Хасанов Р.Ф.

Бирская государственная

 социально-педагогическая

академия,

Республика Башкортостан

 

Историко-критический роман в башкирской литературе

 

В 1980-1990-е годы башкирский исторический роман вступил в качественно новый этап своего развития, чему способствовали явления общественно-политического, культурно-исторического, историко-литературного плана. В эти годы произошли и количественные изменения: за два последних десятилетия написано свыше двадцати романов на темы истории.

Продолжая традиции предшественников в многоплановом, эпическом воссоздании долгого и многострадального пути башкирского народа к национальной независимости, современный башкирский исторический роман  в то же время «отталкивается» от них, подвергает их критической переоценке, по-новому осмысливает события и лица эпохи восстаний  ХVШ века, периода революции и гражданской войны, 20-х годов, коллективизации.

         Как и в прошлые десятилетия, в башкирской литературе популярной  остается историко-революционная тематика. Тема революции и народа многогранна, и каждый писатель в соответствии с духовными, нравственными устремлениями своего времени осмысливает события тех лет. Разный жизненный материал и самобытность художественных решений определяют своеобразие произведений на эту тему. В 90-е годы значительными явлениями в этом плане стали романы «Нет спасения от бури» (1994) А.Хакимова, «От росы пригибается ковыль» (1993) Р.Уметбаева, «Кровавая земля» (1991) Г.Хисамова, «Ветер в спину» (1998) Г. Гайнуллина. По установившейся терминологической традиции эти романы с некоторой долей условности можно назвать «историко-революционными» (сейчас также появились термины «социально-аналитический» или «историко-критический» романы). Их тематика, проблематика, система образов, характер конфликта определены изображением времени революции 1917 года, гражданской войны и первых лет Советской власти. Продолжая традиции историко-революционной прозы предыдущих десятилетий в изображении этого времени как сложного, противоречивого и судьбоносного для народов России, эти произведения отмечены новизной художественного осмысления, оценки и восприятия событий и лиц революционного и послереволюционного эпох, центр тяжести в них перенесен с изображения революционного рабочего движения на показ конфликта между личностью и властью, интеллигенцией и тоталитарным режимом, сложных взаимоотношений личности и народа. Писатели стремятся избежать резких и односторонних оценок явлений, поведения и поступков действующих лиц.        

         Меняется сам подход к изображению героя, вовлеченного в водоворот бурных событий, неспособного «спастись от бури», оторванного от привычного уклада жизни, вынужденного изменить своей гуманистической сути. Иным становится подход к проблеме концепции личности. Раньше в историко-революционном романе носителем концепции личности выступал герой из народа, с активным отношением к жизни, непреклонный борец с социальной несправедливостью. Сейчас, как правило, в центр  повествований поставлены герои, находящиеся часто на перепутье жизненных дорог, порой слабо ориентирующиеся в политической ситуации, но пытающиеся понять суть происходящих явлений, стремящиеся не столько к всеобщему благу, сколько к достижению личного счастья. Поэтому сверхзадачей автора является изображение не событий как таковых, а личности, поставленной в неординарные условия, в ситуацию выбора. Это решается на примере судеб Нурислама Байтурина и Мадины, Шаргии и Бекмурзы из романа «Нет спасения от бури» А.Хакимова, Абдурахмана Игебаева из «От росы пригибается ковыль» Р.Уметбаева, Насретдина, Салиха, Гульзады из «Кровавой земли» Г.Хисамова.

         В связи с новой трактовкой концепции личности происходят изменения и в природе художественного конфликта. Писатели обращаются к изображению одного из общегуманистических и в то же время социально и исторически детерминированных конфликтов – конфликту человека со временем: когда человек не понимает свое время, или когда он не понят своим временем, не принят им. Это – революционное время, в ходе которого побеждают те, кто осознал и принял его, и терпят крах те, кто не понимает или не принимает такого хода времени, таких законов истории. На смену героям, обретшим гармоническое единение со временем, приходят личности, «выламывающиеся» из своего времени, нестандартные, желающие жить по своему разумению, а не по логике революционного развития, воспринимаемой ими как диктат истории. Поэтому их судьба драматична, они смяты этим временем. Поистине им нет «спасения от бури».

         Романы А.Хакимова, Р.Уметбаева, Г.Хисамова находятся в одном типологическом ряду не только общностью тематики, но и сходством проблемно-стилевых решений, характера конфликта, изображением ситуации нравственного выбора, разлома жизни, души. Эти произведения взаимно дополняют друг друга в решении общей художественной задачи изображения революционного прошлого народа в новых исторических условиях.

         Ахияр Хакимов, автор исторических романов об отдаленном прошлом народа, в романе «Нет спасения от бури» обратился к более близкому периоду его истории. Роман охватывает довольно большой промежуток времени, отмеченный большими событиями исторического характера: 1905-1907 годы, первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, гражданская война, годы коллективизации. Но автор не стал хроникером событий, и главное внимание сосредоточил на характерах, сложных судьбах героев.

         Роман густо заселен. Перед читателем проходят представители разных социальных слоев – бедняки, середняки, кулаки, интеллигенция, большевики, меньшевики. Действие происходит в городе, деревне, на фронте, в тылу.    Многоплановое действие романа в основном разворачивается вокруг судьбы Нурислама Байтурина, ученого-археолога, а также его возлюбленной Мадины, ставшей безвинной жертвой трагических обстоятельств. В их лице автор одним из первых в башкирской литературе ставит вопрос о судьбе интеллигенции, творческой личности в годы революции. Не лишен глубокого смысла и тот факт, что Байтурин – человек далекий от политики, идеологии, представитель одной из самых мирных профессий – археологии. Он влюблен в нее, погружен в свою работу; его манят древние памятники, рукописи, раскопки, книги; все его планы  на будущее связаны с научной деятельностью в этой области. И тем трагичнее звучит его судьба, когда жестокие обстоятельства, сама реальность вмешиваются в его личную жизнь, ломают ее.

         Как родственник купца Валишина и как человек, симпатизирующий идеям Заки Валиди, он репрессирован и выслан в Самарканд. Но судьба уготовила ему еще больше испытаний. В столице арестована его невеста Мадина, которую склоняют к сотрудничеству с НКВД, обещая взамен свободу ее будущему мужу. Ради любимого человека, героиня вынуждена идти на сделку с совестью и согласиться стать тайным агентом НКВД. Автор проникновенно рисует ее душевные муки, угрызения совести и словно указывает ей единственно верный выход в безвыходной ситуации. Не выдержав позора, душевных терзаний, она бросается под трамвай. Писатель дает довольно убедительную психологическую, внутреннюю мотивацию этому ее отчаянному шагу. Так через образы главных героев романа автор изображает трагическую судьбу представителей интеллигенции в переломное время.

         Лейтмотивом через все повествование проходит тема бури, урагана. В этом плане само название романа – «Нет спасения от бури» является своеобразным эпиграфом, ключом ко всему роману. Нет в этом мире спасения, покоя человеку, желающему мирно жить, любить, растить детей, заниматься любимым делом; все пришло в движение, везде хаос, рушится сама жизнь, коверкаются людские судьбы. Таков основной лейтмотив романа, повествующего о сложных, неоднозначных явлениях нашей истории первой четверти ХХ века.

         В ряду историко-революционных следует рассмотреть и роман Р.Уметбаева «От росы пригибается ковыль». Его действие происходит в начале 20-х годов, когда страна, постепенно оправившись от ран гражданской войны, вступала на мирный путь, прокладывала новые пути хозяйствования.

Нельзя сказать, что сюжет романа отличается оригинальностью. В его основе лежит традиционная тема: возвращение бывшего фронтовика в родную деревню, где царствует бедность, темнота, опустошение; постепенное пробуждение людей под влиянием идей большевиков, формирование мировоззрения героя в борьбе со старым миром. Все это детально обрисовано через судьбу центрального персонажа Абдурахмана Игебаева и других действующих лиц. Положив в основу сюжета традиционную тему, автор, тем не менее, стремится взглянуть на них по-новому, нетрадиционно, что определяет новаторскую суть его книги.

Одной из центральных мыслей романа является то, что в первые годы Советской власти было допущено немало ошибок, перегибов по отношению к зажиточному крестьянину. Типичным его представителем в романе выступает Андрей Белов. Это  настоящий хозяин, имеющий большой скотный двор, хорошую, исправную технику,  пастбища и поля, обработанные передовой агрохимией. Умело организованное хозяйство, выгодная реализация продуктов на рынке приносят ему немалые доходы, которые он использует для расширения и укрепления своего хозяйства. У нас нет  лентяев и бедняков, говорит он Абдурахману, который устроился к нему на работу, чтобы прокормить семью. Когда кругом неурожаи, голод и разруха, у Белова все цветет, дает урожаи, везде порядок, ухоженность. Автор рисует некий островок благополучия, изобилия, показывает пример умелого, рачительного хозяйствования, выгодной торговли.

Однако, как показано в романе, события в дальнейшем принимают иной оборот, что решает участь таких, как Белов. Автор рассказывает о социально-экономических изменениях в стране, о наступлении на так называемого кулака-эксплуататора, пишет об аресте Белова, как чуждого элемента. На последних страницах романа на месте некогда цветущего хозяйства встает картина разрухи, запустения и на этом фоне его бывший хозяин  – исхудалый, беспомощный, сломленный физически и морально Андрей Белов.

В целом этот образ оставляет противоречивые чувства. Заметна непоследовательность автора в его обрисовке. Знакомясь с ним в начале романа, испытываешь к нему симпатию – гостеприимный, радушный, хлебосольный, трудолюбивый, является хорошим семьянином. В дальнейшем логика характера героя несколько нарушается, так как автор пишет о его грубости, издевательствах над бедными торговцами на базаре, о его высокомерии, излишней самоуверенности, о спрятанном им оружии, предназначенном для заговора против большевиков. Совсем не убедительными выглядят его слова-прозрения в конце романа, когда он говорит о пагубном влиянии денег, капитала на человека. Слишком быстро происходит «выпрямление», прозрение героя, довольно легко он расстается с прежними идейными убеждениями, если писатель хотел показать в его лице идейного противника большевиков.

В многонациональной литературе можно встретить образы скрытых врагов Советской власти. Хрестоматийным примером может стать образ Якова Островного из романа М.Шолохова «Поднятая целина». Маска приличия, преданности новой власти, показное радушие, старание, предупредительность, угодничество помогают им выжить в новых условиях и терпеливо ждать своего часа.  Р.Уметбаев также работает в рамках этой традиции. В то же время он заставляет своего героя пройти череду испытаний, изменить свое отношение к явлениям новой действительности, принять ее правила и законы. Однако в романе это происходит слишком прямолинейно, без должной психологической мотивированности и убедительности. Андрей Белов также напоминает тип середняка, зажиточного крестьянина, незаконно и незаслуженно репрессированного. Образы таких героев имели своих реальных прототипов и не случайно получали свое художественное воплощение в рассказах, повестях, романах в 20-30-е годы у Л.Леонова, Ф.Панферова, М.Шолохова, М.Алексеева и др. Как правило, в конце произведения восстанавливалась справедливость, выяснялось, что герой пострадал незаслуженно. Герой Р.Уметбаева, вероятно, также задуман в этом ракурсе. Однако авторский замысел в романе не получил убедительного художественного воплощения и завершения.      

Определенный схематизм, заданность ощущаются и в создании образа Абдурахмана. Он во многом напоминает стереотипных персонажей некоторых произведений 20-30-х годов. Это комиссар, прошедший фронтовую закалку, непоколебимый, прямолинейный, ненавидящий классового врага. Писатель немало уделяет внимания психологической разработке его характера, часто оставляет его наедине с читателем в минуты глубоких раздумий о жизни, своей судьбе, судьбе крестьянина-бедняка, семье. Однако психологические установки автора часто дают о себе знать, что отчасти приводит к нарушению целостности характера центрального героя. В целом роман «От росы пригибается ковыль» отличается панорамностью, многогеройностью. События тех лет воссозданы реалистично, порой с излишней натуралистичностью, особенно картины дореволюционной деревни.

Таким образом, историко-революционная тема образует одно из идейно-тематических направлений в современной башкирской прозе. Оставаясь в рамках традиционной темы, писатели стремятся с общегуманистических позиций изображать героев и события, ищут новые художественные решения проблемы.  Все это определяет движение жанра исторического романа, обусловливает появление его новых жанровых модификаций.