Шевченко С.А., Сбитнева А.Н., Самиева О.Б.
Северо-Казахстанский государственный университет им.
М. Козыбаева, г. Петропавловск
Поликультурность как составляющая образовательного
пространства
История становления и развития
образовательных пространств, по существу совпадает с историей человечества.
Эволюция образовательного пространства явно отражает специфические особенности,
основные этапы и закономерности человеческой истории. Необходимость трансляции
культуры от одного поколения к другому и породила соответствующую деятельность
по передаче опыта, породила институт образования. Культура является результатом
развития общества, тесно связанным с человеческой деятельностью. Всякая
деятельность происходит в определенных условиях, в определенном пространстве и времени.
Для обеспечения трансляции опыта от поколения к поколению необходимы
соответствующее информационное обеспечение, соответствующая инфраструктура,
социальные условия. Все указанные факторы и формируют образовательное
пространство.
К показателям сформированности целостного
образовательного пространства относят: число социальных видов деятельности, в
которых принимают участие учреждения и органы системы образования; номенклатура
видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в
учреждениях основного и дополнительного образования; социально-психологические аспекты состояния системы образования:
число конфликтов в образовательных учреждениях и органах системы образования,
стабильность кадрового состава, удовлетворенность отношениями в учреждениях;
социальная оценка деятельности системы образования: престиж образовательных
учреждений, конкурсы при поступлении, конкурентоспособность выпускников при
поступлении в центральные и областные вузы; число связей системы образования
города с другими образовательными системами и институтами.
Становление в настоящее время единого
мирового экономического пространства, единого информационного пространства,
вполне возможно, заставит думать и предпринимать практические шаги по созданию
единого мирового образовательного пространства. Глобальная интеграция стала
одним из важных факторов того, что у социальной реальности появилось новое
свойство – поликультурность. Поликультурность
может быть обеспечена рядом обстоятельств, среди которых: научно-технический
прогресс, становление информационного общества. Увеличение объема информации
раскрывает множество миров, относящихся к разным эпохам, регионам, культурам; обретение
своего, собственного языка многими социальными субъектами, превращение общественной действительности в
многоголосую; общемировоззренческие сдвиги, значительные изменения социальной
дифференциации, активизация процессов социальной динамики.
Данная ситуация диктует необходимость
обеспечения качественно нового уровня позитивных взаимоотношений различных
этносов в процессе транзита. Жизнь социальных субъектов во многом определяется,
с одной стороны, универсальными (всеобщими) принципами и частными
(партикулярными, историко-ситуативными, релятивистскими) ориентациями;
общепризнанными идеалами и установками, базирующимися на реальном положении
дел. Баланс этих двух начал позволяет развиваться общественному бытию.
В условиях поликультурности перед отдельным
человеком возникает альтернатива выбора из многообразия культурных языков и
создание собственной жизни, самовыражения, то есть встает та проблема, которая
является основной для всех существенных черт современной культуры. Многообразие
культурной среды способствует творчеству отдельной личности, так как она менее
ограничена в выработке индивидуального почерка. В поликультурной среде не
пугает новое, для него есть своя ниша, человек волен корректировать, пробовать,
менять свою жизнь.
Поликультурная среда органична самобытному
началу, поскольку она дарует право быть индивидуальностью среди других и
снабжает материалом для работы над собой. В основе поликультурного пространства
– встречи разных «социальных» языков: форм поведения, картин мира, средств выражения
собственной позиции и представлений. Обеспечивается совмещение интегративных
тенденций и ценности социокультурной уникальности. Каждый из участников диалога
привносит идентичность и ускоренность в собственной группе, но, в то же время,
пытается осуществить некое перемещение с целью поставить себя в ситуацию обмена
с теми, кому присуща иная укорененность и идентичность.
Одним из спорных вопросов в рамках
поликультурного пространства является вопрос о сущности культуры и культурного
многообразия. Если под культурным своеобразием понимать любое, без ограничений,
поведение человека, то проблема воспитания снимается. Ведь воспитывая, мы
унифицируем человека, приобщаем к общим нормам. Поэтому есть необходимость
разведения культурного и внекультурного поведения человека. Это позволяет
рассматривать культуру как практическую реализацию общечеловеческих и духовных
ценностей в жизни человека.
Специфика поликультурного пространства
заключается в равноправном сосуществовании всех источников культуры,
порождающих определенные ценности и смыслы. Таким образом, конкретный человек
может быть таким же источником культуры, как любая социальная общность (нация,
общество, государство, семья, социальный слой и т.д.). Воспитание в условиях
поликультурного пространства становится принципиально иным. Это уже не передача
определенной системы ценностей, обеспечивающая успешность культурной
идентификации и социальной адаптации. Воспитание становится ценностно-смысловым
полилогом растущего человека с миром, на основе которого непрерывно
осуществляется его ценностно-смысловое самоопределение.