр им. А.Н.Островского г. Уральск
ТЕАТР – КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ
«Когда увиденное и пережитое
передается
языком логики, то мы имеем дело с наукой,
когда все это трансформируется через
чувства
или
образы, мы имеем дело с искусством».
Альберт Эйнштейн (1)
Театральное искусство, уходящее своими корнями в глубокое
прошлое, остается одним из самых актуальных в сфере
художественно-воспитательной и социальной деятельности общества. Нельзя не
отметить учебно-педагогические возможности
театра в развитии художественного и эстетического образования. Говоря со
сцены о Добре и Зле, Дружбе и Предательстве, Любви и Ненависти, о Плохом и Хорошем. Театр предлагает не
просто усваивать информацию, а передает
ее с помощью целостных, зрительных образов, которые способствует формированию у
детей более устойчивого эстетического отношения к окружающему миру. Театральное представление, не
отгороженное экраном от зрителя – ребенка, создает атмосферу
непосредственной близости, даже участия
в происходящем сценическом действии. Безусловно, это способствует более
глубокому восприятию и осознанию подаваемого со сцены материала, а также
создает благоприятную почву для педагогической деятельности, которая в этой
области может быть поистене безграничной. Развитие социально-культурного и
творческого потенциала, целостно-образного мышления, индивидуальности, в
некоторых случаях коррекции асоциального поведения далеко не полный перечень
педагогических задач. Как часто Ваш ребенок посещает театр? Как часто привозят
спектакли в сады и школы? Сможет ли театр справиться с поставленными задачами?
Стоит заметить, что одному театру, решение поставленных задач в полном объеме,
не по силам. Рассматривая вопрос глубже, мы приходим к выводу, что театр здесь,
выступает именно, как институт культуры, в основе которого лежит педагогическая
деятельность, способы педагогического воспитания. Следует отметить, что речь
идет о дошкольном, так сказать «предобразовании», плавно переходящем в
образование школьное, с адаптацией ребенка к новым условиям.
Различного рода культурно-воспитательные мероприятия
проводятся и сейчас. Однако, проведение праздников, утренников, викторин своей
периодичностью носят скорее отчетно-показательный характер работы педагогов, а
выездные спектакли имеют коммерческую основу заинтересованных лиц. Систематические
ежедневные театрализованные занятия могут решить проблему, но эту функцию взяло на себя
телевидение и радио, которое значительно доступнее для широких масс и дешевле с
точки зрения затрат, если брать ситуацию в целом. Но ребенок не может долго
просидеть у телевизора. Во-первых, это вредно, во-вторых, пассивное участие не
дает соответствующих результатов. Здесь необходимо именно живое участие,
вовлечение в игру-урок, непосредственное прямое общение с педагогом. Важен
индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических
характеристик и гибкая система воспитательно-образовательного процесса. То есть
педагог должен быть не просто режиссером урока, а еще и психологом, так как
речь идет не о простой подаче материала, а об искусстве преподавания.
Соответственно создание новых педагогических коллективов на местах: в садах и
школах для начального обучения, с учетом возрастных групп и классов, а так же
новой системы образования.
Исходя из опыта практической работы главного художника
русского драматического театра им. Островского в г. Уральске можно сделать
вывод о необходимости использования методов стилизации и ассоциации при
разработке художественного образа. Например, на эскизном этапе посоха для
сказочного персонажа злого колдуна, решили дать ему образ странника-мага, что
бы смягчить его темную сторону, так как действие представления проходило в
непосредственной близости к детям и с их участием. Режиссеру идея понравилась,
но он побоялся ломать устоявшиеся стереотипы. В результате некоторые дети
начинали плакать и отходить в сторону, колдун пугал их. В другом показательном
случае у злой Феи Жары, похитившей Деда Мороза, появились слуги – черные Углевики с боевой раскраской. Образы удалось решить так,
что дети после представления подходили именно к отрицательным, персонажам
обнимали и целовали их. Дети разговаривали с объёмными элементами декораций.
Говоря о Добре и Зле, мы уже подразумеваем некоторое противоборство, и тем
самым закладываем возможность отрицательного результата, мало того мы постоянно
говорим об этом детям, тем самым,
программируя их. Наша ошибка заключается в том, что мы воспитываем и
учим детей исходя из логики мышления взрослого человека, задавленного подчас
стереотипами и психологической инерцией мышления. Если говорить о воспитании и творческом развитии
нового поколения, создания условий для развития креативного мышления,
необходимо искать новые пути воплощения идей. Конечная цель - в развитии
творческого потенциала и опыта позитивного мышления. Только убежденный
пессимист мог сказать, что все познается в сравнении, и мы безоговорочно, с
видом глубоко мыслящих философов принимаем это утверждение. Не говоря о тотальном уничтожении зла в нашем
сознании, ибо это опять ведет к войне с самим собой, к борьбе противоречий,
возврату в исходную точку, мы, начинаем путь заново, пытаясь сделать первые
шаги в наше светлое будущее. Скептики
посмеются и назовут это утопией, но не борьба, а трансформация негатива во всех
его проявлениях в позитивном направлении ведет к положительному результату.
Образно трансформируя негативы прошлого, мы корректируем настоящее,
создавая тем самым предпосылки для
нашего будущего. Таким образом, позитивно культивируя общее сознание, мы
освобождаем себя от негатива, от внутреннего конфликта. Благоприятная почва
готова, нам остается только бросить
семена. Давая детям чистые и светлые образы, ориентируя их на Дружбу, Любовь,
Красоту, Гармонию, прививая им культурное и эстетическое мировоззрение, мы
готовим их к созиданию. Войны, раздоры, конфликты - все отрицательное остается
в прошлом. Цель - воспитание гармоничного человека. Шкуратов В.А. пишет: «В
каменном веке культура была подавлена природой, в индустриальном – техникой, но
оба состояния предельные и критические для человека» (2). Именно не понимание важнейшей роли культуры в нашем обществе
тормозит формирование и развитие личностных этических навыков. Естественно,
реформация человеческого сознания не может произойти в одночасье, для этого
потребуется воспитать не одно поколение. Не стоит опасаться долгосрочной
реализации проекта и высоких требований, ведь увеличивая требования, мы тем
самым улучшаем результат. Чтобы начать путь, первые шаги мы можем сделать уже
сегодня. Это новый подход к педагогической деятельности с перспективой развития
художественного и эстетического образования, повышение квалификации педагогов с
уклоном в психологию, разработка общеобразовательных программ с учетом образной
и игровой подачи материала. В итоге мы имеем непрекращающуюся, увлекательную и
захватывающую игру в образование. Следует отметить о необходимости
повсеместного внедрения данного подхода. Переживаемые обществом трудности в
экономике и социальной сфере не должны препятствовать этому так как, экономя на
образовании, мы тормозим развитие. Реализация вышеперечисленных целей и задач
будет служить разностороннему развитию и росту творческого потенциала личности,
формированию эстетический и этических навыков личности и общества в целом.
Библиография
1. CD Эйдотехника
2. Культурология: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений (издание третье). – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –
стр.143