Д.ф.н. Стоцкая Т.Г.
Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Россия
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КАТЕГОРИИ «РАЦИОНАЛЬНОСТЬ»
Кризис классических представление о
рациональности (под которым, прежде всего, следует понимать кризис научной парадигмы
Нового времени и, как следствие, переосмысление самих основ европейской
философии), оказывается теснейшим образом связан с успехами и достижениями в
научно-технической сфере. С середины XIX столетия философия
обнаруживает свою зависимость от этих успехов, поскольку не только логически и
методологически обслуживает интересы научного развития (в качестве теории
познания), но и в качестве мировоззрения опирается на науку, заимствуя у нее
предмет, собственные методы и принципы, а во многом также и свою теоретическую
форму.
В условиях
общего кризиса не только науки с выработанными в ее составе понятиями, но и
потрясения в самих культурных формах европейского, ориентированного на силу
науки, разума, классический рационализм обнаруживает уязвимость своих фундаментальных
предпосылок, среди которых можно выделить следующие:
- некритическая вера в научный прогресс (в
поступательное, линейное приращение знания);
- вера во всесилие и субстанциальный характер
технического и экономического развития;
- предпосылка, согласно которой именно этими
достижениями всецело определяется и навечно гарантируется в сущностно
неизменном виде все бытие европейской культуры.
Речь, таким
образом, идет о том типе философии, основания которого были заложены
гуманистической революцией эпохи Возрождения, и который начал давать первые
ощутимые плоды в эпоху Бэкона и Декарта. Именно с эпохой Нового времени в
истории Европы связано начало научной экспансии Разума, подкрепленной великими
научно-техническими изобретениями XVII-XIX веков.
Если же иметь в
виду европейское философское развитие только в XIX веке - более узкий и близкий
к нам промежуток времени, - проследив роль философии и ее отношение к науке и
научному разуму, то можно заметить, что
вся европейская философия XIX века от Канта и Гегеля до Конта и
Спенсера, за достаточно редкими исключениями, развивалась под лозунгами
научности и рационализма. Эта философия
стремилась быть научной философией, и в
общей своей массе отвергала как антинаучность и иррационализм все то, что было
или казалось ей несовместимым с наукой. Другими словами, европейская философия
в целом (за теми же самыми исключениями) принимала исходные принципы и конечные
критерии научного разума как свои высшие и окончательные принципы и критерии.
При этом наиболее строгие и развитые из наук (математика и математически
ориентированное естествознание) философия первой половины XIX столетия почитала
за образец. [ 1, с. 184-191]
Как следствие
такой преимущественно сциентистской ориентации вполне естественным
представляется тот факт, что кризис европейского сознания в начале ХХ века не
мог не сказаться в самой существенной переориентации значительной части
европейского мышления, культуры, науки, и, наконец, философии – среди тех ее
передовых представителей, которые наиболее остро прочувствовали приближение
этого кризиса. Главные предмет такого переосмысления - научные принципы и
критерии, а также сама идея научности в той ее специфической форме, какую она
приобрела в ходе предшествующего развития.
Важно при этом
заметить, что указанные потрясения отнюдь не исчерпываются лишь своими
духовными и идейными составляющими (кризис европейской образованности, науки,
культуры и социальных норм поведения), - не менее мощными и ощутимыми стали и
их исторические и общесоциальные последствия (инновации в области техники,
болезненная ломка традиционных устоявшихся экономических структур и институтов,
существенные трансформации в политическом сознании).
Осознание
указанного положения дел во всей его полноте породило целый комплекс вопросов,
во многом парадигмальных для современной европейской рациональной культуры: о
характере исходных оснований научного разума, о тех целях, каким он может
служить и каким он служит в тех или иных исторических условиях, о реальных и
идеальных его критериях, а также о критериях разумного вообще, если таковые
существуют. Речь, таким образом, может идти о том, является ли научное познание
в том его виде, в каком оно известно нам, абсолютной и единственно объективной
формой познания, - или же оно является только функцией определенной
исторической эпохи. В последнем случае мы должны были бы говорить – как это и
делают ряд видных современных исследователей – что феномен рациональности, по
своему существу преходящий и временный, несет на себе все специфические черты
породившей его эпохи и, соответственно, приходит вместе с ней и с ней же
уходит, чтобы уступить место каким-то другим формам.
Однако, против тезиса о всецело исторической
обусловленности феномена рациональности сегодня существует ряд серьезных
аргументов. На наш взгляд, правильнее было бы говорить о частичной
обусловленности только классического рационализма. Что же касается рацио как
фундаментальной направленности человеческого мышления, то это понятие не
исчерпывается только классическим рационализмом. Вся философия XIX - ХХ столетия демонстрирует
богатый и отнюдь не до конца освоенный философский (логический,
эпистемологический и онтологический) ресурс для осмысления понятия
рациональности.
Литература:
1.
Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи
с наукой [Текст] / П. П. Гайденко. – М.: Универ. кн., 2000. - 455 с.