«Стадии творческого мышления и этапы развития творческих способностей у студентов»

 

  Каратаева Г.Б. старший преподаватель

 

Главная задача искусства – будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, вызвать в нем чувство сопричастности  переживаниям, заставить заглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть. Научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего мира, чтобы они ценили эту красоту.

Творчество, как художественное явление  и предмет обучения не перестает вызывать интерес исследователей. Многие вопросы разработаны, обоснованы, систематизированы и внедрены для освоения в систему художественного образования. 

Заслуга в этом деле принадлежит целому ряду художников и ученых среди, которых можно выделить следующих: В.А. Фаворский, К.Ф. Юон,  П.М. Якобсон, Н.Н. Волков и тд.

В подготовке студента к творческой изобразительной деятельности большое значение имеет формирование у него представлений об особенных аспектах творческой деятельности, осознанного отношения к творческим процессам, степень развитости образного мышления.

Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Куинджи с Шаляпиным?...

 

 

 

 

Источник художественного творчества – память. 

 

Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

Эти стадии протекают последовательно.

Можно выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действительное.

  Мышление рождается из действия: решение  головоломок, методом проб и ошибок, умением учитывать и соотносить между собой величину и форму предметов, умением представлять наглядно-зрительный образ предмета. Для этого важно наличие художественного воображения и фантазии.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

Четкое и ясное представление образов предметов;

Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

 

 

 

 

 

 

Причинное мышление.

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.

Наглядно-действительное мышление  позволяет понимать пространственные и временные отношения. Сложные осмыслить причинно-следственные связи.

  Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить нужно, отвлечься от второстепенного случайного. Поэтому причинное мышление связано с выпадом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. К примеру, мы объясняем окончание дня наступлением ночи, то есть воспроизводим временную последовательность привычных событий.

Эвристическое мышление.

Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д.

Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценки ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить “зону риска”, сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении – это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

 

Четыре этапа развития творческих способностей.

 

Первый этап – игровой.

Второй этап – индивидуальность.

Третий – этап роста.

Четвертый – этап мастерства.

 

Смотреть, чтобы увидеть красоту;

Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

Говорить так, чтобы тебя услышали;

Быть самим собой;

Не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;

Трудиться творчески;

Творить вдохновенно.

  Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.