К.психол.н., профессор Омарова П.О., Джамалудинова
З.Г.
ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Развитие идей патриотического
воспитания в России
Основы современной теории патриотического
воспитания заложены в трудах отечественных и зарубежных авторов, начиная с
древнейших литературных текстов. Для мировой и российской
философско-педагогической мысли характерны две противоположные тенденции в
отношении к патриотизму – универсалистская (космополитическая) и
национально-ориентированная (основанная на любви к Родине).
Тема патриотизма как гражданского долга
постепенно формулируется в отечественной литературе параллельно с формированием
и централизацией Российского государства. В XIX века школа К.Д.
Ушинского и ее идейно-мировоззренческие принципы народности и создания
национальной русской школой становятся базисом патриотического воспитания в
России XX века.
Этапы становления темы патриотического
воспитания в России можно обозначить следующим образом:
1.
Первый этап очерчивает
период до XII века. В древней античной,
восточной, еврейской и раннехристианской литературе, несмотря на отсутствие
терминов, которые можно было бы соотнести с патриотизмом, любовью к Родине,
обозначены две тенденции отношения к теме патриотизма: универсалистская и национально-ориентированная.
Первая провозглашает ценности космополитизма и осознание личности себя как
«гражданина мира» (наиболее ярко выражена в философии киников, стоиков и
раннего христианства). Вторая ориентирована на защиту своего государств от
врагов и своеобразный национализм древних, основанный на идее превосходства
своего народа (древнееврейские и древнекитайские источники).
2.
Второй этап составили
русские летописи XII –XV в.в. в
которых закладываются смысловые и исторические корни российского патриотизма, постепенное
развитие любви к семье, общине, племени до любви к государству, вызванное
нарастающей централизацией Российского государства и осознанием роли русского
народа в истории Европы.
3.
Третий этап, по нашему
мнению, составляют источники XVI –XVII в.в., в которых впервые в России
упоминается сам термин «патриотизм», формулируется терминологический аппарат
исследуемого проблемного поля. Тексты этого времени демонстрируют
первоначальные представления о патриотической деятельности и ее противоположности
– государственной измене. Определяются и объекты патриотизма (государь, страна,
Отечество).
4.
Четвертый этап составили
труды XVIII – начала XX в., которые очерчивают проблемное поле патриотического
воспитания: соотношение национального и общечеловеческого, основы
социально-педагогической теории патриотизм, цели и методы воспитания патриота.
Впервые патриотизм становится ценностью и целью воспитания, начиная с XVIII века благодаря политике Петра I, продолженной Екатериной II.
5.
Пятый этап представлен
трудами советской педагогической науки, где патриотическое воспитание выступает
как фундамент и основа государства в тесном взаимодействии с интернациональным
воспитанием. Несмотря на идеологические перекосы в образовательной политике
Советского Союза, именно в этот период патриотизм русский поднимается до уровня
патриотизма российского, так как необходимость сосуществования народов в рамках
полиэтнического государства требует высокой культуры межнационального общения и
воспитания детей в духе дружбы народов.
6.
Шестой этап обращен в XXI век. С изменением социально-политических условий и
полным отрицанием прежнего общественно-экономического строя автоматически
произошел отказ не только от коммунистических идеалов воспитания
интернационализма и патриотизма, но и от идей социальной ценности патриотизма и
дружбы народов вообще, что немедленно проявилось в развале СССР, нагнетании
межэтнической напряженности на постсоветском пространстве, выразилось в
локальных военных конфликтах в бывших советских республиках. Крайне критическое
отношение к указанным ценностям облегчило процесс деморализации населения и
ломки устойчивых стереотипов. В последние годы в России обозначилась тенденция
возрождения системы патриотического воспитания в школах, утраченная в ходе
социально-политических и образовательных реформ в ходе перестройки в 90-е годы XX века.
Законодательно и нормативно это нашло отражение в последовательно принятых и реализованных
в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2000-2005 г.г.» и Государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.», Национальной доктрине
образования России, Образовательной инициативе «Наша Новая школа» и других
документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей
страны.
Появление нового государственного заказа
на идеологию патриотического воспитания сформировало интерес исследователей к
этой проблематики и породило всплеск исследований в этом направлении.
Наиболее крупный вклад в современную теорию и
практику педагогического анализа проблемы российского патриотизма в XXI веке внесла научная школа З.Т. Гасанова
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В трудах З.Т.
Гасанова разработаны концептуальные основы теории и методологии воспитания
патриотизма и дружбы народов, базирующиеся на педагогическом интегрировании
знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и
общей психологии), анализе отечественного и зарубежного опыта и представляющей
логически взаимообусловленную, целостную систему знаний.
Автором на основе
глубокого анализа происшедших в стране изменений была разработана научная
теорию патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Всестороннему
ее раскрытию посвящена фундаментальная монография «Воспитание культуры
межнационального общения: методология, теория, практика» (Махачкала. 1998).
Опубликовано также учебное пособие «Педагогика межнационального общения» (М..
1999), рекомендованное Министерством образования России в качестве учебного
пособия для студентов педагогических вузов страны. Педагогика межнационального
общения изучается в 68 вузах России и 8 вузах Казахстана.
Монография и учебное
пособие удостоены премии правительства Российской Федерации (Постановление
Правительства России от 30 августа 2002 года).
В русле построения своей теории автор изучает
специфику межэтнического и этнической социализации в России, США и странах
Европы, рассматривает правовые механизмы регулирования национальной политики
как части государственной системы гражданского образования, обосновывает
сущность и содержание воспитания патриотизма и дружбы народов, систему задач и
принципов.
З.Т. Гасановым разработан
понятийно-терминологический аппарат современной теории воспитания в духе патриотизма,
гражданственности и дружбы народов, включающий в себя следующие термины:
·
содержание
процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости;
·
военно-патриотическое
воспитание;
·
патриотизм,
российский патриотизм, дружба народов;
·
интернационализм,
космополитизм;
·
гражданство,
гражданственность;
·
российский
менталитет;
·
веротерпимость,
толерантность;
·
глобализация,
поликультурное образование;
·
национализм,
шовинизм, расизм, фашизм и антисемитизм;
·
многонациональный
коллектив;
·
формирование
национальных и общенациональных (российских) чувств;
·
формирование
национального и многонационального (российского сознания и самосознания);
·
формирование
общечеловеческих чувств и сознания;
·
формирование
опыта межнационального общения.
З.Т. Гасановым также определены правовые,
морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма, дружбы народов,
веротерпимости.
Важную роль в формировании современной
теории и практики воспитания патриотизма и дружбы народов в России сыграло
последовательное проведение по инициативе З.Т. Гасанова и его научной школы четырех
Всероссийских научно-практических конференций «Воспитание патриотизма, дружбы
народов, гражданственности» под эгидой Российской академии образования,
Государственного НИИ семьи и воспитания, Дагестанского государственного
педагогического университета и Межвузовского центра культуры межнационального
общения Министерства образования Российской Федерации (в 1999, 2001, 2003, 2008
г.г.).
Изучению становления проблемы
патриотического воспитания в отечественной педагогике с позиций исторического
подхода посвящены труды Ю.А. Ломтева
(2002); В.И. Мосеева (2002); И.Р. Антоновой (2004), М.В. Зимы (2004), А.А.
Зубкова (2004); Н.П. Башкатовой (2005), В.В. Богатова (2005), Г.Е. Губанова
(2005), А.В. Коновалова (2005); О.Ю. Колпачевой (2006), Т.В. Горюновой (2007),
С.Ф. Кужилина (2007), Т.А. Бирючинской (2009).
Ряд современных исследований учитывает
возрастной аспект и образовательный уровень субъектов патриотического
воспитания. Разработаны системы и методики патриотического воспитания детей
дошкольного возраста (Л.А. Кондрыкинская, 2001; М.Д. Маханева), подростков и
старшеклассников (А.И. Пятикоп, 2000; С.А. Алиева, 2002; Д.С. Сенюк, 2002; Г.А.
Коновалова, 2003; Е.Л.Райлихина, 2003; Е.Н. Поддубный, 2004; Р.Ш. Гизатуллин,
2005; К.В. Бурьян, 2005; С.А. Чотчаев, 2005; М.В. Талдина, 2006; Е.В. Ширекина,
2006), студентов (Е.Г. Демьянова, 2005; Г.В. Здерева, 2005; С.И. Кожевникова,
2005; Ю.А. Копцева, 2005; В.А. Телегин, 2005; С.П. Меньшиков, 2006; Е.В.
Чекунов, 2006; А.Г. Горельцов, 2007; С.В. Середа, 2007; Л.Н. Котруца, 2009) и
курсантов (В.Е. Уткин, 2004; В.В. Деев, 2004; Д.М. Нуждин, 2004; Н.В.
Ермоленко, 2006; А.Н. Мурзин, 2007; Е.Н. Иванов, 2008; И.В. Чепурина, 2008).
Роль средств народной педагогики и
этнокультурной среды в становлении гражданственности и формировании
патриотических чувств у детей и молодежи изучается в трудах И.И. Валеева
(1999), Н.А. Сиволобовой (2003); Д.К. Алиевой (2004), С.Т. Алиевой (2004), Т.И.
Горной (2004); А.С. Магомедовой (2004), Н.П. Башкатовой (2005), С.З.
Закарьяевой (2005); М.А. Шахбазовой (2005); Г.Р. Валеевой (2006), Н.Н.
Гомзяковой (2006); С.Н. Самтонова (2008).
Значительное количество исследований
посвящено военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи (Н.А. Жильцов,
1999; А.И. Поберезкин, 2000; А.И. Пятикоп, 2000; В.А. Гожиков, 2001; Г.А.
Самарец, 2001; С.А. Алиева, 2002; М.В. Ахвледиани, 2002; В.А. Белоганов, 2004;
Е.С. Естропов, 2005; К.В. Бурьян, 2005; Н.В. Ермоленко, 2006; С.П. Меньшиков,
2006; А.Ю. Войкин, 2007; С.Ж. Курилов, 2007; Е.Н. Иванов, 2008; В.Ю. Микрюков,
2008; Н.И. Евсюкова, 2009).
Среди методов и средств внеурочной
деятельности по патриотическому воспитанию юных граждан выделяется клубная
деятельность и общественные объединения по интересам, которые позволяют, используя
интересы членов клуба и эмоционально-положительную атмосферу, активно влиять на
гражданское сознание детей и молодежи (В.В. Богатов, 2005; К.В. Бурьян, 2005;
Г.М. Лисенко, 2005; Н.Н. Дубинина, 2005; Г.В. Рудакова, 2005; О.Н. Теншова,
2007)
Начало
XXI века характеризуется обращением большого числа исследователей
к проблеме патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обращением
фокуса государственной политики к идеологии национальных ценностей российского
патриотизма, результатом которых стал реально возросший в России уровень
патриотических чувств в наши дни. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенного в 2010
году, 84% россиян считают себя патриотами. При этом они исходят из
представления о том, что «быть патриотом—значит любить свою Родину".