Педагогические науки/4.
Стратегические направления реформирования системы образования
Синтяева Г.А.
МОУ лицей № 31, г. Челябинск
К вопросу о
специфике поликультурного образования учащихся в России
В
научной литературе понятие «поликультурное образование» получило широкое
распространение относительно недавно – в 70-е годы XX столетия. В ряде
философских и педагогических работ можно проследить зарождение философского
принципа диалога культур как наиболее прогрессивного типа взаимоотношений между
культурами в современном поликультурном мире (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский,
П.Ф.Каптерев, Н.К.Рерих и др.).
Овладение культурой раскрывает не только исторически определенный
уровень развития общества силами человека, но и творческих сил и способностей
самого человека. Следовательно, овладение культурой – это единство усвоения и
содействия (участия) развитию культуры, обеспечивающему становление
личности.
Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер,
непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Главное ее
назначение состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию
человека, раскрытию талантов, дарований и способностей.
Влияние культурного контекста на развитие личности переоценить
невозможно. Обращение к феномену культуры
и к ее влиянию на развитие человека, а
также отношений между представителями различных наций наблюдается еще с эпохи
Просвещения. К примеру, И.Кант и др. (5) утверждали идею, согласно которой
человек может осознать свое единство с природой, другими людьми, с прошлым и
будущим только через культуру.
Многообразие культур, царящее в современном мире, позволяет
говорить о существовании поликультурного общества, в котором этнические группы
не имеют необходимости доказывать конвенциональную идентичность имеющихся у них
знаниях иноязычной культуры, расширении их кругозора и вместе с тем развитие их
нравственно-личностных основ.
Интеграционные процессы жизни выдвигают на одно из ведущих мест
современной системы идею поликультурности. Как
справедливо отмечает А.Н.Джуринский, поликультурное образование предусматривает
межэтническое взаимодействие, формирует чувство солидарности и взаимопонимания,
противостоит дискриминации, расизму. Оно подразумевает освоение
культурно-образовательных ценностей, взаимодействие культур в плюралистической
среде, адаптацию к иным культурным ценностям (3).
В настоящее время идеи поликультурности
нашли свое отражение в программах и стандартах высшего образования США, Канады,
Австралии, стран Европы, которые строятся на основе интегрированного изучения естественно-научных и общественных дисциплин при учете
поликультурной основы научных ценностей и призваны формировать у студентов
способности эффективно снимать межнациональные конфликты во имя общественного
блага.
Следует подчеркнуть, что в западной научной литературе
поликультурное образование осознается как источник прогресса высшей школы.
Правительства этих стран рассматривают поликультурное образование как процесс
подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальностям, в
которых он будет иметь возможность приобретать опыт в различиях культур в ходе
споров и дискуссий. В результате этого процесса личность, по
мнению зарубежных педагогов (Дж. Бэнкс, К. Грант, П.Янг и др.), развивает свою конкурентоспособность в восприятии,
умении отстаивать свои убеждения, в поведении в различных социокультурных
условиях, в культурной интеграции индивидов.
Анализируя зарубежную и российскую практики обучения с точки
зрения принципа поликультурности, мы пришли к
заключению о том, что Россия отстает в этом вопросе от многих стран мира. По
сложившимся объективным и субъективным причинам проблема поликультурного
образования не рассматривалась в России в том ракурсе, в котором она зародилась
и постепенно решалась в США. В то же время тот факт, что Россия исторически
является многонациональной державой, где наряду с русским языком
межнационального общения коммуникация между людьми осуществляется на более чем
160 языках, способствует естественному становлению поликультурного образовательного
пространства.
Наиболее отчетливо этническая многокультурность выражена в Южно-Уральском регионе, районе
Поволжья, на Северном Кавказе, в районе Западной Сибири и Дальнего Востока. В
этих местах сложилась уникальная ситуация, когда в одном населенном пункте
проживают одновременно представители около десяти национальностей: русские,
татары, башкиры, чуваши, украинцы, мордва, удмурты и др. Большинство
представителей данных национальностей владеют не только русским языком, но и
национальным языком своего народа. Таким образом, полиэтничность
российского общества диктует необходимость построения образовательных
стандартов с учетом современных социальных ориентиров, а проблема
поликультурного образования становится на современном этапе основным
компонентом российского образования (6, 77-81; 7, 14-20).
Необходимо помнить, что «цель поликультурного образования…состоит
в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в
многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством
понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей,
рас, верований» (6, 77-81). Достижение поставленной цели требует решения ряда
задач. Анализ теоретических работ, посвященных проблеме поликультурного
образования в России (1; 2 и др.), позволяет выделить несколько задач, стоящих перед системой образования:
§
глубокое и всестороннее овладение
обучаемыми культурой своего собственного народа как непременное условие
интеграции в иные культуры;
§
формирование у обучаемых
представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного
отношения к культурным различиям;
§
развитие умений общаться и сотрудничать с
представителями разных национальностей, рас, вероисповеданий;
§
создание условий для интеграции обучаемых в
культуру других народов;
§
формирование позитивного отношения к культурным
различиям;
§
воспитание обучаемых в
духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Безусловно, что решение поставленных задач возможно путем
соответствующего изменения содержания предметов как гуманитарного, так и
естественнонаучного цикла. «В целом, - отмечают В.В.Макаев, З.А.Малькова,
Л.Л.Супрунова и др., - содержание общеобразовательных учебных курсов дает
обучаемому возможность усвоить такие основные понятия и категории
поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная
традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное
самосознание, российская культура, мировая культура, культура межнационального
общения, культура мира, взаимопонимание, сотрудничество, толерантность и др.» (4,
6-9).
Особое внимание в программе поликультурного образования необходимо
уделять обучению культуре мира и правам человека. Специфика российского
этнокультурного пространства дает возможность осознать себя в качестве
поликультурных субъектов в родной стране и современном поликультурном мире,
поэтому немаловажным является переход обучаемых от знания и понимания равенства
культур к активной деятельности, направленной на разрешение существующих
культурных конфликтов, минимизацию культурной дискриминации, культурной
агрессии и культурного вандализма.
Таким образом, поликультурное образование учащихся должно
осуществляться в рамках соизучения культур, так как
именно культура выступает в качестве системообразующей
структуры, контекста, в котором развиваются толерантные умения обучаемых.
Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, определяет
направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических
особенностей и результатов.
Библиографический
список
1. Барышников, Н.В.
Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В.Барышников
// Иностр. яз. в шк. – 2002. - № 2. – С. 28-32.
2. Власов, В.А. Этнолингводидактика в условиях многоязычия
и поликультурной среды / В.А.Власов // Иностр. яз. в шк. –
2003. -№ 2. – С. 26-29.
3. Джуринский.
А.Н. История педагогики: учебное пособие для студ. педвузов / А.Н.Джуринский. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
4. Макаев, В.В. Поликультурное
образование – актуальная проблема современной школы / В.В.Макаев,
З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова // Педагогика. - 1999. -
№4. – С. 6-9
5. Новая философская энциклопедия: в 4т. Т.4 / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; предс. В.С.Степин. – М.: Мысль, 2001. – 607 с.
6. Супрунова, Л.Л.
Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии
/ Л.Л.Супрунова // Magister. – 2000. - №3. – С. 77-81.
7. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в
условиях языкового поликультурного образования / П.В.Сысоев // Иностр. яз. в
шк. – 2004. - №2. – С. 14-20.
Сведения об
авторе:
Галина Анатольевна Синтяева
соискатель ЧГПУ
учитель русского языка и литературы
МОУ лицей №31
г. Челябинск, ул. Татьяничевой, д.6,
кв.29
тел. 8 (351) 260-73-97