“Филологические науки”/ 8. Родной язык и литература

Флёрко Л.В.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан

Мифопоэтический контекст календарных циклов С. Городецкого

 

Реактуализация календарности как культурного феномена на рубеже XXXXI веков предопределила последующий интерес литературоведов и фольклористов к «календарным» жанрам литературы. И если календарная обрядовая поэзия разработана и изучена в фольклористике, то календарная литературная поэзия, напротив, ещё не стала предметом монографического исследования. В связи с этим перспективным представляется изучение мифопоэтики календарных циклов.

В основе понятий календарности и календарного времени лежит цикличность многих природных явлений, движение по кругу: смена дня и ночи, смена четырёх времён года, двенадцатимесячный годовой цикл. Среди поэтов, активно разрабатывающих мифопоэтическую структуру календарности, особое место занимает Сергей Городецкий, творчество которого велико по объему и чрезвычайно разнообразно. Вскоре после выхода в свет первой книги стихов Городецкого «Ярь» Александр Блок опубликовал статью «О лирике», в которой поставил молодого поэта в один ряд с самыми крупными мастерами современной русской поэзии: «Прошло немногим больше года с той поры, как на литературное поприще вступил Сергей Городецкий. Но уже звезда его поэзии, как Сириус, яркая и влажная, поднялась высоко. Эта звезда первой величины готова закончить свое первое кругосветное плавание» [1, с. 5].

Художественный образ мира создавался поэтами Серебряного века не только отдельными произведениями (текстами), но и «ансамблями» произведений (контекстами). Поэтому использовались не только малые, но и большие формы лирического творчества, такие, как «лирический цикл», «лирическая поэма», «книга стихов». В частности, об этом писал В. Брюсов в предисловии к собственной книге стихов «Urbi et orbi»: «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью. Как роман, как трактат, книга стихов раскрывает свое содержание последовательно от первой страницы к последней. Стихотворение, выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница из связного рассуждения. Отделы в книге стихов – не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно» [2, с. 484].

Первая книга С. Городецкого – «Ярь», принесшая молодому поэту широкое признание, вышла в свет в начале 1907 (фактически – в декабре 1906) года. Центральная тема первой книги Городецкого была связана с поэтизацией стихийной силы первобытного человека. «Ярь» воссоздает многоцветный, яркий, полуреальный образ древней Руси. Обращаясь к древнеславянской языческой мифологии, поэт создал образы, излучающие бурную радость, воплощающие как бы красоту и мощь самой природы. В книге «Ярь» широко представлены авторские циклы, содержащие концепт календарности – «Солнце», «Луна», «Заря», «Осенница», «Осенний вихрь», «Полуденные песни», «Всплески хаоса ночного», «Скорбящая весна» [1].

В «несобранном» суточном цикле Городецкого доминирующей является мифологема зари: «Так прилетело утро к ним», «Утро» («Рожок пастуший…»), «Осеннее утро», «Опять рассвет. Из-под сознанья…», «Как сумерки тихи, как ночь еще темна!..». Чаще всего в стихах поэта она ассоциируется  с огнем: Где нежная заря поит истоки рек / Огнем взлетающего солнцеока… [1, с. 222].

Заря получает у Городецкого персонифицированный облик («нежная заря», «лицо зари») и признаки живого существа: / Стелет ткани свои золотые, / Ткет и стелет царевна Заря… [1, с. 74].

В суточном цикле Городецкого наиболее ярко описано вечернее время («Сельский вечер», «Вечерний свет в избе на бревнах…», «Вечер», «Вечер тихий, вечер кроткий…», «Ветреный вечер», «От гор ложатся тени…» и др.). вечер соотносится с концом дня. Вечер – обнажение природы, а вместе с ней человека. Пейзаж с заходящим солнцем имеет мифологический подтекст, который расшифровал М. Эпштейн [4]. Понимание заходящего солнца как обретающего могилу в «траурных» деревьях основывается на семантике смерти, восходящей к древним мифологическим представлениям: умирание дневного света, лучи заходящего солнца.

Одной из частей художественного творчества Городецкого была его литературная работа, предназначенная для детей. Почти все детские стихотворения С. Городецкого, включенные в книгу «Русская поэзия детям», были написаны поэтом с 1906 по 1913 год. Как и многие другие поэты, писавшие стихи специально для детей, Городецкий объединил стихи в циклы: «Зима» («Первый снег», «Зимняя колыбельная»), «Весна» («Весенняя песенка», «Колдун», «Аист»), «Лето» («Доктор Козява», «Ящерица») [3]. По классификации М.Н. Дарвина эти циклы относятся к авторским, их создателем является сам Городецкий, который объединил стихотворения в отдельные циклы. Стихотворения циклов написаны специально для детей. Ребенок имеет возможность проследить все явления в природе, которые совершаются из-за смены времен года – зимы, весны и лета. Стихотворения Городецкого наполнены самыми веселыми чудесами, понятными ребенку.

В стихотворении «Первый снег» месяц и солнце, как в детской игре, считаются друг с другом. В «Зимней колыбельной» поэт нежно и ласково разговаривает с ребенком, которому во сне, когда воет зимняя вьюга, снится «Лето, лето…Светлый юг…». В стихотворении «Весенняя песенка», открывающем цикл «Весна», воспроизводится календарный обряд встречи весны: Собирайся, сбирайся, народ, / В хоровод! / Станем кругом ходить / Да весну веселить, / Хоровод заведем, / Запоем: / Здравствуй, здравствуй, весна! [1, с. 527]. В другом стихотворении весеннего цикла «Колдун» главный герой – колдун – оказывается растяпой, который проспал уход зимы: Весна в окно стучится: / «Вставай, скорей вставай!»… / Проспал, проспал уборку! / Давно прошла зима… [1, с. 528].

В этом детском стихотворении, как и во многих других «взрослых» стихах Городецкого, своеобразно отражается поэтический строй языческой мифологии. Колдун – это образ, созданный воображением поэта. В нем отражены отголоски языческих верований, традиций народной поэзии, календарных обрядовых игр. Герой Городецкого спит всю зиму «за печкой у трубы», а с приходом весны должен совершить уборку, ведь «в лесу работы тьма»:

Колдун к земле пригнулся,

Поднялся до небес,

И сразу встрепенулся,

Зацвел зеленый лес… [1, с. 528].

Кроме упомянутых циклов в антологии «Русская поэзия детям» представлены отдельные календарные стихотворения, которые можно объединить в читательский «несобранный» календарный цикл Городецкого. Так, например, поэтом отдельно не выделяется цикл «Осень». Но в книге представлены два стихотворения, ориентированные на календарное время осени – «Осень» и «Дай мне рученьки твои…» с подзаголовком «Осенняя ласковая песенка». Как и во многих произведениях русских поэтов, в стихотворениях Городецкого звучат те же мотивы «голой» осенней природы: Поле сжато, скошен луг, / Васильков не видно, / Все цветы пропали вдруг… [1, с. 534].

Кроме рассмотренных календарных циклов С. Городецкого в детской поэзии в его «взрослой» поэзии можно выделить читательский «несобранный» календарный цикл, ориентированный на календарное время суток, время года и праздник. Этот цикл включает в себя стихотворения, которые входят в различные книги стихов Городецкого «Ярь», «Темь», «Дикая воля», «Русь», «Ива» и др. [1].

Следует заметить, что М.Н. Эпштейн, который в одном из разделов своей книги представил маленькую энциклопедию пейзажных миров крупнейших русских поэтов, почти ничего не пишет о пейзажных образах в поэзии Сергея Городецкого. Исследователь лишь отмечает, что С. Городецкий одним из первых «воскрешает языческое наследие Древней Руси, символику верований и обрядов, обращенных к плодотворящим началам природы» [4, с. 242].

Использование С. Городецким календарных архетипов, мифологем и мотивов мифопоэтической структуры календарного текста позволяет поэту обратиться к генетической прапамяти, выражающей народную мудрость, к общечеловеческим ценностям, к вечным вопросам бытия. Особенности художественного мифологизма поэта возникают из взаимодействия образов народной культуры и современных ему представлений. Эта черта художественного метода проявляется на разных уровнях авторского текста – и в особенностях языка, и в обращении к мифологическим и фольклорным архетипам при создании образов героев, т.е. при создании своей (авторской) художественной картины мира. Именно мифопоэтическая картина мира, как нам представляется, аккумулирует в своем содержании мировидение (миропонимание) и эстетические принципы поэта. Авторская модель мира в календарных циклах С. Городецкого репрезентирована через осознанное осмысление мифа, через архетипы и создание календарных стихотворений, отражающих национальный менталитет поэта и фоновую культурную память.

 

Литература

1. Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы. Вступит. статья и составление С.И. Машинского. Подготовка текста и примечания Е.И. Прохорова. – Л., 1974.

2. Дарвин М.Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк.; Академия, 1999.

3. Русская поэзия детям / Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примечание Е.О. Путиловой. – Л.: Сов. писатель, 1989.

4. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.