Сайдумов Марат Хамидович
Аспирант.,
Чеченская Республика,
г. Грозный.
О негласном влиянии правовых институтов прошлого на современность . Чеченский судебный орган «Мехк-кхел» в прошлом и на современном этапе.
Ключевые слова: Мехк-кхел, адат, судья, судейский корпус, решение суда, право, правовая система.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с существованием в прошлом обычно-правого института чеченцев «Мехк-кхела», ставится вопрос о его возрождении на современном этапе.
Вопросы
прошлого и настоящего народов Северного Кавказа находятся в тесном
переплетении. Игнорирование опыта прошлого при попытке решения различных
политико-правовых вопросов как показывает история прошлых лет, приводит порой к
негативным последствиям. Национальные республики входящие в состав Российской
Федерации имеют самобытную и богатую историю, своеобразный менталитет народов
Северного Кавказа присутствуя во всех сферах жизнедеятельности отражается
практически на всем. Негласное существование обычно-правовой системы наравне с
федеральной правовой системой порождает массу противоречий в правильной
трактовке того или иного деяния. Бесспорным является то, что все народы
населяющие Российскую Федерацию должны жить в едином правовом пространстве в
противном случае вероятность угроза событий 1991 года, однако отказываться и
игнорировать то, что реально существует, но не имеет государственной
юридической оболочки тоже было бы непростительным расточительством. Современное
российское законодательство постоянно видоизменяется, хотелось бы, чтобы оно
также дополнялось и нормами отвечающими интересам и потребностям всех народов
населяющих многонациональную Российскую Федерацию. В этой связи опыт
эффективного отправления правосудия чеченским древнем судебным институтом
«Мехк-кхел» нуждается в самом широком осмыслении и по возможности внедрении в
отдельных случаях на законодательном уровне в современную практику. В него
выбирались представители тукхумов и отдельных тейпов из числа самых уважаемых и
почетных людей. "Нахские старейшины в Мехк-кхел устанавливали порядок
землевладения и землепользования и согласовывали нормы поведения и меры
наказания за их нарушение, решали вопросы торговли, как внутренней, так и
внешней, принимали меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону
крепости, строили боевые башни, создавали сторожевые или пограничные поселения,
решали вопросы войны и мира, для общественных нужд проводили сборы материальных
средств и определяли различные обложения и повинности. Если отдельные селения и
территориальные общины не подчинялись решению Мехк-кхел, их могли даже
полностью уничтожить" [1]. Данный институт преследовал защиту интересов
народа и общества . В современной науке в отношении чеченцев часто
употребляются термины «тайп», «клановсть» и т.д. Безусловно, организация чеченского
народа по тайповой системе на первый взглдя кажется очевидной, но в реальности
это далеко не соответствует действительности. Даже в самые древние времена
интересы тайпа не ставились на первоочередное место, напротив к тайпу, в
случае, если его представитель не выполнял общегражданские требования
применялись самые жесткие меры воздействия. В этом процессе главная роль
принадлежала «Мехк-кхелу», главной инстанции по решению всех дел гражданских,
так и уголовных. В чеченском научном обществе в последнее время можно услышать
мнение, что «Мехк-кхел» был исключительно судебным институтом (к такому мнению
склонен кандидат юридических наук В. Муртазалиев), однако многие исследователи
не согласны с такой позицией и считают, что «Мехк-кхел» обладал еще и правом
нормотворчества, поскольку в научных источниках именуется как Совет страны. Все
судопроизводство, по обычному праву чеченцев, основывалось на адатах. Судьи,
осуществлявшие правосудие, были уважаемыми и почитаемыми людьми, умевшими
трактовать горский адат. Умение трактовать адат было важным критерием для
выбора судьи. Поскольку адат являлся неписаным законом и в основном сохранился
и передавался через память народа, в народной среде выбирался человек, который
максимально хорошо знал чеченские адаты. По чеченскому обычному праву
допускалось избрание судьями людей, не являвшимися членами того тайпа, где
избирался суд. Особенностью «Мехк-кхела» было то, что данный судебный институт
в понимании чеченцев был гарантом справедливости, его решения были
общеобязательными, ни в одном из исторических источников нет сведений о том,
что «Мехк-кхел» себя дискредитировал приняв неправильное решение. Его
преимущество во многом заключалось в коллегиальности, беспристрастном отношении
к сторонам участвовавшим в делах, невозможностью оказать давление и склонить к
принятию нужных решений. Именно поэтому чеченцы обращаясь в «Мехк-кхел» знали
,что дело будет рассмотрено справедливо. К сожалению, данному институту в
новейшей истории чеченского народа нет места, но при этом обычно-правовые нормы
продолжают действовать. Адатно-шариатское разбирательство существует и порой
отправляется далеко не знатоками, а единого института в этом направлении нет. В
1992 году была предпринята попытка реанимировать на государственном уровне адат
и адатский суд «Мехк-кхел», однако образованный «Мехк-кхел» в скором времени из
консультативно-примирительного органа (то, ради чего он первоначально был
создан) перешел в разряд политической партии. Образованный с целью примирения
конфликтующих сторон на бытовой почве, для решения земельных споров,
возникавших в сельской местности, когда нормы современного законодательства в
виду субъективных причин были бессильны «Мехк-кхел» по своему предназначению
должен был их решать, основываясь на вековых адатах. Однако сформированный
орган не справился с кругом стоящих перед ним функциональных задач и в первый
же год своего существования показал свою беспомощность и неэффективность [2].
Необходимость возрождения в рамках современной Чеченской Республики данного
института высока, но при этом необходимо задуматься над вопросом даже если
данный орган создадут в скором времени, будут ли нынешние судьи «Мехк-кхела»
такими же справедливыми, беспристрастными и свободными от родственных уз, как и
те судьи в далекие времена, благодаря которым «Мехк-кхел» в чеченском обществе
считался единственным гарантом справедливости?
Литература:
1.Саидов И.М. Мехк- кхел (Совет страны) у нахов в прошлом //
Кавказский этнографический сборник. Вып. II. С. 202.
2.Сайдумов Д.Х. Природа адата и тайп в обычном праве
чеченцев»//Монография. Грозный.2000 г.С.112