История/ 4. Этнография
Аманбаева З.С.
Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы, Россия, г.Уфа,
Отражение идеи служения
народу в эпических сказаниях
Народ Южного Урала создал богатый фольклор,
связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного
творчества художественно отражены воззрения древних башкир о природе, их
житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и
творческая фантазия.
Народный эпос вобрал в себя множество
романических, приключенческих, фантастических, комических и трагических
повествований, проливающих свет на различные стороны человеческой жизни. Этот
неповторимый "синтез" различных видов и жанров народного искусства, однако,
подчинен одной доминанте - героическому началу, составляя единый, самобытный
художественный сплав.
В силу своей природы героический эпос
отличается своеобразной всеохватностью в изображении народной жизни в ее
многочисленных аспектах, но определяющая его черта - это тяготение к проблемам
общенационального масштаба. Этим главным образом и отличается героический эпос
от других повествовательных жанров словесного искусства. В отличие от сказки,
исторической песни, баллады или предания, в эпосе мы находим обширные картины
народной жизни, подводящие к большим историческим обобщениям [1].
Башкирский
народный эпос условно можно разделить на два вида. Первая группа характерна только для башкирского народа — “Урал-батыр”, “Акбузат”, “Кусяк-бей” и т.д.,
вторая группа — общая по сюжету и героям с другими тюркскими народами —
“Алпамыша”, “Кузыйкурпес и Маянхылу”, “Бузьегет” и др. По содержанию можно выделить героический и
социально-бытовой виды эпоса. Эти произведения отражают многостороннюю
деятельность главных героев, совершающие все свои подвиги во имя
народа. Среди них есть и реальные исторические лица, которые оставили своими
деяниями заметный след в истории края, в судьбе народа, его образе мышления,
психологическом складе, верованиях [2].
Несмотря на
то, что многие из них основаны на мифах, можно проследить несколько сюжетных
линий, которые позволяют отнести их к разным историческим периодам.
Исследователи отмечают, что время создания эпоса “Урал-батыр” восходит ко
второму тысячелетию до нашей эры [3].
Чуть позже
появляются эпосы «Идель и Яик», «Акбузат», главные герои которых продолжают
дела, начатые Урал-батыром. Эти эпосы
отражают период распада родовых и начала складывания новых
общественно-экономических отношений. И их объединяет идея служения народу, думы
о его счастье и завтрашнем дне.
Эпос
“Урал-батыр” от начала и до конца пропитан идеей народа. В начале произведения
понятие “народ” выступает как обобщенный образ и принимает значение “все люди”.
В ходе повествования происходит трансформация последнего понятия — оно
постепенно превращается в идею народа.
Подвиги
Урал-батыра, борьба за собственные идеалы и наказы отца постепенно превращаются
в более глобальную цель — добыть счастье всем людям, освободить их от
оскорблений, издевательств, рабства. Поражает альтруистичность поступков
главного героя. Он не думает ни о личной славе, ни о своей жизни, а все мысли
сосредоточены на другом — как помочь людям обрести бессмертие и избавить их от
всех тяжестей, выпавших на их долю. Подвиги его — не самоцель, а реализация
светлой мысли о всеобщем счастье и благоденствии людей. Таким образом, в эпосе
через его поступки подчеркивается общественное предназначение человека.
Связь героя
и народа явна, ибо именно последний является объектом героических усилий батыра.
Эта связь становится очевидной в финале произведения. Урал, преодолевая все
преграды, наконец-то достигает живого родника. Победив последнего врага на
земле, он обращается к народу с призывом о походе за животворной водой, чтобы
все смогли напиться этой воды, которая смогла бы превратить людей в
бессмертных. Но в этот момент перед ним появляется седой, тощий старик, который
обращается к Уралу с просьбой выслушать его.
Старик
высказывает свою точку зрения, к которой он пришел, пройдя многие испытания:
обретение бессмертия лежит не в сохранении физического, материального, т.е.
тела, а совсем в противоположном — в благодеянии, в добре.
То, что на земле остается,
Чем все лучшее создается,
Сада краса и благоухание —
Это добро и благодеяние... [3].
Слова старика, обреченного жить вечно, и предсмертное
завещание Урала, являются программными. В них сконцентрирована основная идея
эпоса, его мировоззренческая суть.
Для
башкирских эпических произведений характерна преемственность идей. Так, эпос
“Акбузат” продолжает ту же тему — подвиг во благо народа.
Необходимо отметить, что в данном эпосе сохранена не только основная идея, но и
некоторые герои предыдущего эпоса — Хумай, жена Урала, Шульган, Кахкаха, а
также соответствующая геройская атрибутика — славный конь Акбузат и булатный
меч. Эти два эпоса так сильно переплетены, что создается впечатление о единстве
мировоззренческих устоев их создателей. И, несмотря на то, что финал этих
произведений разный, герои объединены единым порывом — борьба со злом,
достижение всеобщего благоденствия и счастья.
Эпос “Акбузат”
условно можно разделить на две части. Первая часть посвящена главному герою,
его жизненному пути до той поры, когда он реально становится защитником
народа, и ему характерны поступки и дела во благо народа.
Вторая часть
эпоса, целиком посвящена общественным поступкам главного героя и его борьбе со
злом, воплощенном уже не в мифическом образе Шульгана, а в реальном земном
правителе Масем-хане, который коварен и жесток, хитер и беспощаден, всесилен и
злопамятен. После того, как он спас дочь хана от Шульгана, Хаубан отправляет ее
во дворец отца на Акбузате. Сам же, переодевшись в одежду бедняка, отправляется
туда же пешком. В доме, где он остановился, он слышит правду о правителе этих
земель и о смерти своих родителей.
Финал эпоса
не совсем обычен, поскольку в нем присутствуют реальные исторические факты.
Так, сведения об объединении семи племен, которые составили ядро башкирского
этноса — это реальный исторический факт. Его присутствие в эпическом
произведении говорит о том, что данный эпос, как и другие, создавался не одним
поколением. Но каждое поколение, добавляя свое, сохранило главную мысль
произведения — единение героя и народа.
В данном
эпосе нельзя не отметить и такую позитивную мысль, как объединение народа.
Наиболее явно идея единства народа выражена только в финале произведения, но
тем не менее она находит свою реализацию и в предыдущих эпизодах. Только в
единстве народа путь к дальнейшему развитию, к противостоянию при
посягательстве на территорию, свободу. Особенно сильно звучит мысль о родине,
ибо ни один народ, как было показано выше, не может существовать, развиваться
без собственной земли. Уральские горы, как органическая часть бытия башкирского
этноса, представляют собой не только географическое местопребывание народа, но
и являются частью духовного мира его представителей и олицетворяют сакральную
связь современных поколений этноса со своими предками.
Эпические
сказания, без всякого сомнения, являются одним из основных источников по
изучению культуры, быта, традиций народов. Но они, с другой стороны, отражают и
культурно-психологический портрет народов. В них собраны многовековые
представления народов о мироздании, системе общественных отношений, идеи
развития общественного бытия, в них нашли отражение генезис и современное
состояние общественного сознания. Все эти достоинства позволяют опираться на
эпос как многопрофильное произведение по изучению как отдельных сторон быта,
психологии, менталитета народа, так и всей совокупности его культурного и
общественного положения.
Литература:
1.
Библиотека всемирной
литературы. Серия первая. Том 1. Поэзия и проза Древнего Востока/ Ред. В.
Санович.- М.: 'Художественная литература', 1973.
2. Киреев А.Н.
Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970.
3.
Мажитов Н.А., Султанова А.Н.
История Башкортостана с древнейших времен до ХVI века. Уфа, Китап, 1994. С.
8-9.
4. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. – Уфа: Китап, 2005. 296 с.