Серикбаева С.С. старший преподаватель КарГУ им Е.А.Букетова

Бакирова А.М. старший преподаватель КГМУ

 

Теоретико-методологический анализ категории

“правовой менталитет”

 

Ключевыми терминами нашего исследования «Правовой менталитет как феномен правовой культуры» это раскрытие таких категорий как «менталитет», «ментальность» и «правовой менталитет».

Для рассмотрения понятия и сущности категории «правовой менталитет» правильно было бы, изучить предпосылки введения категории «менталитет» в науку и определить тот смысл, который в него вкладывается, рассмотреть особенности отечественного правопонимания, выявить соотношение правового менталитета с другими категориями правоведения.

За долгий период своего существования, как, впрочем, и сейчас, понятие «менталитет» в отечественной и зарубежной науке трактовалось и трактуется неоднозначно, что обусловлено чрезвычайной сложностью данного социокультурного явления. Появление этого термина некоторые связывают с латинским словом  «mens» и с прилагательным от него «mentalis»  (mens, mentis – ум и alis - другие), которое родилось в XVI веке в языке средневековой схоластики.

Словарь С.И.Ожегова и  Н.Ю.Шведовой трактует «менталитет… как…мировосприятие, умонастроение». И.Г.Дубов рассматривает менталитет как «интегральную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и специфику реагирования на него». /3/ У других менталитет, выступает, «как присвоенные конкретным индивидом специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности».

Некоторые отечественные ученые определяют менталитет следующим образом: Р.В.Манекин – как «совокупность представлений, воззрений, «чувствовании» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы»; Ю.Л.Бессмертный – как «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведение члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и их собственного места в нем».

В отечественной литературе затрагивается вопрос и о соотношении понятий «менталитет» и «ментальность» появились и производные от него термины. Широко стало употребляться прилагательное «ментальный», а от него, в свою очередь, был образован новый термин – «ментальность».  В зарубежной историографии он вначале применялся главным образом в психологии, физиологии и философии в следующем значении: способность психики индивида хранить в себе те или иные данные либо структуры, характеристики и т.д.

Л.Н.Пушкарев различает употребление терминов «менталитет» и «ментальность» в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение (как, например, «мышление», «сознание» и прочее, ведь нельзя сказать «казахское мышление», «немецкое мышление», но можно сказать «мышление восточного человека», «сознание француза» и т.п.). В то же время «ментальность» может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам (можно сказать «средневековая ментальность», «казахстанская ментальность» и т.д. Но можно как равнозначное употребить и термин «ментальность советского человека» или «ментальность первобытного общества»).

Такая широта в употреблении термина «ментальность объясняется тем, что посредством суффикса «-ность» от основ имен прилагательных образуется, как правило, существительное, обозначающие признак, отвлеченный от предмета, а также качество либо состояние. Итак, «ментальность» - это признак мыслящего человека, характерный для данного лица или коллектива в данное время. «Ментальность» и «менталитет» - близкие, но не равнозначные понятия. Иначе говоря, различия «менталитета» и «ментальности» можно увидеть в таких их оппозициях, как теория (первый имеет теоретическую значимость, он абстрактен) – практика (второй выступает как признак, характерный для реально существующего, конкретного носителя, он «персонифицирован»), термин «менталитет» первичен, а термин «ментальность» вторичен, в связи с тем, что появился как производный от первого. Тем не менее, надо сказать, что употребление двух этих терминов еще не устоялось. Есть достаточно много исследователей, которые применяют их как равнозначные.

С полным основанием можно сказать, что изыскания ученых разных стран способствовали утверждению новых подходов в осуществлении социального управления, новых взглядов на предмет субъектно-объектных отношений в политической и правовой науке и практике. На первое место выдвигается человеческий фактор, в качестве движущих сил экономики и общественного развития в целом рассматриваются не только технический прогресс, развитие производительных сил, но и творчество конкретной социальной общности, обладающей соответствующим мировидением, менталитетом.

При изучении менталитета конкретного социума необходимо обращать внимание на то, как в массовом сознании воспринимаются определенные явления. Например, такие как: образ социального целого и оценка социальной структуры; представление о праве и обычае; отношение к свободе – понимание свободы и несвободы; отношение к труду, собственности, богатству, безопасности; понимание человеком своего места в структуре общества; трактовку пространства, времени и истории; образ природы и способы воздействия на нее; оценку возрастов, брака; представление о мире земном; понимание уровней культуры и религиозности; отношение к смерти; социальные фобии и коллективные психозы; отношение к власти, к представителям других народов, к традициям и обычаям; представления о собственном народе, этносе, о его месте среди других народов, о войне, о мире. Менталитет это явление примерно такого же порядка, как «жизнь», «смерть», «время», «пространство», «болезнь, «страх», «смех» и т.д.

Неопределенность, расплывчатость понятия «менталитет», на которые показывают современные исследователи, обусловлены тем, что понятие это еще недостаточно логически прояснено, и предмет не очерчен четко, он присутствует повсюду. По существу, во всех без исключения ее проявлениях могут быть обнаружены те или иные симптомы коллективной психической жизни, «обыденные», неиндивидуализированные и безличные аспекты, то содержание сознания, которое четко не выражено, коренится в потаенных глубинах социальной и индивидуальной психики.

Известно, что более привычные, казалось бы, хорошо проработанные понятия юриспруденции также отличаются немалой неясностью, многоосмыленностью. И вряд ли науки, изучающие правовые, общественно-политические процессы, когда-либо способны достичь однозначности в определениях категорий и понятий.

Несмотря на неопределенность и неоднозначность понятия «менталитет», - это термин, которым «новая историческая наука» обозначает главный предмет своего анализа: социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Ментальности диффузны, разлиты в культуре и обыденном сознании, не организованы в законченные и продуманные системы. По большей части они не осознаются самими людьми, обладающими этим видением мира, проявляясь в их поведении и высказываниях как бы помимо их намерений и воли. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи включенными в язык, в обычаи, традиции и верования, в правовом поведении, в отношении к законодательству, государству и власти, в правовой культуре.

В современной отечественной науке теории правовой ментальности пока не создано. Были сделаны только некоторые попытки обозначить исходные, постановочные аспекты доктрины отечественного правового менталитета, которая нуждается в систематическом исследовании своих многочисленных, в том числе специальных юридических, этнокультурных и конкретно-социологических измерений. Такими являются работы В.Н.Синюкова и Р.С.Байниязова, где авторы предприняли попытку объяснить, что они понимают под феноменом «правовой менталитет», что он собой представляет. Можно привести некоторые отрывки,  о том, что это такая «категория, которая отображает сложную морфологию общественного и индивидуального сознания, обозначающую все – как позитивные, знаковые, так и непозитивные, образные, символические и иные феномены правовой культуры, это категория, выражающая сложное, многослойное явление». В этой же работе он неоднократно использует и такой термин, как «политико-правовой менталитет», при этом практически отождествляя его с «правовым менталитетом».

Помимо указанных, в 1994 году выходит в свет «Краткий справочник по теории государства и права», написанный А.И.Коваленко, в котором дается определение правового менталитета. Автор отмечает, что «правовой менталитет – это устойчивое мировоззрение той или иной социальной группы, класса, нации, народа и иной общности на государство и право,  способ их существования и функционирования. Он представляет собой их особое видение роли правовой и политической реальности в жизни общества. Правовой менталитет выступает как состояние умонастроений коллективного субъекта политики относительно пути и способов реформирования права и государства, их структурно-функциональных компонентов (правовой системы, формы правления, политического режима, функции права, государства и т.д.). Правовой менталитет социальной группы, класса, народа, нации и иной общности определяется материальными условиями их жизни, уровнем развития общества в целом, влиянием на склад их мышления мирового сообщества.

В зависимости от сложившейся ситуации, правовой менталитет той или иной общности людей может оказывать мощное воздействие на государственно-правовое развитие общества».

В дальнейшем этого вопроса касались многие ученые правоведы, но теория «правового менталитете» создана не была.

Для уяснения сущности правового менталитета необходимо сравнить его с другими категориями правоведения, например с такими, как правосознание, правовая культура, правовое мировоззрение, правовое мышление и другие.

Понятие «правосознание» и «правовая культура» достаточно глубоко и основательно изучены в отечественной и зарубежной литературе, являлись объектами многочисленных научных исследований. И как результат на сегодняшний день в отечественном правоведении создана теория правосознания и правовой культуры.

Таким образом, в связи с тем, что правовой менталитет не достаточно изучен, проблема выяснения духовно-культурного статуса и соотношения правового менталитета и правосознания как социально-правовых феноменов является чрезвычайно интересной и перспективной, и требующей дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                          Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1992. С.358.

2.                          Ибраева А.С. Теория государства и права. Алматы, 1998.

3.                          Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии, 1993. № 5.С.27.

4.                          Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исследования историии мысли.Опыт количественного исследования итальянских текстов эпохи Возрождения (Поджо Браччолини) // Клио. 1991. № 1. С.28 – 33.

5.                          Бессмертный Ю.Л. Кризис «Анналов»? // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов» / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. – М., 1993. С.9.

6.                          Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. № 3. С.163.

7.                          Гуревич А.Я. Изучение ментальности и проблема исторического синтеза // Споры о главном. – М., 1993.

8.                          Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. – Саратов, 1994. С.179.

9.                          См.: Синюков В.Н. Указ.соч.

10.                      Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С.31-40.