Лаварсанова М.Г.
к.п.н.ст.преп.
.кафедры гражданского права
ДГПУ
Формирование
демократического правового государства и гражданского общества - это единый,
взаимосвязанный и взаимообусловленный комплексный процесс, где одно без второго
не может сформироваться и эффективно функционировать. Отсюда и демократические
реформы, и формирование правового государства предполагают строительство такого
гражданского общества, которое призвано быть на страже интересов людей, их прав
и свобод.
Общеизвестно, что
важнейшим показателем правового воспитания общества выступает уровень
правосознания людей, живущих в нем. Существенный вклад в учение о правосознании
внес известный правовед И.А.Ильин, который доказывал, что правосознание
представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Правосознание
понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная
настроенность инстинкта», некая универсалия, которая имеет формально –
юридическое, естественно – правовое измерение[1].
Правовое
воспитание строится через правосознание и правовую культуру людей, живущих в
определенном обществе, которые обеспечивают непрерывность развития правовых
традиций.
Правовое
государство - это образ жизни, государственное образование, основанное на
верховенстве закона[2] ,
объективная закономерность, величайшее социальное достижение, эффективный
способ организации общества и управления3, главной целью которого
является защита естественных и приобретаемых прав человека и неукоснительное
следование закону. Возникает вопрос, почему?
Во-первых, потому, что это состояние всеобщей
подвластности закону граждан и должностных лиц, органов власти и управления,
самого государства.
Во-вторых, закон — это единственно возможное средство
выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего
общества, превращения воли народа в общественный регулятор общественных отношений,
возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.
В-третьих, закон устанавливает права и обязанности
участников общественных отношений, четкий порядок в обществе.
В-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами
ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от
нарушения их прав, интересов и свобод.
Осуществление идеи
правового государства в значительной степени
зависит от эффективности правового регулирования социальных процессов, совершенствования
законодательства, постоянного укрепления законности и правопорядка. Вместе с
тем огромная роль в этом процессе отводится правовому воспитанию.
Правовое
воспитание молодежи, и особенно школьников, осуществляемое в неразрывной связи
с политическим, нравственным, трудовым, интернационально-патриотическим и
другими направлениями воспитательной деятельности, является одним из основных
направлений воспитательной работы, поэтому его следует вести не изолированно от
развития социальных условий, а в тесной связи с экономическим, политическим и
социальным строем общества, с конкретными этапами его развития.
Для
выявления сущностно - содержательных параметров любого явления, в том числе и
правового воспитания, прежде всего, необходимо обратиться к анализу содержания
и понятия явления, в особенности в таких аспектах, как время появления этого
понятия, основные этапы его эволюции. В этой связи следует отметить, что в
психолого-педагогической, а также юридической литературе 70-х и 80-х годов
проводились активные исследования проблемы правового воспитания подрастающего
поколения. Однако, начиная с 90-х годов до настоящего времени, анализ этого
аспекта воспитания по существу был предан забвению.
Эффективность
правового регулирования во многом зависит от отношения индивидов к праву, от
степени осознания ими правовых положений. Правовая информация является важным
каналом воздействия на правовую культуру и правосознание граждан.
На
современном этапе развития права это утверждение приобретает особое значение.
Многие специалисты приходят к выводу, что утверждение французского юриста Ж.
Карбонье о том, что человеку, «обладающему развитым правосознанием, не так уж и
нужна информация о законе, при таком правосознании гражданин сумеет понять, что
является законным», можно считать архаизмом, ибо настоящее общество требует
глубоких знаний права у его субъектов. Знание права, как известно, как и любые
другие знания являются результатом обучения и воспитания.[114,157, 191, 214].
Правовое
воспитание является частью всестороннего и гармонического развития личности.
Всестороннее развитие
личности во многом зависит от уровня правового сознания населения, от
правильного понимания каждым гражданином своих прав и свобод и умения их
использовать, от готовности исполнять свои обязанности, поступать всегда в
соответствии с законом и своей совестью. Поэтому дальнейшее упрочнение правовой
основы государственной и общественной жизни обуславливает необходимость
улучшения правового воспитания населения и в особенности учащейся молодежи.
В разное время в понятие
всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл.
Педагоги-гуманисты эпохи возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание
всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством,
музыкой, литературой. У социалистов-утопистов Т.Мора, Т. Кампонеллы, Р. Оуэна,
А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего развития приобрела иную
направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях
освобождения от частной собственности на средства производства, впервые
потребовали включения труда в процесс всестороннего гармонического развития,
соединения воспитания с трудом. К.
Галвеций и Д.Дидро, развивая эту идею, в понимание всестороннего развития
включили умственное и нравственное совершенство.[3]
Современная школа ставит своей целью способствовать
умственному, нравственному, правовому, эмоциональному и физическому развитию личности,
всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические
отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности
ребенка с учетом его возрастных особенностей, где правовому воспитанию сегодня
уделяется важная роль.
Важность правового воспитания
молодежи обусловлена тем, что в жизнь
вступают все новые и новые поколения людей, а каждое новое поколение молодежи,
усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений. Это
накладывает определенный отпечаток на
методы, формы и средства правового воспитания молодежи, которые требуют
тщательной разработки[4].
Изучению
проблем правовой информированности общества стали уделять большое внимание во
второй половине XX
века, к концу которого исследователи доказывали, что данная категория является
действенным инструментом реализации творческой роли права и позволяет гражданам
использовать их права и свободы в реальной жизни (А.П.Семитко)[5].
Схожую
трактовку дает философский энциклопедический словарь: «Личность — общежитейский
и научный термин, обозначающий устойчивую систему социально значимых черт,
характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [6].
С точки
зрения Канта, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое
позволяет ему подчинять свое «Я» нравственному закону. Анализируя данные
определения, можно сделать вывод о том, что человек может стать личностью,
научившись уважать не только свое «Я», но и ценить достоинство и «Я» других
людей так же, как и свое собственное. «Возлюби ближнего своего как самого
себя», — гласит одна их главных заповедей христианства.
Стать
личностью самостоятельно человек не может. Формирование личности — процесс
трудный, длительный, требующий глубоких и всесторонних знаний физиологических,
психологических, возрастных и других особенностей человека, с активным участием
родителей, школы, социума и государственной власти, которая избрана народом и
осуществляет свою деятельность от имени избравшего ее народа, призвана
обеспечить условия, необходимые для формирования личности, интегрированной в
современное общество[7]
.
Права и свободы
(естественные права) закреплены в статье 17 Конституции Российской Федерации и
предоставляют человеку (в том числе и детям) свободу выбора поведения. Но как
он воспользуется этим своим правом? Значит ли это, что человек может делать
все, что ему захочется? Как сформировать у него ценностное отношение к
человеку, потребность соотносить
свои права и свободы с уважением прав и свобод других людей, сознательно и
добровольно соблюдать сложившиеся в обществе моральные, нравственные, правовые
нормы и правила повеления? Очевидно, необходимо всеобщее правовое образование,
которое включает в себя правовое обучение и правовое воспитание.
Идея использования
права для полного и гармоничного развития человека восходит к Древней Греции.
Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской
заинтересованности Сократ (ок. 469 — ок. 399 гг. до н. э.). Он считал, что
воспитать личность сложно, но главное — надо помочь ребенку стать достойным
человеком. Ученик и последователь Сократа Платон (ок. 427 — ок. 348 гг. до н.
э.) обосновал концепцию гражданского воспитания. В ее основе лежит идея
гармонии как совокупности достоинств человека — гражданина.
Идеи гражданского
воспитания с подчинением закону, праву получили дальнейшее развитие в Новое
время. Так. К. Гельвеции (1715—1771) обосновал взаимосвязь законов и
воспитания, показав, что совершенство воспитания зависит от уровня законов.
Учение немецкого философа И. Канта (1724—1804) о государстве и праве
затрагивало вопрос о воспитании. Он провозгласил «категорический императив»,
согласно которому надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли
стать принципом всеобщего законодательства». И. Кант, помышляя о
самоопределении личности, подчеркивал важность проблемы формирования высоко —
нравственного чувства — голоса совести.
В петровские
времена начали переводить книги по праву. Основанием для этого послужила
резолюция Петра 1 от 1718 г.
Среди первых
переводных книг была работа Самуила Пуфендорфа – представителя естественной
школы права в Германии. Он первым предложил строить юридическую науку на
светской основе. Книга С.Пуфендорфа «Об
обязанностях гражданина и человека» стала в России руководством по обучению
правоведению. В то же время делались попытки создать учебные заведения, где
было возможно осуществлять правовое обучение.
В силу того, что
право имеет политическую природу и является нормативной формой согласования
воли и интересов больших социальных групп, праву учили в тех пределах, которые
позволяли бы формировать должную благонамеренность, законопослушность учащихся.
Правительство
Николая I (1825—1855)
разрабатывало проекты о практической подготовке воспитанников, «намеревающихся
выйти из гимназии на службу». После отмены крепостного права (1861) Устав
гимназий (1864) исключил законоведение из учебного плана, дав указание о
необходимости бесед в послеурочное время по правовым вопросам.
Только в 1905-1906
учебном году актуализировалось преподавание законоведения в мужской средней
школе. Преподавателям рекомендовалось обеспечить понимание детьми обязанностей
перед государством.
К началу ХХ в.
педагоги страны доказывали важность стимулирования самостоятельной
познавательной деятельности учеников, а потому предлагали организовать работу с
юридическими источниками, готовить доклады и рефераты. В этот период не
существовало научно обоснованной системы правового образования.
В методике
правового обучения в 1920-е гг. произошли существенные изменения, которые
оказали влияние на систему мероприятий по организации правового воспитания. В
практике работы школ появился так называемый лабораторно-бригадный
исследовательский метод. Ученики самостоятельно изучали юридические источники,
искали ответы на вопросы жизни. Такой подход позволял индивидуализировать
работу каждого, но в то же время развивать и навыки коллективной деятельности [8].
В последующие годы
система правового образования приобрела идеологизированный характер.
Доказывалось, что политическим источником методической деятельности учителя
должны стать Программы КПСС, решения съездов и др. документы, а юридическим
источником – Конституция СССР. При этом предлагалось различать основные и
второстепенные цели правового образования.
Начало XXI века ознаменовано новыми тенденциями в
правовом обучении. Их особенностями являются: практико-ориентированный подход в
изложении содержания выстроенных правовых курсов, опора на социальный опыт
ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
формирование активной гражданской позиции личности; уважение к правам человека
и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня юридической
грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения
ребенка в дальнейшем.
Главными целями
правового воспитания и обучения в условиях становления правового государства
стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого
уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности[9]
В
Государственном образовательном стандарте (образовательная область «Общество»,
1. 4. 6 — «Политико-правовая сфера») определены следующие цели школьного
образования:
·
содействие
самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
·
формирование
человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на
совершенствование этого общества, его ориентация на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
·
воспитание
гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободам человека;
·
формирование
основ мировоззренческой, нравственной, правовой
экономической, социальной, политической, экологической культуры;
·
ориентация
учащихся на гуманистические и демократические ценности, на непреходящие
ценности национальной культуры .[10]
Анализ
современных подходов к правовому воспитанию детей и подростков показывает, что,
несмотря на их множественность, в основном они ориентированы на изучение прав и
свобод человека (в том числе и ребенка), ознакомление с нормативно-правовой
базой государства, юридической терминологией и т. д. Представляется, что такой
подход значительно снижает эффективность правовоспитательной работы. С одной
стороны (и это аксиома), любой человек, не знающий своих прав, не сможет ими
воспользоваться и, естественно, его отношение к правам и свободам других людей
будет безразличным, что приводит к девальвации самого понятия «права человека».[11]
[1] Никитин А.Ф. Основы обществознания: учебник для IX
кл. общеобр. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. – 208с.
[3]
Певцова Е. А. Педагогические технологии обучения
праву // Теоретические и методические основы
преподавания права в школе. - М., 2002. - С. 224-316.
Педагогика: учебное пособие для пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1987. – 383с.
[4] Маллаев Д.М. Новая
политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы
специального образования / под ред. Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой. – Махачкала:
ДГПУ, 2003.- Вып. 2.- С.3-6.
[5] Рябко Н.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание масс в советском обществе. - Ростов-на-Дону, 1969. – 84с.
[6] Краткая философская энциклопедия. - М: «Прогресс» -
«Энциклопедия». 1994.- 576с.
[7] Философский
энциклопедический словарь. - 2-е изд. -
М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815с.
[8]
Певцова Е.А. Основные концепции правового образования в России и за рубежом // Теоретические и
методические основы преподавания права в школе. - М., 2002. - С. 174-203.
[9] Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования / под ред. Д.М. Маллаева, П.О.Омаровой. – Махачкала: ДГПУ, 2003.- Вып. 2.- С.3-6.
[10] Вырелкин В.П., Есипова Я.Ю. Формирование и
развитие правового мышления как разрешение противоречий // Проблемы
преподавания права в образовательных учреждениях. - Волгоград, 1998. - С. 39-43
[11] Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для IV класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001. – 191с.