Исмаилов М.А.
Руководитель
научно-исследовательской
лабораторией
обычного права
ЮФ.ДГУ
Обоснование необходимости и важности
дисциплин национально-регионального
компонента.
(научно-справочный аспект)
В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на
образование, говорится: “Российская федерация
устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты,
поддерживает различные формы образования и самообразования”. Конституция
Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44).
Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не
ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и
методов обучения. В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта
– федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта
обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает
образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного
значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения
содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и
интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные
на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона,
национального права и национальной государственности.[1]
Данный подход к разработке концепции национально-регионального компонента
образования позволяет в известной степени преодолеть сохраняющийся до сих пор абсолютизацию научного знания, характерную для современного
образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний и определить те общие
подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных
компонентов ГОС, которые являются
частью концепции национально-регионального компонента. Тут важный момент патриотическое воспитание и
патриотизм который проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи
из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном
отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.[2]В
патриотизме проявляется личностное отношение человека к Отечеству, Родине,
личностная оценка явлений и сторон действительности, его способность к активной
деятельности на благо Отечества; потребность «чувствовать себя сыном.
Отечества». Патриотизм облагораживает личность, способствует проявлению чувств
чести, личного достоинства, гордости, гражданственности. Патриотизм является ценностно-нравственным способом понимания и
освоения мира, социальной действительности, культуры. Воспитание патриотизма
соотносимо с духовно-нравственным совершенствованием личности. Патриотизм - это
атрибут духа, фундаментом которого выступает вера. Философия патриотизма основана
на вере в самодостаточность, благую судьбу своего народа. Только такая вера,
разделенная большинством нации, способна превратить любое государство в
образованное, адекватное и устойчиво реагирующее на каждый «вызов истории».
Таким образом,
данный подход к формированию национально-регионального стандарта отвечает
требованиям технологичности, возможности инструментальной проверки качества
регионального образования.
Теперь конкретно о дисциплине: история государства и
права Дагестана[3] учебная дисциплина регионального компонента, подготовлена
и внедрена в учебный процесс и уже апробирована в течении 15 лет ,за это
время подготовлен полный цикл учебно-методического обеспечения и сопровождения
дисциплины.
Была создана научно-исследовательская лаборатория, в
рамках которой было подготовлена и запушена целая серия «Памятники права
Дагестана» в рамках которой подготовлено 15 памятников права,4 работы известных
ученых имеющих отношение к истории государства и права Дагестана[4]-
это раб Комарова А.В. «Адаты и судопроизводство по ним» А. Дирра «Обычное право кавказских горцев» уникальная
работа немецкого ученого ,Рейнке Н . «Горские
и народные суды Кавказского края», Ф.И.Леонтовича, И.Я. Сандрыгайло, М.М.Ковалевского
и др., несколько работ учебного цикла по истории государства и права Дагестана и шести курсам специализации, в том
числе впервые работа «Государство и право Кавказской Албании[5]»
подготовленная видным специалистом по
истории Кавказа древнего периода профессором Гаджиевым М.С. Для
обучения представлен также разные виды учебных (электронный учебник,
хрестоматия, обучаюшие фильмы),разные лекции с привлечением технических средств
обучения, схемы и таблицы.
В рамках учебной дисциплины есть несколько постоянно действующих круглых столов ,студенческий научный кружок
«Маслиат» членами кружка проведено
несколько анкетирований, опубликовали статьи в разных журнала как в России так
и зарубежных странах (Польша,Украина,Болгария,Чехия.)
Преподаватели, ведущие эту дисциплину оказывают методическую помощь при подготовке и введении
аналогичных дисциплин в Чеченском государственном университете,
принимает участие в выпуске серии
«Памятники права народов Кавказа».
Таким образом, можно констатировать, что в современный
период важно изучать дисциплины регионального цикла с учетом тех особенностей
присущих региону и в контексте
общефедерального компонента.
[1] На всем земном шаре живет около трех тысяч
народов (этносов), из них в небольшой стране Дагестана (50 тыс.. км2)
сосредоточено более 60 народностей, из них 22 коренных народностей и десятки
этнографических групп. Сосредоточение в такой небольшой стране как Дагестан
такого большого количества народностей и этнографических групп (языков и
диалектов) является уникальной особенностью (феноменом) Дагестана. Недаром
древние путешественники, географы в своих сочинениях Дагестан называют “страной
гор” и “горой языков”, или как сказал поэт: “разноцветным ковром народов”. Но
как различаются народность и этнографическая группа? В Дагестане народностью принято считать исторически
сложившуюся общность людей, занимающую отдельную территорию, имеющую четко
выраженное самосознание, отразившееся в сознании этой группы (как лакцы, кумыки, агулы и т.д.) и со
своим отдельным языком. Самосознание
— это сознание своего единства и в то же время сознание своего отличия от всех
других подобных общностей. Этнографическими группами в Дагестане принято
считать этнически обособленные группы со своим отдельным диалектом, они входят в тот или иной этнос. (Например,
гидатлинцы входят в аварский этнос или курахцы — в лезгинский этнос и т.д.).
Эти основные понятия не являются навсегда установленными, ученые продолжают
работу над их уточнением не только на сегодняшний день, но и для исторического
прошлого, а также для будущей исторической перспективы. Наша задача —
проследить с позиции современных достижений исторической науки в основных
чертах происхождение и формирование народов Дагестана.
[2] Все народы земного шара говорят приблизительно
на 4-5 тысячах разных языков (точную цифру установить трудно ввиду спорности
методик различения диалекта от языка), которые группируются на 37 языковых
семей. Одна из этих называется кавказско-иберийской (некоторые ученые отделяют
северокавказскую семью), делящаяся в свою очередь на три группы: картвельская, абхазо-адыгейская и нахско-дагестанская. (Нахи” и
“вайнахи” — это пограничные Дагестану чеченцы и ингуши). В Дагестане по той же
схеме степени взаимной близости (они необязательно близки между собой
территориально) языки группируются на четыре подгруппы: 1) аваро-андо-цезская, 2) лакская, 3) даргинская и 4) лезгинская.
Некоторые языковеды объединяют лакский и даргинский язык в одну группу. Коль
скоро феномен Дагестана в его многоязычии, необходимо добавить, что
аваро-андо-дидойская подгруппа содержит еще четырнадцать языков, а лезгинская
десять языков и всего у нас получается 22 языка, на котором говорят коренные
жители Дагестана. Нет уголка на евразийском континенте более многоязычного, чем
Кавказ, где говорят на 40 кавказских языках, а на Кавказе — Дагестан. В
Дагестане представлены не только языки северокавказской группы, но и алтайской
(кумыки, ногайцы и азербайджанцы) и
индоевропейской (русские, украинцы и таты). Для наглядности языковой
строй Дагестана можно представить в виде
схемы №1.Эта схема отражает степень родства языков между собой, а также
здесь можно по их пространственному взаиморасположению определить “из каких
языков какие образовались”, т.е. процесс расщепления более крупных языковых
общностей на более дробные, о чем пойдет речь в разделе “теория праязыка”.
[3] На всем земном шаре живет около трех тысяч
народов (этносов), из них в небольшой стране Дагестана (50 тыс.. км2)
сосредоточено более 60 народностей, из них 22 коренных народностей и десятки
этнографических групп. Сосредоточение в такой небольшой стране как Дагестан
такого большого количества народностей и этнографических групп (языков и
диалектов) является уникальной особенностью (феноменом) Дагестана. Недаром
древние путешественники, географы в своих сочинениях Дагестан называют “страной
гор” и “горой языков”, или как сказал поэт: “разноцветным ковром народов”. Но
как различаются народность и этнографическая группа? В Дагестане народностью принято считать исторически
сложившуюся общность людей, занимающую отдельную территорию, имеющую четко
выраженное самосознание, отразившееся в сознании этой группы (как лакцы, кумыки, агулы и т.д.) и со
своим отдельным языком. Самосознание
— это сознание своего единства и в то же время сознание своего отличия от всех
других подобных общностей. Этнографическими группами в Дагестане принято
считать этнически обособленные группы со своим отдельным диалектом, они входят в тот или иной этнос. (Например,
гидатлинцы входят в аварский этнос или курахцы — в лезгинский этнос и т.д.).
Эти основные понятия не являются навсегда установленными, ученые продолжают
работу над их уточнением не только на сегодняшний день, но и для исторического
прошлого, а также для будущей исторической перспективы. Наша задача —
проследить с позиции современных достижений исторической науки в основных
чертах происхождение и формирование народов Дагестана.
[4] О народах Дагестана, хотя и скудные, но
кое-какие известия имеются у античных авторов. Древнейшим автором сообщений о
дагестанских народах является Геродот (V век до н.э.), которого прозвали “отцом истории”. Среди названий, помещаемых
им на Кавказе, интересен народ “меланхленов”, под которыми, по предположению
проф. Р.М. Магомедова и Дзгуровой В.П., скрываются дагестанские народы, которые
одевались в черную одежду, т.е. носили черные дагестанские бурки. Основным
центром производства бурок на Восточном Кавказе были андийские и близлежащие
аварские селения. Сами андийцы упоминаемы в надписях ассирийского царя Саргона
II, еще в IX веке до нашей эры, где говорится, что он завоевал “страну Андиу” и
взял в плен 4700 человек и их скот. В источнике говорится также о царе “андийце
Телусина”, который также попал в плен. Есть осторожное предположение,
(сделанное академиками Играром Алиевым и Г.И. Меликашвили), что современные
андийцы и есть потомки упомянутого в ассирийских источниках народа. Позднее
андийцев упоминает Страбон среди
албанских племен как “анийцев”. Албанские племена — это народы, населявшие
античное государственное образование. Страбон, сведения которого исследователи
считают надежными, дает описание и Кавказской Албании.
[5] Албания — это сперва племенной союз; потом
государственное образование, существовавшее почти тысячу лет (IV—III века д.н.)
во главе с царем, Албания располагалась на территории современного Азербайджана
и Дагестана (и прежде всего Южного Дагестана) и Восточной Грузии. Слово “дагестан” — “страна гор”, является тюркским вариантом названия
“Албания”, что на греческом также означает “горная страна”. Имеются четкие
следы албанского государства, около 800
лет существовавшего здесь и
объединявшего Дагестан и Восточное Закавказье. Профессор Р.М. Магомедов
указывает на ряд названий: в Южном Дагестане есть селения “Алпанар”. У агулов
сохранились развалины населенного пункта “Алпан”. Характерно, что ныне
утерянное древнее название аварцев — гьайбулу от аварского “гьалбал”, которое крупнейшие ученые
как Н.Я. Марр и Н.Трубецкий отождествляют с названием албан. Албанский царь мог
выставить войско до 60 тысяч пеших и 22 тысяч конных, царство объединяло 26
племен, о которых Страбон говорит, что каждое племя имело свой язык, каждое
племя также имело своего царя (“ныне (т.е. в I в.н.э.) над всеми царствует
один” — пишет Страбон). Армия была вооружена луками, копьями, боевыми топорами,
щитами. Р. Магомедов считает, что в основном население Албании было свободным,
несшее определенные обязанности только царю.
Часть населения Албании жила в городах
Дагестана (столица Кабала около с. Нидж в Северном Азербайджане). Горные
племена не находились в подчинении, но во время войны выставляли военные отряды
в помощь албанскому царю. Албания просуществовала около 800 лет, успешно
отражая походы северных и южных завоевателей, однако вторгшиеся в IV веке н.э.
воинственные кочевники гунны и затем персидское завоевание в V веке уничтожили
Албанию. Из известных племен Кавказской Албании наиболее вероятные предки
дагестанцев — это леги (гелы). Считают, что леги — это
общее название, сохранившееся ныне в грузинском как лек1и закрепившееся за лаками и лезгинами. Дидуры отождествляются с дидойцами, ании и андаки — с андийцами тидии — с тиндинцами, утии с удинами. К древнейшим
упоминаниям о дагестанцах исследователи относят также известия о “гутиях” или
“утиях”, которые, как полагают, относятся к предкам удинов — дагестанскому
племени, живущему в Азербайджане. Тут нужно добавить и то, что античные авторы
считают албан добродушным, красивым народом, высокорослым, сероглазым и
светловолосым. Обращает на себя внимание совпадение описаний внешнего облика
албанов Страбона с описанием
выделяемого ими типа кавкасион. В средневековый период о
народах Дагестана сообщений не так много, хотя арабские и местные исторические
сочинения дают нам неплохие представления о политических образованиях.
Территория Дагестана делилась на множество отдельных политических образований,
хорошо связанных между собой в момент внешней опасности или других общих забот
(безопасность путей, перегоны скота и т.д.). Сравнительно крупные политические
образования — это Серир, политическое образование в Нагорном Дагестане со
солицей в Хунзахе, Хазария —
политическое образование в Северном
Дагестане. Лакз (Шихсаидов А.Р. полагает, что это весь Южных Дагестан),
Гумик (область расселения лакцев), Зирихгерен (Кубачи с прилегающими землями),
Хайдак (область расселения даргинцев). Особое место занимал Дербент, который
арабы называли “воротами ворот”, благодаря особо важному его местоположению на
Каспийском проходе и ему на Каспии морскому порту.