Сайдумов Джамбулат Хамидович                          заведующий сектором Чеченской Энциклопедии

Академии наук

Чеченской Республики,

старший научный сотрудник

 Комплексного научно-исследовательского института

 РАН,

кандидат юридических наук

Сайдумов Марат Хамидович

аспирант-соискатель

От  Мехк-кхела до Парламента.

 Теоретико-правовые вопросы становления чеченского парламентаризма.

 

      Обращаясь к историческому прошлому чеченского парламентаризма можно с уверенностью сказать, что данный институт у чеченцев был достаточно развитым и носил все внешние и внутренние  атрибуты свойственные данному органу-коллегиальность, избираемость и т.д. Обычное право чеченцев дает уникальное представление о первом    чеченском  парламенте Мехкк-хеле.В исторической литературе нет  точных сведений о дате зарождения данного института, но известно что данный коллегиальный орган прекратил свое существование в период создания на территории Чечни имамата Шамиля. Объяснялось это тем, что имам Шамиль будучи сторонником авторитаризма видел в данном чеченском институте  опасность для созданного  им  теократического государства горцев Чечни и Дагестана.  Чеченское общество в своем развитии претерпевало изменения, связанные с социально-экономическими, политическими, военными, религиозными факторами, к примеру, переселение чеченцев на равнинные земли, изменение социально-экономических условий их жизни способствовали ослаблению горских законов. Вместе с тем свой отпечаток на образ жизни чеченцев наложило принятие ислама, хотя процесс исламизации протекал с учетом сложившихся норм общественной жизни этноса.

         Известно, что с помощью силы не удалось заставить чеченцев принять ислам, поэтому в памяти народа не сохранилось ни одного имени исламского миссионера, который приходил с мечом. В то же время мирный путь принятия ислама оставил в народной памяти десятки имен учителей-устазов, в следствие чего ислам предками чеченцев был принят добровольно на основе понимания  истинного смысла религии.

          На протяжении столетий чеченский Мекх-кхел регулировал различные вопросы как государственного масштаба связанные с принятием решений по отражению вражеских нашествий, так и занимался нормотворчеством в отношении конкретных селений по  совместному владению и эксплуатация некоторых угодий сразу несколькими селениями или обществами. Уникальность Мехк-кхела заключалось в том, что он созывался по мере необходимости, т.е. члены Совета страны (Мехк-кхела) заседали не постоянно (ежедневно), а по мере практической необходимости. Уникальность данного института заключалась в том, что   по своей сути Совет страны представлял в одном лице законодательную и судебную власть. Избрание в Мехк-кхел проходило  путем делегирования в него лучших   представителей чеченских тайпов. Понятие лучший должно было всецело соответствовать чеченскому кодексу чести «Нохчалла», в основе которого лежали принципы благородства, чести, мужества, а главное справедливости.

    Место сбора Мехк-кхела, в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств переносилось с гор на равнину и обратно. Менялись названия Мехк-кхела . Он не оставался одинаковым также по силе власти, социальному составу и форме руководства. Древнейшими местами, где разновременно собирался Мехк-кхел, считаются Маасты, Мизир, Акка, Кий, Нашаха Эртхан корта, Алды, Шали, Герменчук, Гехи, Пхамта, Цойпхеда, Чечен, Чечен на Сунже, Ширчу юрт, Гемс. Боккашу (на левом берегу Терека), Муйт-кер, Нах-корта (на левом берегу реки Мартан) и др. Мехк-кхел, находившийся в с. Кий дал общевайнахский этноним кисты, а чечен-аульский - чеченцы. Некоторые связывают термин нахчи с мехк-кхелом в местечке Нахкорта [1].                        История мехк-кхела - это история всех нахов. И. Попов считает, что общенародный Совет (Мехк-Кхел) сыграл большую роль в консолидации народа и в образовании единого языка[2]. Отдельные сведения о Мехк-кхеле приводятся в трудах исследователей ХVIII-XIX вв.: Вахушти Багратиони, С. Броневского, И. Попова, Г.Вертепова, Н. Семенова, Н. Яковлева и других. По дошедшим до нас преданиям, пишет И.М. Саидов, древнейшими вайнахскими центрами сбора старейшин и Мехк-кхела служили Чанты-Аргуна (Ц1ой-пхеда), Майсты, гора Мизир-корта, Жеми-барз (у селения Чечен-Аул), с.Кий, место для привязи коней (Говраш тосу басо) около г.Грозного, с.Нашха, курган Кхеташ-корта .

         Многими исследователями Мехк-кхел  понимается как главный   судебный орган.Так исследователь И.Попов изучая верховный судебный орган вайнахов Мехк-кхел, который собирался на горе Кхеташ-корта считал, что судебный институт Мехк-кхел должен и может способствовать сплочению различных племен, объединению горских обществ и процессу формирования чеченской народности. Вот что сообщает И.Попов о деятельности судебного органа Мехк-кхел на горе Кхеташ-Корта: «Живя до того без права на собственность, не имея гражданских положений, обеспечивающих права на имущество и даже на жизнь каждого, здесь они впервые сообща обусловили создать адатский кодекс. Первая встреча народа на горе «Кхеташ-корта» не была последней: сюда собирались для изменения адата, если он был не применим к условиям общественной жизни, развивавшейся все больше и больше… В тех же спорных случаях, на которые адата не существовало, алимы отправляли спорщиков в Нашхой-мохк, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый адатский обычай, по мнению чеченцев, существовал в Нашхе, куда обращались обиженные в споре». Судя по сведениям, приведенным И.Поповым, во-первых, между Мехк-кхелом у горы Кхеташ-корта и селения Нашха существовала определенная преемственность, во-вторых, здесь сообща вырабатывались нормы обычного права чеченцев и ингушей, а также вносились изменения в уже существующие адаты в соответствии со складывающейся новой общественно-политической обстановкой и экономическими условиями жизни общества. Количество судей всегда зависело от сложности дела, в основном в чеченском адатском судопроизводстве было три судьи, в особых случаях допускалось привлечение пяти судей. Судьи не должны были состоять в прямом либо в косвенном родстве с участвующими в разбирательстве сторонами. После избрания судей производилась присяга, согласно которой каждый судья клялся в своей беспристрастности к рассматриваемому делу и участвующим сторонам. Обычное право чеченцев предусматривало процедуру отвода судей в случае, если одна из участвующих в деле сторон настаивала на этом. Судебный процесс проходил, как правило, на открытом месте, в случае погодного ненастья судьи отдавали распоряжение установить шатер. Как правило, судьи должны были принять решение в течение двух суток, перерывы в процессе допускались лишь на проведение молитвы и принятие трапезы. Не допускалось во время перерыва на молитву и трапезу передвижение судей и конфликтующих сторон далее, чем на 20 шагов по окружности от места, где производилось судебное разбирательство. После вторичного рассмотрения и вынесения судом решения не допускалось его обжалование и пересмотр. Каждая из сторон должна была клятвенно заверить судей, что решение, принятое столь авторитетным судом, для них является обязательным и справедливым. Сторона, нарушившая клятву, подвергалась всеобщему порицанию среди общественности села, тайпов и народа. Поэтому все стороны стремились исполнить веление адатского суда.

Основная задача чеченского адатского судопроизводства сводилась к защите прав обиженного или потерпевшего с полным возмещением нанесенного материального ущерба пострадавшему.

    С распространением ислама в Чечне наряду с адатскими судами начали функционировать и шариатские суды, которые рассматривали дела имущественного и брачно-семейного характера, а также преступления против религии и духовенства.

       В период царской России , равно как и в период существования имамата Шамиля Мехк-кхел не функционировал на основе адатного права, очевидно царская администрация на Кавказе видела в нем такую же опасность какую  видел в свое время  имам Шамиль.

     Нельзя сбрасывать и низвергать в небытие и придавать полной отрицательной оценке, также и советский период в жизни чеченцев.  В этот период времени в жизни чеченского общества,  постепенно  укрепилось мнение о необходимости существования независимого законодательного органа власти, являющегося естественным противовесом исполнительной власти.После установления советской власти роль местного парламента отводится Верховному Совету Чеченской Автономной области (позднее объединившись с Ингушетией был  сформирован  Верховный Совет Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики).

    Начавшийся в 1922-1924 гг. процесс возникновения Чечено-Ингушской национальной советской  государственности, ознаменовавшийся  возникновением двух  однонациональных  автономных областей, к 1934  году завершился созданием  единой национальной автономной области  чечено-ингушского народа. Чечено-Ингушская область входила в РСФСР на правах административной автономии. Сообразно с формой автономии определялся  и круг ее прав. Она создавала свои собственные органы государственной власти и государственного управления: областной  съезд Советов образовывался  из делегатов, представляющих городские советы, а также из делегатов, избираемых от совхозов, МТС, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, по норме 1 делегат от 600 избирателей, а в сельской местности  – 1 делегат от 3 тыс [3]. 

Среди прав Чечено-Ингушской автономной области, наиболее характеризующих  её как автономно-административное образование, было право разработки и принятия на  областном съезде Советов положения, в котором определялся ее правовой статус. То обстоятельство, что правовой статус автономной области определялся ею с последующим утверждением высшим  органом государственной власти РСФСР (ВЦИК),  подчеркивало национально-административную природу области и конституционную гарантию  ее автономии . Чечено-Ингушская автономная область, хотя и входила в состав Северо-Кавказского края, не была обязана представлять проект указанного положения  и на одобрение края, ибо в нем определялся правовой статус автономной части РСФСР, и соответствующий акт принимался автономной областью и утверждался высшим органом государственной власти РСФСР  – ВЦИК. Разработка правового статуса самой областью свидетельствовала о ее праве участвовать в издании законов РСФСР по важнейшим вопросам, Чечено-Ингушская автономная область  пользовалась правом особого представительства в высших органах власти РСФСР и СССР. Таким образом, интересы чечено-ингушского народа были представлены в высшем органе власти СССР. Чечено-Ингушская автономная область имела своего представителя  и при Президиуме ВЦИК; его задача состояла в том, чтобы представительствовать  во всех центральных учреждениях  РСФСР по главнейшим вопросам, имеющим  политическое, национальное, хозяйственное и социально-культурное значение  для Чечено-Ингушской автономной области, а также в том, чтобы информировать  как центральные учреждения РСФСР по вопросам хозяйственного, культурного и политического строительства национальной жизни области, так и органы  автономной области о важных правовых актах и других мероприятиях, проводимых по национальному вопросу Союзом ССР[4].

Сложным и трагическим в истории чеченского парламентаризма можно охарактеризовать период с 1990-1999 гг.. Принятая Конституция Чеченской Республики  образца 1991 года предполагала наличие авторитетного и сильного Парламента, но то, что произошло в 1993 году, когда Парламент был разогнан явилось предтечей всех последующих  негативных процессов.

            В целом, ни «дудаевский», ни «масхадовский» парламенты ичкерийского периода нашей истории так и не смогли превратиться в политически самостоятельную представительную ветвь власти, стоящую на страже народных интересов. Вероятно, в тех условиях это было просто невозможно [5].   Следует также отметить состояние конституционной составляющей судебной системы Чеченской Республики, так  в период правления режима Д.Дудаева  деятельность Конституционного Суда Чеченской Республики  была фактически приостановлена, сформированный Конституционный Суд Чеченской Республики в февраля 1993 года приостановил свою работу уже через  4 месяца. Д.Дудаевым был подписан указ №45 от 28 мая 1993 года «О роспуске Конституционного Суда ЧР».  Слабой попыткой  реанимации данного института  можно охарактеризовать действия властей в середине 1996 года.  Так, в частности  12 ноября 1996 года  Указом Президента  ЧРИ №191 «Об отмене указа Президента  ЧР от 28 .05.93 г.№45» вышеназванный указ был признан утратившим силу с момента его принятия.[6] Однако после этого в данном направлении наступил процесс стагнации .

     Вторичное рождение Конституционного Суда Чеченской Республики приходится на период  середины  2006 года, когда Чеченская Республика начала возвращаться в единое правовое пространство Российской Федерации.

             Принятие Конституции Чеченской Республики  23 марта 2003 года стало отправной  точкой в новейшей истории чеченского народа, в конституции был заложен фундамент для всех ветвей власти.  По своей сути конституционный контроль – один из универсальных и наиболее эффективных инструментов обеспечения верховенства конституционных предписаний, без которого невозможны ни режим законности, ни демократизм государства, ни его правовой характер.  По своей сути он несет правоохранительную функцию, которая направлена на выявление  противоречащих конституционным предписаниям законов  и приравненных к ним актов.

          С принятием Конституции Чеченской республики 23 марта  2003 года начинается новая  эра в истории возникновения и развития чеченского парламентаризма.  На начальном этапе был избран 2 - палатный Парламент Чеченской Республики, который после принятия соответствующих изменений в Конституцию Чеченской Республики   в 2008 году и проведения выборов вскоре стал однопалатным. Появление законно избранного Парламента в Чеченской Республике стало знаковым событием в новейшей политической истории Чеченской Республики. Во-первых  была создана  законодательная база в соответствии с российским законодательством, во-вторых чеченский народ за многовековую историю получил после Мехк-кхела достаточно эффективный законодательный орган, который прошел этапы  своего зарождения и становления в самый сложный для чеченского народа   период тем самым на деле доказал свою состоятельность и необходимость.

 

 

Литература:.

1. И.М. Саидов  Журнал NIYSO (Справедливость)  № 3-41990 г.  (15-16)

2.Ичкеринцы. ССТО, I, Вл.1878, 262-263).

3.СУ РСФСР1934,№40.ст.246.

4.А.Х.Дудаев. Создание и развитие чечено-ингушской национальной советской государственности. – М.: Наука, 1964. – №6.

5.Э.Хасмагомадов Чеченский  Парламентаризм: история и современность. http://www.chechnyatoday.com/content/view/4360/473  

6. Л. Гумашвили Судебная власть и система органов , осуществляющих ее в Чеченской Республике. Грозный 1997. С.174