К.б.н. Курмангалиева Д.С.

Восточно-Казахстанский  государственный  университет                      им. С.Аманжолова, г.Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ

 

Проблема сохранения и повышения физиологических  резервов организма занимают особое место в прикладной физиологии и медицине. Большую значимость она приобретает  в спорте, где наибольшая скорость реакции и двигательных действий, наибольшая точность, высокая степень концентрации и распределения внимания, а также длительность сохранения рабочих функций на максимальном уровне влияют на результативность спортивного выступления.

Под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок адаптивные изменения функционального состояния различных систем организма спортсмена происходят гетерохронно [1].  Чрезмерное напряжение отдельных функциональных систем, обусловленное, воздействием интенсивных физических нагрузок и рядом неблагоприятных факторов окружающей среды вызывают в организме биологические эффекты вследствие  постепенно нарастающего хронического стресса, приводящего в конечном итоге срыву адаптации  [2-4]. 

Функциональная оценка изменения показателей центральной нервной системы в практике спорта высоких достижений позволяет при определенных условиях предсказывать возможное ухудшение работоспособности спортсмена до того, как это произошло.

Обследованы 42 спортсменов высокого класса (ЗМС, МСМК, МС, КМС), тренирующиеся в аэробном режиме (легкая атлетика, плаванье), аэробно-анаэробном режиме (бокс, греко-римская борьба, дзю-до), анаэробном режиме (тяжелая атлетика). Возраст от 17 до 29 лет. Исследования проводились до и после соревнований.

Критическую частоту прерывистого светового раздражителя на красный свет определяли на приборе критической частоты светового мелькания (КЧСМ), используя метод повышения  частоты предъявляемого сигнала до момента возникновения слияния мельканий. Лабильность нервных процессов, характеризуемая КЧСМ, являлась чувствительным методом, отражающее одно из основных качеств ЦНС [5-7].

Исследования психоэмоционального статуса проводили по тесту Айзенка с определением уровня нейротизма и вертированности [8]. Степень тревожности определялась по методике Спилберга-Ханина бланковым методом, как степень напряжения механизмов психической адаптации, связанную с активацией поведенческих механизмов, ощущением внутреннего напряжения [9]. Полученные результаты обрабатывались с привлечением методов вариационной статистики (Statgraf). Достоверность оценивали по Критериям Стьюдента (t).

Проведенные физиологические исследования функционального состояния центральной нервной системы у спортсменов  высокого класса позволили выявить некоторые изменения в зависимости от вида спортивной деятельности в процессе соревнований.

Все спортсмены представлены высокой эмоциональной неустойчивостью (12,9±1,0 и 14,6±1,5 балла), что свидетельствует о большой чувствительности их психологической сферы, связанных с выполнением интенсивных физических нагрузок. Высокая степень эмоциональной неустойчивости связано с разбалансированием регуляторной функции, т.е.  гипермобилизацией (чрезмерное возбуждение) или развитием тормозных процессов (охранительное торможение). В спортивной практике подобные проявления определяют как разновидности предстартового состояния – «предстартовую лихорадку» и «предстартовую апатию».

Результаты исследования показали, что в 98,9% случаях среди обследованных спортсменов встречались лица  с интровертированным типом личности, показатели которых находились в пределах 10,4±0,5 и 11,9±1,3 баллов, что отражало особенности приспособления их организма к характеру выполняемой физической нагрузки.

Показатели тревожности у всех обследованных находились на уровне «высокой степени» (от 48,2±2,5 и 54,6±2,9 баллов). Возрастание  общей тревожности в начале соревнований  связано с результативностью спортивного выступления, которые вызывают в психологическом статусе напряжение ЦНС, приближая состояние их организма к функциональному пределу. После окончания соревнований показатели тревожности достигали «средней степени».

Показатели КЧСМ до и после соревнований у всех обследованных спортсменов превышали нормативные  величины от 13,7 до 18,1%, что позволяло судить о низкой лабильности их нервной системы.

Так, самые высокие показатели КЧСМ отмечены у спортсменов, тренирующиеся в аэробном режиме (37,2±1,6) и в аэробно-анаэробном режиме  (35,9±1,4 Гц). Учитывая наибольшую скорость реакции и двигательных действий, наибольшую точность, высокую степень концентрации и распределения внимания, при котором мозг, является не только регулирующим, но и работающим органом, влияние его, прежде всего, сказывалось на функциональном состоянии ЦНС. Кратковременные физические нагрузки преимущественно анаэробного характера у единоборцев, повышение резервов аэробной производительности и ее интегрального показателя – максимальное потребление кислорода обуславливает активацию функций ЦНС, о чем свидетельствовали достоверное (р<0,05) снижение показателей КЧСМ на 11% после соревнований. Аналогичные достоверные (р<0,05) снижения показателей частоты слияния мельканий после окончания работы отмечены у всех остальных обследованных спортсменов. То есть после соревнований показатели КЧСМ достигали верхней границы нормативных значений.

Известно, что процесс активации ЦНС распространяется на функции специфических (анализаторных) образований структур мозга. Обнаруженные достоверные сдвиги со стороны зрительно- и слухо-моторной реакции (ЗМР, СМР) у спортсменов свидетельствуют о функциональной напряженности как в периферическом, так и центральном звене зрительного и слухового анализатора.

Результаты детального анализа баланса нервных процессов позволили установить выраженное тормозное влияние со стороны зрительного анализатора у всех обследованных. Время условно-двигательной реакции на свет у всех спортсменов превышали нормативные величины от 0,3 до 1,2 раза (норма 180-250 мс). В ходе обследования выявлено, что в начале соревнований самые высокие показатели латентного периода отмечены среди спортсменов, тренирующиеся в аэробном режиме (313,4±22,0 мс). Этот показатель был выше на 12,7% по сравнению со  спортсменами, тренирующихся в аэробно-анаэробном режиме и на 9,1% со  спортсменами, тренирующихся в анаэробном режиме.

Наиболее короткий латентный период на звук до и после соревнований отмечены среди спортсменов, тренирующихся в аэробно-анаэробном режиме (179,7±9,3 мс и 183,3±10,2 мс), что свидетельствовало о наибольшей оптимальности работы ЦНС. У всех остальных обследованных спортсменов фоновые значения показателей латентного периода  СМР превышали нормативные значения от 40 до 60 Гц.

Воздействие интенсивного шума, исходящих с трибуны приводило к удлинению СМР на звук у спортсменов, тренирующихся в аэробном режиме на 9,4%, у тренирующихся в аэробно-анаэробном режиме на 7,6%, и анаэробном режиме на 5,5%, что свидетельствовало о тормозных процессах коры головного мозга.

Таким образом, анализ показателей ЦНС спортсменов  показал, что в динамике соревнований у спортсменов, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением и воздействием неблагоприятных факторов практически 98,9% обследованных лиц представлены, интровертированным типом личности с высоким уровнем нейротизма и высокой степенью тревожности. Выявленные достоверные  сдвиги ЗМР и СМР в сторону торможения свидетельствовали о функциональной напряженности, как в периферическом, так и в центральном звене зрительного и слухового анализатора.

Литература:

1. Шахов Ш.К. Программирование физической подготовки единоборца.-Махачкала-1997.-260с.

2. Физиологические нормы напряжения организма при физическом труде: Метод.реком.-Москва,1980.-15с.

3. Горев А.С. Индивидуальные особенности регуляции функционального состояния центральной нервной системы //Физиология человека.-1989.-Т.15.-№5.-С.3-9.

4. Медведев В.И., Зараковский Г.М., Степанова Г.М. Мониторинг психофизиологического потенциала населения: методические возможности реализаций идей  //Физиология человека. - 1995. - Т.21.- № 6.-С.5-9.

5. Ковалева А.И. Особенности изменения функций ЦНС при разных уровнях воздействия нервно-эмоционального напряжения //Медицина труда.-1999.-№4.-С.40-43.

6. Вожжова А.И.Методы изучения функций анализаторов при физиолого-гигиенических исследованиях. - Ленинград: наука, 1973.-233с.

7. Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. и др. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизиологических исследованиях //Сенсорные системы.-1996.-Т.10.-№2.-С.13-19.

8. Eysenk Y.J. Experimennts of personality, London,1960.

9. Ханин Ю.Л. Оценка тревожности //Вопросы психологии.- 1987.-№6.-С.94-106.