Неборская В.В.
ФГБОУ ВПО
«Удмуртский Государственный Университет», Россия
Интернет в контексте
усвоения языкового материала
Технический прогресс сегодня, достигая
невероятных высот, привносит не только новые инструменты для реализации
личности, но и новые формы коммуникативного взаимодействия в межличностном
пространстве. Человек, с его извечной тягой к постижению нового, получил доступ
к самым далеким перспективам [3, с. 14–23]. Прогресс способствовал появлению нового пространства,
не существовавшего прежде. В нем языковая личность получает не просто новый
коммуникативный опыт, но и напрямую взаимодействует с другими языковыми личностями.
Благодаря Интернету, человек может пересечь границы, общаясь с людьми, невольно
перенося некоторые их привычки, манеры или достижения, в то поле социального и
психологического пространства, в котором он находится физически. С их
появлением резко меняется форма общения, исчезают привычные представления об
отсроченном монорефлексивном диалоге, поскольку суть коммуникативных
взаимодействий в Интернете значительно многообразнее и это приводит к
необходимости различать условия возникновения коммуникативных актов и их
интендности. В этом случае, пожалуй, необходимо различать два поля социального
пространства: ментальное и физическое.
Ментальное социальное пространство – это
виртуальный мир социального общения (например, сотовая связь) [1, с. 165–168].
Ранее в науке, обобщавшей дифференциацию языковых личностей, отдельно
выделялось понятие телефонного разговора. Однако он, в общем и целом, сводился
к обычному коммуникативному акту, просто без участия непосредственной
визуализации. Сейчас вполне справедливо говорить о телефонных разговорах как об
отдельных видах языкового и эмоционального общения. Это объясняется не столько
все возрастающим уровнем общения (если измерять его в минутах), сколько совершенно
разносторонней интендностью речевых актов и их формой. Физическое социальное
пространство – это социальное пространство, в котором человек находится физически.
Кроме того, ментальное пространство может быть дифференцированно по способу
преобразования информации: мгновенная связь (диалоговый, так называемый он-лайн
режим), отсроченная связь (заметки, различные статьи в Интернете, на которые
автор получает рецензии) и монорефлективная связь, направленная в одностороннем
порядке с конкретным целевым предназначением, не требующая обратной коммуникативной
связи (например, интернет реклама) [2, с. 26].
Выделяя два поля социальных пространств, в
которых личность – как языковая, так и психологическая – находит новые формы
взаимодействия, можно говорить и об изменении транспарентности его поведения. Трансакция
и интеракция на данном отрезке коммуникативного взаимодействия сливаются в одно
целое, ибо неодинаковая активность участников коммуникации в сети, смена ролей
адресата и адресанта, а также полное отсутствие смены ролей здесь одинаково
распространены. И хотя интеракция есть частный случай трансакции [5, с. 5], здесь следует учитывать, что развитие интеракции
может происходить как наряду с трансакцией, так и самостоятельно. Здесь же
возникает и вопрос когнитивности информационных полей, базирующихся в сети. В
силу того, что язык изначально сам по себе является главным топиком когнитивной
науки, что частично связано с тем, что язык отражает познание в качестве главного
средства выражения мысли [6, с. 258–269], то можно говорить, что основной
задачей когнитивного функционирования представляется выработка соответствующего
образа в сознании человека с целью передать соответствующее значение. В условиях
ментального социального пространства человек более сконцентрирован на
вербальном и графическом (образном) ряде, поэтому, при такой смене
атрибутивного, меняется и сама форма – индивид изучает виртуальное языковое
поведение другого индивида посредством коммуникативных наборов, включающих в
себя образы и знаковые формы воплощения языка.
В этом процессе включаются скрытые
инструменты эйдетики и графического восприятия мира – литература, как плацдарм
для развития сенусоидальных восприятий образов человеческим мозгом, в конечном
счете, может быть сопоставлена с интернет общением с тем лишь отличием, что в
сети возможен не отсроченный, а он-лайн диалог (хотя это происходит далеко не
всегда), и, кроме того, здесь в изобилии наличествуют сопутствующие инструменты графической передачи образа (например,
интернет реклама). В этом тоже наблюдается принципиальное различие между
литературным текстом и текстом, воспроизведенным в сети. Такая ярко выраженная
графическая образность оказывает достаточно серьезное влияние на процесс
усвоения языкового материала, что зачастую не так эффективно достигается при
аудиальной операционализации текстовыми сообщениями. Хотя с другой стороны,
такого рода процесс может представляться весьма усредненным: это имеет сходство
с процессом усвоения текстового материала у ребенка, обучающегося на образном
материале классической азбуки с картинками.
В то же самое время эйдос языка,
заложенный в его системе, способствует развитию целого коммуникативного ряда
(принцип ассоциативно-языковых цепочек), иногда интуитивного, который языковая
личность привязывает к нему – это намного облегчает процесс запоминания [4, с.
87–91]. В этом случае речь не идет об универсальности данного процесса, в силу
того, что образное языковое мышление напрямую зависит от психологических
особенностей личности, препарирующей наборы знаковых систем коммуникации. Здесь
нужно учитывать в первую очередь особенности психологического характера. Особенно
эффективен данный процесс с такими стилями мышления, как идеалист, аналитик или
синтетик. Они более других подвержены образному восприятию языка. И именно это
обстоятельство может быть использовано в социально-образовательной сфере, пока
еще не разработавшей методику наиболее приемлемого нормирования воспринимаемой
человеком информации. Познавая мир разными каналами восприятия (зрение, слух,
перцепция и т.д.), личность и в экстралингвистическом смысле выстраивает строго
релевантные для нее последовательности языковых приемов, создает
преференциальные наборы знаковых систем коммуникации и по этой причине
трафаретирует получаемую информацию [4, с. 49].
Литература:
1. Киселева В.В. (Неборская В.В.) Модель
языковой личности // Вопросы обучения иностранным языкам: методика,
лингвистика, психология. Материалы конференции. Уфа: Уфимский государственный
авиационный технический университет, 2005. С. 165–168.
2. Киселева В.В. (Неборская В.В.) Стили
мышления и их вербализация в аргументативном дискурсе: Учебное пособие по
спецкурсу. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2005. 73 с.
3. Ле
Гофф Ж. Другое
Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издательство
Уральского университета, 2000. С. 126–129.
4. Неборская В.В. Языковая личность и стили
мышления. Монография. Саарбрюккен: «LAP Lambert
Academic Publishing GmbH & Co. KG»,
2011. 218 с.
5. Crable R. Argumentation as Communication: Reasoning with Receivers.
Columbus (Ohio): Merrill, 1976. 272 p.
6. Harman. G.
Cognitive science? // The making of cognitive science. The Essays in honor of
George Miller. Cambridge, 1988. P. 258–269.