Сорока Мария, группа ОА-О9-А, 3 курс

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

ПРБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ И СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф. НИЦШЕ

Исследуется проблема политического лидерства как элемент социально-политической концепции Ф. Ницше в связи с актуальными проблемами современной политической жизни Украины.

Применительно к современным реалиям, феномен политического лидерства рассматривается многими отечественными исследователями как исходный пункт для решения ряда насущных социально-политических проблем украинского государства.

Не вызывает сомнения тот факт, что наиболее характерной чертой современной жизни Украины стала политическая нестабильность. Большинство украинских политических исследователей связывает факт политической нестабильности с разобщенностью политической элиты: «В Украине нет единой политической элиты, которая могла бы отвечать за экономическое, политическое, социальное, духовное и правовое состояние государства. Существует множество элит. В парламентских и правительственных структурах возникают лоббистские группировки, которые определяют интересы той или иной элиты. .Все они рассматривают государственные институты как рычаги для реализации своих интересов» [1, с. 223].

В политологическом смысле правомерно соотнести с феноменом политического лидерства ряд аспектов учения Ф. Ницше об иерархическом обществе и сверхчеловеке.

Если судить с позиций Ницше, то возможный выход из сложившейся ситуации можно увидеть в появлении харизматического лидера, которого Ницше характеризовал как последний этап развития демократического государства. «Демократизация Европы есть вместе с тем невольное мероприятие к расположению тиранов - если понимать это слово во всевозможных смыслах, а также и в умственном».

В данном случае следует акцентировать внимание на созвучности интерпретаций феномена политического лидерства у Ницше и в современных политологических исследованиях.

Актуальный сегодня вопрос: каким должен быть политический лидер? Как он должен выстраивать отношения с теми, кого он возглавляет? Ответ на него у Ницше ясен. Великие политические лидеры в истории человечества и те, кто принадлежит к касте правящих, не говоря уже о сверхлюдях, имеют врожденный инстинкт повелевать, можно сказать - это их «естественное право». Современная политология также во многом соглашается с иррациональной интерпретацией природы этого феномена.

Значительное число западных ученых были и остаются сторонниками концепции лидерства, построенной на предположении, что лидеры - это люди, имеющие врожденные специфические лидерские черты. Наиболее распространенной здесь является так называемая харизматическая концепция, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся людям как нечто свыше, как своего рода благодать [2, с. 14].

В истории независимой Украины пока еще не было прецедента прихода к власти харизматического лидера, который бы не только сформулировал однозначную политическую доктрину развития государства, но и смог ее последовательно проводить в жизнь. Элемент харизмы, как иррациональный элемент в этом случае имеет решающее значение. Харизматический лидер делает ставку на чувства, свойственные большому числу людей [1, с. 69].

Что же до реальной возможности прихода к власти на Украине харизматического лидера, то самая очевидная опасность в этом случае - узурпация им государственной власти и установление авторитарной диктатуры. А это то, чем, согласно Ницше, должна кончиться всякая демократия. Однако, если интерпретировать элитарные взгляды Ницше применительно к текущему моменту, то продуктивным элементом у него можно вычленить идею о неутилитарных ценностях представителей власти. Одна из главных мыслей Ницше заключается в том, что масса является инертной и нетворческой, она желает только одного - «как лучше, дольше и приятней сохраниться человеку». Герой же не думает об этом, для него главное - «как преодолеть человека, как стать над массой, их жалкими стремлениями, как стать сверхчеловеком»[1, с. 91]. Лидер у Ницше - это, конечно, сверхчеловек, который противостоит массе. Однако реальный политический лидер (и в демократическом государстве) так же должен уметь подниматься над задачами текущего момента и принимать непопулярные решения, противоречащие воле большинства. Таким образом, главный вывод, который можно сделать по проблеме элиты и лидерства с учетом воззрений Ницше - это то, что элита и лидеры должны руководствоваться не столько желаниями народа, сколько ценностями, которые они должны глубоко принимать, и не только на рациональном уровне.

Безусловно, если отсраниться от рафинированного элитаризма Ницше, данное правило применимо и к остальной части общества. Однако в условиях переходного периода, в котором находится Украина, более реальной целью является достижение единства, по крайней мере, политической элиты, которая могла бы сплотиться вокруг харизматического лидера, не утратив при этом ценностные ориентиры. Для более глубокого осмысления этого вопроса как раз и может быть привлечена социально-политическая концепция Ницше, в частности, та ее часть, которая посвящена проблеме элиты.

 

Литература:

1. Волчан О. Ф. Грани политической жизни: теория и практика. Симферополь, 2001.

2. Гаман-Голутвина О. В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2009. № 3. С. 97-103.

3. Система интернет: http://www.info-library.com.ua/books-text-11520.html