Д.ф.н. Келеман Л.А.
Ставропольский институт кооперации
(филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Россия
Провинциальная интеллигенция –
взгляд изнутри
Провинциальная интеллигенция представляет
собой социальную группу, профессионально осуществляющую функции
интеллектуального труда в социокультурном пространстве средних и малых городов,
а также в сельской местности. А поскольку провинция традиционно ассоциируется с
национально-самобытной культурой, отражающей глубинный консерватизм народной
жизни, замедляющей любые нововведения, постольку и провинциальная интеллигенция
рассматривается как социальная группа, концентрирующаяся на традиционно
интеллигентских проблемах самоопределения, тяготеющих к корпоративным нормам
существования, групповым критериям и оценкам, в силу чего наблюдается падение престижа провинциальной
интеллигенции как культурной элиты в глазах интеллектуальной элиты столичных и
крупных городов.
Бесспорно, можно и нужно согласиться с
тем, в чем так часто обвиняют провинциальную интеллигенцию: в ее
сконцентрированности на самосохранении, недостаточности собственно
интеллектуальной работы, в отсутствии рефлексивной самокритики и самоанализа.
Но вместе с тем, стоит отметить, что подобные явления во многом предопределены не
специфическими духовно-нравственными характеристиками провинциальной
интеллигенции, а переходом современного российского общества в новое социально-экономическое, а значит и социально
культурное состояние.
Речь идет о легитимации бизнеса и
предпринимательства в сознании и культуре общества так, как сам бизнес и
рыночные отношения могут существовать и развиваться только в соответствующей
культурной среде. Выполнять роль инициатора новых идей, интеллигенция сможет,
лишь осмыслив и приняв эти идеалы и ценности как подлинные, то есть, как
факторы ее собственного экономического положения. Для этого она должна
видоизмениться в новую социально-экономическую группу, способную существовать
продажей своей умственной энергии, продуктов и услуг интеллектуального труда,
что крайне затруднено для провинциальной, особенно сельской интеллигенции.
Обладание знаниями для них остается в прямом смысле символическим капиталом. В
этих условиях обращение к групповым ценностям, групповому самосознанию
выступает своего рода компенсацией, обеспечивающей собственную самоценность и
позицию в структуре общественных отношений. В результате групповые интересы
оказались направлены на самопонимание и анализ символической общности «своих»,
в чем провинциальная интеллигенция значительно опережает столичную. Не случайно
именно в провинции, а не в столичных городах проходят ежегодные конференции по
проблемам интеллигенции (Иваново, Кострома, Омск, Ставрополь, Тамбов). Вместе с
тем, делая «темой» своей профессиональной деятельности внутренние,
драматические моменты собственной жизни, провинциальная интеллигенция, тем
самым рационализирует и вносит логическую упорядоченность в наиболее проблемные
вопросы человеческой повседневности.
Рассматривая значение провинциальной
интеллигенции как культурной элиты общества, следует исходить из того, что
существование культуры, как совокупности норм,
принятых в данном обществе и воспроизводящихся в нем, действительно,
невозможно без возникновения качественно новых идей, отражающих динамику
общественных процессов, способностей и потребностей человека. Но новые идеи
нельзя внедрить, не превратив их в некий идеал, ценность, стереотип.
В этом контексте деятельность
интеллигенции может быть конкретизирована как воспроизводство культуры. Воспроизводство культуры включает в себя производство
новых идей, критику и отбор наиболее ценного, хранение и ретрансляцию идей,
образцов поведения, оценок от одной статусной группы другим, от поколения к
поколению. Каждая из трех составляющих устроена по-разному: инновационная
деятельность принципиально открыта, антидогматична и антиавторитарна,
критическая деятельность, равно как и ретрансляционная напротив не могут не
быть авторитарными, поскольку по своей сути аппелирует к образцам, именам,
суждениям признаваемыми в данном профессиональном или корпоративном сообществе.
Эти взаимосвязанные и взаимодополняющие сферы, ориентированные на антиномичные
ценностные ориентиры приобрели в современной интеллигенции характер относительно
самостоятельных функций - развития общества и сохранения его стабильности. Однако
динамичное развитие общества возможно только на основе баланса этих функций,
дополняющих и обусловливающих друг друга.
И если столичная интеллигенция
сконцентрировала свою активность на праве инновационной и критической
деятельности, то провинциальная сосредоточила в себе преимущественно функции
хранения и ретрансляции культуры.
В этом контексте провинциальная
интеллигенция, сохраняя то, что изначально заложено в
культурной матрице народа, выступает той основой, которая обеспечивает
устойчивость и преемственность в социокультурных процессах.
Литература:
1.
Евдокимов А.А.
Обновление культуры. – М., – 1917. – С. 4-10.
2.
Данилов А.А., Меметов В.С. Анализ отношений «центр - провинция»
и их влияние на деятельность интеллигенции российской провинции. Некоторые
современные вопросы анализа российской интеллигенции. Межвузовский сборник
научных трудов. – Иваново: ИвГУ, 1997. – С. 55-60.