Педагогические науки/2.проблемы
подготовки специалистов
Тихомирова Н.Ф.
Луганский областной
колледж культуры и
искусств, Украина
Специфика
деятельности педагога-музыканта
Профессия педагога
- одна из
сложнейших, требующих огромного
трудолюбия, страстной увлеченности,
выносливости и терпения.
Каждый настоящий
педагог индивидуален, неповторим, но есть
определенные закономерности становления
учителя, которые мы
и рассмотрим в данной
работе.
Структура
творческой деятельности педагога-музыканта
Способности, которыми
располагает каждый человек, развиваются из
его задатков, природных
предрасположенностей, которые находятся
в потенциальном виде
до тех пор,
пока он не
начинает заниматься какой-либо
конкретной деятельностью.
С.Л.Рубинштейн писал: «Способность развивается
на основе различных
психофизических функций и
психических процессов. Она -
сложное синтетическое образование,
включающее ряд качеств,
без которых человек
не был бы
способен к какой-либо
конкретной деятельности, и
свойств, которые лишь
в процессе определенным
образом организованной деятельности
вырабатываются.»
[4,537]
Различают общие
и специальные способности. Специальные способности
определяются в отношении
к отдельным специальным
областям деятельности. Лишь единство общих
и специальных свойств
очерчивает истинный облик
одаренности человека.
Анализ отечественной
и зарубежной
психологической, музыковедческой и педагогической литературы
по проблеме музыкальности
позволил выдвинуть следующие
гипотезы:
1.Комплекс музыкальности
представляет собой многоуровневую систему
собственно музыкальных общих
и частных способностей,
ответственных за формирование
художественного музыкального образа. К общим относятся
те, которые необходимы
для формирования этого образа
в любом виде
музыкальной деятельности; к
частным - помогающие
решению этой задачи
лишь в отдельных
ее видах.
2.Структура общих музыкальных
способностей может быть
представлена как состоящая
из двух основных
подструктур:
а)
эмоциональной отзывчивости на музыку -
главного показателя музыкальности;
б)
познавательных музыкальных способностей
- сенсорных, интеллектуальных и
музыкальной памяти.
К общим
сенсорным музыкальным способностям
могут быть отнесены музыкальный
слух (мелодический,
тембровый, динамический и
гармонический) и чувство
ритма; к общим
интеллектуальным музыкальным способностям
- музыкальное мышление
и музыкальное воображение. Частным музыкальным
способностям соответствуют абсолютный
слух и различного
рода исполнительские данные
- сенсорные, моторные,
сенсомоторные.
3.Комплекс музыкальности развивается
в онтогенезе как
система во взаимодействии входящих
в него общих
и частных музыкальных
способностей. Этот процесс имеет
определенные возрастные закономерности, но детерминируется главным
образом социальными, обучающими
воздействиями в их
широком значении.
4. Каждая музыкальная
способность в свою
очередь – системное
образование, состоящее из
компонентов различной сложности;
она формируется от элементарных к
более сложным составляющим.
Однако сами по себе
глубокие знания не
могут автоматически сделать человека
хорошим учителем.
Академические и профессиональные знания,
умения и способности
необходимо умножить на комплекс
личностных человеческих качеств
учителя. И здесь выходят
на первый план
дидактические и
коммуникативные способности человека,
желающие приобрести профессию
учителя.
Дидактические
способности заключаются
в умении передавать
учащимся знания о
предмете. Учитель должен знать основные педагогические теории,
на основании которых
может строиться процесс
обучения, методику обучения.
В.И.Петрушин отмечает: «Особенностью талантливых
педагогов, добивающихся больших
результатов в обучении своих
учеников, является то,
что они умеют
одно и то
же знание предлагать
учащимся по-разному в зависимости
от уровня их
подготовки, психологических особенностей,
содержания других предметов
обучения. Хороший педагог в разработке
методов преподавания учитывает
не только индивидуальные особенности
учащихся, но и
свои собственные сильные
и слабые стороны.» [3,299]
Коммуникативные способности,
умение общаться со
своими учениками включают
в себя: способность
к эмпатии, сопереживанию
духовного мира ученика,
умение тонко чувствовать
его настроение; умение
ясно и четко
выражать как содержание
преподаваемого предмета, так и свои
чувства. Основу для проявления
данной способности составляют
искренность, эмоциональность, интонационно
богатое звучание голоса,
выразительные, но умеренные
жесты и мимика.
Творческому акту
предшествует длительное накопление
соответствующего опыта, знаний,
навыков. Весь опыт
человеческой деятельности, в
том числе и
в области музыки, можно
разместить в четырех
главных структурах:
1. знания,
постоянно накапливающиеся и
изменяющиеся;
2. способы
деятельности и опыт
их осуществления;
3. опыт
творческой деятельности;
4. опыт
эмоционально-ценностного отношения к
миру.
Учитель, передающий
опыт своим ученикам,
учитывает их индивидуальные способности,
особенности развития, воспитывает
увлеченность, интерес к
предмету, предоставляет самостоятельность и свободу
выбора.
Педагог-музыкант
работает на будущее. Поэтому содержание
и методы музыкально-педагогической работы
должны во многом определяться
пониманием того, к
чему готовишь ученика. Нельзя учить
«вообще», без
целенаправленности
педагогическая работа оказывается в
конечном счете недостаточно
продуктивной.
Л.А.Баренбойм пишет:
«Дело, конечно, не только
в том, чтобы
ребенка средних музыкальных способностей или
взрослого, не желающего
стать музыкантом-профессионалом, вести
по-иному, чем будущего
солиста. Верная
педагогическая
целенаправленность должна проявиться
и в обучении исключительно
одаренных детей, каких,
как известно, не
часто встретишь и в
специальных музыкальных школах. Тут
эта целенаправленность скажется
в выборе единственно
правильного метода работы:
путь должен быть пройден семимильными
шагами.» [1,238] В этом случае,
как советовал Г.Нейгауз,
«законы развития, а следовательно, какого-то
постепенного накопления, остаются
в силе, но проявляются совершенно иначе, чем
думают педагоги, имеющие
преимущественно дело с
середняками.» [2,130]
Работа над
образом, над исполнительской интерпретацией произведения
на всех этапах
его разучивания дает
возможность педагогу развивать
музыкальное мышление учащегося,
воздействовать на его воображение,
раскрывать эмоциональность.
При этом
педагог, с одной
стороны, заостряет внимание
ученика на взаимообусловленности композиторского творчества,
законов восприятия и
исполнительства, помогает искать
истоки эмоционального воздействия
в самом произведении, исходя
из композиторского замысла
в своей трактовке.
С другой, учит
соотносить музыку со
своим опытом, находить в
ней черты и
оттенки, отвечающие своим
личностным особенностям, и
создавать убедительную индивидуальную интерпретацию.
Совместное творчество учителя и ученика, возникающее в
процессе индивидуальных занятий, «помогает достичь
активного и деятельностного отношения
к музыке, непосредственного восхищения
и радости от общения
с ней, наконец, найти
«путь к себе»
и - через
самовыражение - к
самопознанию.» [5,69]
Литература:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. –
Л.,1974.
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-Пб, 1999.
5. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А.Г.Каузовой,
А.И.Николаевой. – М.,2001.
6. Тихомирова Н.Ф., Скляр П.П. Музыкальная психология. –
К., 2001.
Заявка
Ф.И.О. Тихомирова Наталья Федоровна
Место работы: Луганский областной колледж культуры и искусств, Украина
Преподаватель-методист
Адрес: 91055, г.Луганск, ул.Лермонтова 2-в
Луганский областной колледж культуры и искусств, Украина
Тихомировой Н.Ф.
Телефон: 93-24-98