Социальная
философия
Зашихина
И. М.
Северный
Арктический Федеральный Университет, Россия
Генезис и эволюция
американского либерализма
Либеральная теория как
система философских и политических идей оформилась на Западе в XVIII веке и опиралась на идеи отцов-основателей учения:
Дж. Локка, Ш. Монтескье, А. Смита, Дж.С. Милля и других видных европейских и
американских общественных деятелей. Либерализм – сложное структурное явление.
Это и философия, и мировоззрение, и политическая идеология, и определенная политическая
практика, и политические институты, и экономическая теория, и культурное
направление.
Фундаментальные
принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и
собственность), равные права и всеобщее равенство перед законом, свободную
рыночную экономику, правительство, избираемое в ходе открытых выборов,
прозрачность государственной власти. Классическая либеральная теория
предполагает минимальное вмешательство государства в дела общества.
Своим отношением к
вопросам равенства, свободы и демократии. В европейском либерализме ценности
свободы ставятся выше ценностей равенства. Равенство рассматривается как трудно
осуществимое право. Американский либерализм одинаково высоко ценит и свободу, и
равенство, считает их неотъемлемыми характеристиками либерального общества.
Американская Война за
независимость привела к возникновению первой нации - американской, которая
разработала конституцию на основе идеи либерального государства. Основным
прорывом в данной конституции стала идея о том, что правительство руководит
государством с согласия народа. Отсутствие опыта феодализма сделало
американское государство особенным в плане осмысления феномена либерализма.
Поскольку у американцев не было необходимости завоевывать свою свободу, либерализм
в США являлся неотъемлемым условием жизни каждого гражданина еще с рождения. Из
этого положения вытекает факт, что американская политическая традиция
основывается на либеральном консенсусе. Конфликт между противоборствующими
партиями американского политического спектра не касался таких фундаментальных
оснований общества, как основные либеральные ценности, и выражался лишь в
отношении к более частным вопросам внутри либеральной традиции. Либеральный
консенсус явился движущим фактором в эволюции американского либерализма.
Социально-исторические
условия стали определяющим фактором в формировании американской либеральной
доктрины. На протяжении ХХ века либеральное учение не раз подвергалось
различным изменениям. Как правило, перемены касались степени государственного
вмешательства в общественные дела и доли минимального государства в жизни
народа, введения и урезания социальной поддержки граждан Америки.
Процесс
переформулирования либерализма в терминах социальных нужд ХХ столетия проводили
Теодор Рузвельт в рамках доктрины Нового национализма, Вудро Вильсон в рамках
доктрины Новой свободы, Франклин Делано Рузвельт в рамках Нового курса и Линдон
Джонсон в программе «Борьба с бедностью». Эти реформистские периоды дали начало
концепции государства социального благосостояния, в котором национальное
правительство обязано поддерживать высокий уровень занятости в экономике,
следить за стандартами труда и уровня жизни, регулировать методы конкуренции и
устанавливать образцы социального страхования. Самое большое достижение этой
либеральной концепции произошло во время президентских выборов в США 1952 года,
когда Республиканская партия как партия консервативного толка приняла все
изменения, которые претерпела Америка за время либеральных реформ.
Начиная с 1920 годов
либеральная теория минимального вмешательства государства и свободного рынка
претерпела изменения в пользу центрального социального планирования.
Социалистическая система, однако, вскоре обнаружила свою административную
несостоятельность. Позднее кейнсианская экономическая концепция, основанная на
непрямом государственном контроле, а именно на методах фискальной и
монетаристской политики, снова выявили преимущества ценовой системы и
свободного рынка. Либеральная свобода гарантировалась собственными ресурсами, недоступными
государству, - дифференциацией института собственности, системой смешанных
предприятий.
Либертарианство,
возникшее в США в 1970-х гг., стало ответом на суровые жизненные условия для
большей части населения государства. Господство монополистического капитала в
рамках элитарно-индивидуалистическая модель либерализма подверглось резкой
критике. Государство объявлялось источником подавления свободы человека, ему
отводилась минимальная роль. Рыночные же свободы, наоборот, выводились на
передний план. Сложилась новая модель либерализма – социальный либерализм, или
либертаризм.
При президентах Р.
Рейгане и У. Клинтоне концептуальной основой либерализма стала идея «новой
экономики», выразившаяся в течении неолиберализма. Концепция социальной
ответственности государства была сохранена. Государству отводилась роль
арбитра, осуществляющего перераспределение доходов с тем, чтобы смягчить
социальную напряженность, порождаемую неравенством рыночной системы.
Государство поощряло индивидуальное предпринимательство, малый бизнес,
свободную торговлю. Однако это не помешало фактическому усилению
монополистической власти группы централизованных многонациональных корпораций.
В социальную жизнь общества вмешательство государства не допускалось, ему
отводилась нейтральная роль.
Крах неолиберального
проекта в конечном итоге поставил США перед лицом нового кризиса, когда
множество простых американцев оказались в крайне тяжелых социальных условиях.
Минималистское определение индивида, характерное для неолиберализма, означает
минималистское определение свободы, равенства и справедливости. В этом
контексте свобода есть отсутствие вмешательства в частную жизнь человека со
стороны правительства и общества; право есть способность индивида распоряжаться
самим собой; понятие равенства весьма формально; а справедливость заключается в
тех результатах, которые приносит рынок. Уровень морали в условиях
неолиберализма также оказывается минимальным. Человек остается наедине со
своими проблемами, финансовыми неурядицами и жесткой конъюнктурой рыночной
экономики. Либерализм предстает как доктрина, лелеющая желание комфортного
существования и потребительски ориентированное общество.
При анализе текстов
посвященных изучаемой проблематике, обнаруживается, что либерализм не обладает
какой-либо цельной морально-этической теорией. Теоретически либерализм
предполагает такой способ жизни, который согласуется с признанием равного
статуса остальных граждан. В либеральном обществе человек может не соглашаться,
оспаривать, защищать свои взгляды на то, какой образ жизни является приемлемым
и желательным для всех. Государство же в этом отношении остается нейтральным.
Моральные, политические, религиозные взгляды – личное дело каждого, а не
источник публичного политического конфликта.
Либерализм основан на признании
одинаковой моральной ценности каждого индивида. Однако политический либерализм налагает ограничения
на моральные притязания постольку, поскольку в современных демократических
обществах существует плюрализм моральных взглядов. Эгалитарный либерализм
регулирует степень принудительной власти государства. Навязывать индивиду
какие-либо моральные, политические, религиозные взгляды – значит отрицать
равный статус индивидов, равное право на уважение и признание. У каждого есть
право поступить плохо. Несомненно, существуют объективные моральные ценности, и
их нарушать совершенно недопустимо. Целью либеральной политики не является
совершенствование человеческой природы или изменение морального облика
человека. Современный эгалитарный либерализм во многом обязан своим появлением
Джону Роулзу, написавшему в 1971 году исследование под названием «Теория
справедливости», а также Р. Дворкину и Б. Берри, развившими и расширившими
роулзовское наследие.
Эгалитарный либерализм
наших дней имеет мало общего с классической традицией либерализма XIX века.
Несмотря на все различия, проблема соотношения свободы и равенства остается все
такой же острой в наше время. Равенство можно назвать самой сложной и спорной
их всех либеральных ценностей. Через ценность равенства решается вопрос
либеральной демократии.
Поскольку равенства в
современном обществе все еще достичь не удалось, встает вопрос о классификации
феномена демократии. Исследователи выделяют такие виды демократии, как
делегированная, конкурентная полудемократия,
нелиберальная демократия. Многие либералы XIX века видели в равенстве угрозу разнообразию и
автономии индивидов, подрывающую ценность человеческого существования. Такая
точка зрения имеет место и сегодня среди некоторых либералов. В таком случае
либеральные философы рассматривают равенство не как самоценность, но как
критерий дистрибутивных отношений.
Либеральный взгляд на
человеческую автономность и плюрализм мнений находится в полном противоречии с
практикой политического реализма, являющегося неотъемлемой часть современного
американского либерального учения. С легкой руки президента В. Вильсона США
приняли концепцию распространения свободы и демократии в мире. Эта концепция,
выдвинутая в начале 20-х гг. ХХ века, обосновывала притязания США на роль
лидера мирового сообщества и постулировала три основные американские ценности,
которые были провозглашены универсальными и общечеловеческими, и которые
Америка должна «нести» «неразумному» человечеству: демократия, рынок и мир. В
наши дни данная концепция вылилась в Иракскую войну, которую Америка развязала
в одностороннем порядке, несмотря на неодобрение мирового сообщества и ООН.
Война в Ираке привела к дестабилизации и внутриполитической обстановки в
Соединенных Штатах Америки, к ослаблению национальной экономики.
Жизнеспособность американской либеральной демократии встала под вопрос.
Неоконсервативная
идеология, наиболее влиятельный политический проект в США на сегодняшний день,
многое берет у неолиберализма. Несмотря на свое «консервативное» название,
неоконсерватизм представляет собой трансформированный либерализм. Что касается
роли государства, то оно заметно усилилось. Появилось убеждение, что
государственная мощь может использоваться для распространения нравственных,
социальных, политических и экономических идеалов во всем мире. Произошло
свертывание разнообразных свобод. Формально в основные цели либеральной
политики, как и прежде, входят демократия и права человека.
Центральным принципом
неоконсервативного внешнеполитического курса является предельно широкая
трактовка понятия «национальных интересов» США, которые простираются по всему
миру. Доктрина добродетельной гегемонии – выражение данного принципа, нашедшее
место в политике администрации Дж. Буша младшего. Доктрина добродетельной
гегемонии ставит под угрозу нормы международного права. Этика превращается в
придаток политики и экономики, теряя свой самостоятельный статус, считавшийся
основой либерального учения еще со времен И. Канта.
Проведенный анализ
состояния, в котором находится современный американский либерализм, приводит к
выводу, что американское либеральное течение нуждается в серьезных
трансформациях. Легитимность существующей системы подорвана ее противоречиями.
Кризисы духовного, мировоззренческого и социального характера делают
невозможным использование либеральной концепции в том виде, в каком она
предстала в XXI веке. Необходимо вспомнить,
что либеральная доктрина в качестве ценностной основы имеет постулат о том, что
права человека коренятся в естественном праве. В глобальном мире либеральные
принципы невмешательства и равноправия наций являются необходимостью. Более
того, важным становится морально-этический компонент либерального
интернационализма и либерального общества вообще.
Глобальная зависимость
государств от экономических, политических и культурных событий, происходящих в
мире, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами оказывают
незамедлительное влияние на политическую и социальную теорию. Это влияние
неизбежно коснется и философии либерализма. Новый мировой порядок вынужден
отвести вопросам справедливости и морали значительное место, ведь человеческие
существа обладают естественной потребностью поступать морально.
Не случайно в последнее
время все чаще исследователи говорят о необходимости внесения
морально-этического компонента в теорию либерального общества. Фрэнсис Фукуяма,
Джон Кейн, Уилл Хаттон, Ноам Хомский, Анатоль Ливен, Джон Халсман, Дэвид Харви,
Иммануил Валлерстайн, Ричард Рорти, Чарльз Бейтц, Аласдер Макинтайр – это
далеко не полный список современных исследователей, кто в один голос говорит о
том, что мораль должна быть компонентом либеральной доктрины, доктрины,
изначально ориентированной на индивида. Человек должен стать субъектом
глобальной заботы, добродетель – стать традицией, мораль – частью либеральной политики. Необходимо сделать понятие прав
человека применимым к гражданам разных цивилизаций. Необходима эгалитарная,
полностью демократическая историческая система. Социальное равенство,
экономическое, политическое и культурное равноправие всегда были идеалами
либерализма, его основными ценностями. Существование и работоспособность
либеральной доктрины зависят именно от этих принципов.
Литература:
1.
Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: Очерк
современных западных дискуссий. - М.: Московский общественный научный фонд,
2001. - 241 c.
2.
Балибар Э., Валлерстайн И.
Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004, 288с.
3.
Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС,
2003. - 256 с.
4.
Вильсон В. Принципы демократии:
Извлечения из речей и посланий во время войны. Пер. С англ. Г.П. Струве. -
Берлин: Русская мысль, 1924. - 41 с.
5.
Закария Ф. Будущее свободы:
нелиберальная демократия в США и за их пределами. - М.: Ладомир, 2004. - 383 с.
6.
Ф. Закария. Возникновение
нелиберальных демократий. Логос №2 (42), 2004, с. 59 обращение 8.02.11.
7.
Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. Учебное
пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 496 с.
8.
Кин Дж. Демократия и гражданское
общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.
9.
Концепции и определения демократии:
Апология. - М.: КомКнига, 2006. - 224 с.
10. Локк
Дж. Сочинения. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
11. Майроф Б.
Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, диссиденты,
демократы. - М.: Весь мир, 2000. - 480 с.
12. Мораль в
политике. Хрестоматия. Ред. Капустин Б.Г. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 480 с.
13. О свободе.
Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) (Самуэль, Гобхаус,
Масарик, Де Руджеро, Кейнс, Кроче, Дьюи, Хайек, Фаге). - М.: Прогресс-Традиция,
2000. - 696 с.
14. Престовиц К.
Страна-изгой. Односторонняя полнота Америки и крах благих намерений. - Спб.:
Амфора, 2005. - 606 с.
15.
Проблемы американистики. Выпуск 10. Либеральная традиция в США и ее
творцы. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 320 с.
16.
Ролз Дж. Идеи блага и приоритет
права // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел.
Тейлор, Уолдрон. М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 248 с.
17.
Согрин В.В., Патрушев Л.И., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада
XVII – XX века. – М.: Российская академия наук. Институт всеобщей истории,
1995. - 228 с.
18. Теория и
практика демократии. Избранные тексты. / Пер. С англ. Под ред. В.Л. Иноземцева,
Б.Г. Капустина. - М.: Ладомир, 2006. - 496 с.
19. Тилли Ч.
Демократия. - М.: АНО «Институт общественного проектирования, 2007. - 264 с.
20. Хабермас Ю.
Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М.:
Академия, 1995. - 245 с.
21. Хабермас Ю.
Расколотый Запад. - М.: Весь мир, 2008. - 192 с.
22. Хантингтон С.
Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. - М.: РОССПЭН, 2003. - 368
с.
23. Харви Д.
Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. - М.: Поколение, 2007. -
288 с.
24. Хаттон У.
Мир, в котором мы живем. - М.: Ладомир, 2004. - 556 с.; С. 468.
25.
Хомский Н. Гегемония или борьба за
выживание: стремление США к мировому господству. - М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. -
464 с.
26.
Хомский Н. Несостоятельные штаты:
злоупотребоение властью и атака на демократию. - М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. - 480
с.; с. 156.
27.
Фукуяма
Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие. - М.:
АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2007. – 282 с.
28.
Фукуяма
Ф. Великий разрыв. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 474.
29.
Фукуяма
Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2007. –
588 с.
30.
Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея /
под ред. Яковлева Н.Н. - М.: Прогресс, 2001. - 592 с.
31. Шлезингер А. Либерализм в Америке http://www.writing.upenn.edu/~afilreis/50s/schleslib.html Обращение 28.07.08
Литература на иностранных языках:
32.
Beitz Ch.R. The Idea of Human Rights - N.Y.: Oxford University Press,
2009. – 235 p.
33.
Beitz Ch.R. Political Theory and International Relations. - Princeton:
Princeton University Press, 1999. – 253 p.
34.
Benhabib S. Democracy and Difference. - Princeton: Princeton University
Press, 1996. - 373 pp.
35.
Donelly J. Realism and International Relations. - Cambridge: Cambridge
University Press, 2000. - 231 pp.
36.
Dworkin R. Foundations of Liberal Equality // The Tanner
Lectures on Human Values. Vol. 11. Salt Lake City: University of Utah Press,
1990.
37.
Fraser N. Scales of Justice: Reimagining Political Space in a
Globalizing World. - N.Y.: Columbia University Press, 2010. - 224 pp.
38.
Hall J.A.
Liberalism: Politics, ideology and the market. - Chapel Hill: University of N.Carolina Press, 1987. -
255 p.
39.
Hart G. A New Democracy: A Democratic Vision for the
1980-s and Beyond. NY: Times Books, 1983 — 253 pp.
40.
Hartz L. The Liberal Tradition in America. An Interpretation of American
Political Thought Since The Revolution. NY, 1955 (рус. пер.: Харц Л.
Либеральная традиция в Америке. М. 1993)
41.
Ignatieff M. American Exceptionalism and Human Rights. - New Jersey,
Princeton: Princeton University Press, 2005. - 353 pp.
42.
Ikenberry J.G. American Foreign Policy. - N.Y.: Longman, 1999. - 623 pp.
43.
Jumonville N., Mattson K. Liberalism For a New Century. - California,
Los Angeles: University of California Press, 2007. - 252 pp.
44. Kane J. The Politics of
Moral Capital. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 277 pp.
45. Lieven A., Hulsman J.
Ethical Realism: A Vision For America's Role In the World. - New York: Pantheon
Books, 2006. - 228 pp.
46. MacIntyre A.C. Ethics
and Politics: Selected Essays. – Cambridge: Cambridge University Press, 2006. –
239 p.
47. Maple D.R., Nardin T.
International Society: Diverse Ethical Perspectives. - Princeton: Princeton
University Press, 1999. - 288 pp.
48. McGowan J. American
Liberalism: An Interpretation For Our Time. - USA, Carolina: UNC Press Books,
2007. - 269 pp.
49.
Rorty R. Philosophical Papers: Objectivity, Relativism, and Truth. Part
I. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. - 226 pp.
50. A.
Schlesinger, Jr., «The Cycles of American History». [On Line] Accessed on
13.05.10. Available: http://www.austincc.edu/lpatrick/his2341/cycles.html.
51. Valls A. Ethics in
International Affairs. - Boston: Rowman & Littlefield, 2000. - 241 pp.
52. Wilson W. The New
Democracy. Presidential Messages, Addresses and Other Papers (1913 – 1917) / W.
Wilson / Ed. by R.S. Baker and W.E. Dodd. Vol. 1-2. - N.Y.: Kraus Reprint co.,
1970