Философия/1. Философия литературы и искусства

 

Коннов А.Ф.

Государственная академия жилищно-коммунального хозяйства, г. Киев

Чувственные категории художественного стиля

 

В посвященной художественному стилю литературе можно выделить следующие направления: в первом стиль определяется через материю произведения, во втором - через художественную форму, в третьем - через духовное содержание. Первое направление представлено в работах ученых 19-го столетия. Немецкий искусствовед К.Румор, работавший в Берлинском музее, определял стиль как ставшее привычным подчинение требованиям материала, которым руководствуется художник, создавая свои произведения [2, с. 108]. Определение Румора положили в основу своих концепций стиля Г.Гегель и Г.Земпер. По мысли Земпера, произведение лишено стиля, если обработка материала не отвечает его природе [2, с. 101]. Решающую роль в стилеобразовании, таким образом, играет материя произведения и способ ее обработки, производственные процессы.

Сейчас подобное истолкование художественного стиля воспринимается как архаика и встречается только в обзорах истории вопроса. Для этого имеются веские причины. Не сложно увидеть ограниченность «материалистической» интерпретации природы художественного стиля. Уже Гегель считал, что материя не является единственным и определяющим фактором стилевых процессов. Действительно, она допускает разные варианты оформления, и каждый из них может стать основанием для отдельного стиля. Изделие из мрамора может быть и барочным, и «классическим» и т.д. Итак, материальное измерение стиля не является доминантным.

В настоящий момент преобладают «содержательное» и «формальное» направления. Присущее им видение достаточно часто встречается в справочной и учебной литературе, содержащей, как известно, наиболее апробированные определения. Например, стиль – это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание [1, с. 490]. Однако, помимо содержательного и формального аспектов стиль все же имеет и материально-чувственное измерение. По нашему мнению, его необходимо включить в стилевой анализ, вопреки второстепенности материального «момента» стиля. Во-первых, этого требует полнота теоретического охвата. Во-вторых, различение материи и формы произведения, в профессиональной литературе прослеживается недостаточно четко. Чем является слово, язык - материей или формой литературного произведения? Звук - материей или формой музыки? Декорация, движение тела - материей или формой театра, хореографии? Язык, звук, декорация могут фигурировать и как элементы формы, и как материя. Например, А.Соколов пишет, что иногда художественный язык рассматривают не как форму, а как материю литературы [3, с. 71-72]. Подобные констатации вызывают удивление. Форма - это композиция, ритм, предметный мир и т.п. Все это упорядочивает материю (слово) и отличается от нее. По нашему мнению, следует вносить ясность в подобные вопросы. В этом может помочь введение чувственных категорий стиля, которые будут отображать особенности материи произведения.

Известно, что каждая культурная эпоха избирает определенный материальный компонент как наиболее адекватный ее «духу». Средневековая живопись предпочитает доску или стену в качестве изобразительной поверхности и работает с темперой. Новое время использует масло и полотно. 20-тое столетие испытывает потребность добавить к перечню материалов предметы быта, маргарин, жир, мусор, экскременты. Все перечисленные чувственные составляющие имеют разные биологические, химические, физические свойства, которые можно описывать с помощью чувственных стилевых категорий. А именно: «упругость», «податливость», «искусственность», «органичность» и т.п. Таким образом, чувственная категория стиля – это понятие, которые отображает особенность материи (чувственную доминанту) произведения.

Произведение является организмом, об этом говорил, например, И.Кант в «Критике способности суждения». В произведении необходимым образом связанные все элементы: чувственные, формальные, духовные. Но, для стилевого анализа эта связь остается чем-то внешним, хотя потребность ее адекватного отображения в теории ощущается уже продолжительное время. Так П.Флоренский отмечал, что в консистенции краски, физическом строении изобразительной поверхности и других «материальных причинах» непосредственно выражается то глубинное мироощущение, что составляет содержание произведения. Выбор материалов – дело не своеволия автора, а соборное решение народов и времен. Стиль и эта материальная причина искусства, по мысли Флоренского, должны представляться как «два пересекающихся круга» [4, с. 129-130].

Этот фрагмент свидетельствует, что в «исследовательском сознании» стиль существует сам по себе, а чувственные элементы произведения - сами по себе. Соответственно, в теоретических моделях искусства чувственные, формальные и содержательные параметры соединяются сугубо «конгломератно». В то время как реальное произведение - это организм, в котором их связь естественна. По нашему мнению, введение чувственных категорий стиля позволит углубить стилевой анализ произведения, сделать стилевое прочтение более адекватным и четким.

 

Литература:

1.     Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

2.     Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: «Искусство», 1970. – без объявления.

3.     Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. – 224 с.

4.     Флоренский П.А. Иконостас // Избранные труды по искусству. – М.: Издательство „Изобразительное искусство”, 1996. - С. 73-198.